Премия Рунета-2020
Краснодар
+15°
Boom metrics
Общество14 сентября 2011 10:30

От Сибири до Рязани - все гуляют в Атамани!

Наш корреспондент примерил на себя роль шорника, цирюльника и испытал на прочность местные ходули [фото]
Источник:kp.ru

Еще вчера небо было черным от туч, лил сильный дождь, а сегодня вид из окна редакционного автомобиля шикарный: синее-синее небо, какие-то нереально кучерявые, словно попкорн, облака. Сбоку от трассы - ровные ряды виноградника и черные точки птиц на порыжевшей пашне. Иногда в кадр попадают золотистые копешки сена, а где-то, словно рассыпанные бусинки малахита, не убранные до сих пор арбузы...

И все-таки кого-кого, а уж меня редактор не должен был посылать в Атамань. Знал ведь мой скептический взгляд на всякого рода бутафорные мероприятия, посвященные казакам. Я уверен: времена лихих хлопцев, Тараса Бульбы уже прошли, а нынешнее племя разбаловано и не станет уже таким, как прежде.

- Зачем так тратиться на восстановление исторического пепла? - задаю я один и тот же вопрос, дискутируя с коллегами. Но друзья приводят довод, которым всегда кладут меня, что называется, на лопатки.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- А зачем ты хранишь портрет своего деда и так эмоционально рассказываешь о том, как он сам в станице Курчанской строил саманный дом, использовал у себя на подворье древние жернова для помола кукурузы и держал в сажу свиней. Кстати, только ты из нас знаешь, что такое саж! (Это такое место за перегородкой в хлеву, куда сажают свиней для откорма . - Прим.ред.).

В общем, уж не знаю, какая вожжа под хвост попала моему начальнику, но фестиваль «Легенды Тамани», который проходил в минувшие выходные, посетил именно я. И что самое странное - не пожалел!

Откуда взялись кубанские казаки

Итак, что мы знаем об Атамани? Этнотуристический комплекс, этакий музей под открытым небом. Настоящая казачья станица, построенная в натуральную величину в 2009 году и дающая нам наглядное представление о том, как выглядел быт кубанских казаков в 18-19 веках. Ехать примерно одинаково, что из Анапы, что из Темрюка - около часа. Из Краснодара — три.

Напомним: именно сюда, на берег Таманского залива, когда-то высадились бравые ребята черноморского войска, чтобы навсегда заселить прибрежные земли.

Такой подарок с барского плеча сделала Екатерина II, которая не могла не заметить подвигов казаков в русско-турецкой войне 1787-1792 годов. Но если бы не вклад главного «переговорщика» , атамана Антона Головатого, то чубатые хлопцы ограничились бы землями между реками Днестр и Буг. Но Головатый, заручившись согласием Потемкина, все напирал и напирал. Мол, мы в Запорожье Сечи лишились, хотелось бы чего-нибудь поприличнее взамен. Тем не менее, хлопцы получили свое. Черноморским сынам степи были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».

Неизвестно, сколько дней по этому поводу гуляли бравые мужчины, но пришел черед возводить дома, вести хозяйство и нести службу. Ведь казаки являлись свободным военизированным сельскохозяйственным населением и были большими поклонниками демократии. Высшим органом их жизни был станичный сход, который избирал атамана и правление (судьи, помощник атамана, писарь, казначей). Вот так любой, даже самый рядовой казак мог стать рулевым станицы.

Вся география страны в одной выдуманной станице

Пока мы изучали историю в Интернете, машина выехала на неровную дорогу (какой вам асфальт в 18 веке!) и затормозила у одной из таманских хат.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Да, ладно ставьте машину у моего забора! - одобрительно кивает нам хозяин, когда мы попытались припарковаться. Найти место для автомобиля - дело не из простых. Территория размером с пару-тройку футбольных полей под завязку заполнена легковушками и экскурсионными автобусами.

- А что, здесь всегда так? - интересуемся у мужичка, который , прибоченясь, у калитки наблюдает за маневрами нашего водителя.

- Что вы! - закрывая глаза, протягивает он. - На открытии было еще больше.

Я вспомнил, что зря не принял близко к сердцу слова заставочной песни с сайта «Атамань. рф». Там же ясно чей-то гарный баритон выводил: «Мы поедем с тобой спозараночку, в Атамань, Атамань-Атаманочку!». Судя по наплыву отдыхающих туристов, сюда и правда стоит приезжать еще на рассвете. И судя по очередям возле биотуалетов - делать все свои дела лучше заранее.

Пока идем до главных ворот музея, смотрим на номера машин. Коды регионов представляют, похоже, всю Россию. Приезжие здесь из Пензы, Самары, Челябинска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Перми, Владимира, Воронежа, Удмуртии, Твери, Башкортостана, а также Астрахани и Ханты-Мансийска. Людей - тысячи!

Александр Ткачев: «Это наша судьба!»

Кубанский Дисней-лэнд, который невероятно разросся, нужно постоянно поддерживать в порядке. С этого года вход в станицу платный, взрослым - 150 рублей, детям - 80 целковых. Исключение лишь журналистам и губернатору, который традиционно приезжает в Атамань на праздники лично проинспектировать, как идут дела.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Кстати, вот вам еще одна «фишка». Каждое подворье кузнеца, рыбака или пекаря представляют различные муниципальные образования края. Два года назад руководители городов и станиц кинули клич в своих районах, чтобы станичники приносили все: от старых фотографий до домашней утвари и предметов быта.

Кто-то притащил сундук, кто-то прялку. Так с миру по нитке - был создан настоящий музей. А поскольку станица очень молодая, каждый сезон здесь появляется что-то новое. Власти тоже не скупятся.

Фото: Иван ВИСЛОВ

На этот раз новинкой стал конно-спортивный комплекс, любители скачек могли насладиться забегами красивых лошадок и трюками ловких хлопцев.

Порадовали и коллеги. В этом году краевой департамент по делам СМИ построил здесь «Хату Касьяна- брыхуна» (все хаты здесь имеют смешные клички их хозяев - вымышленных персонажей). Так наш брат доказал, что довольно самокритичен. Знаете, как фамилия руководителя департамента по делам СМИ, печати и телерадиовещания края? Касьянов! Но все совпадения, как говорится, случайны.

Глава края, похоже, остался доволен «живым музеем»:

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Если бы наши предки увидели, что стало с Кубанью, то они бы наверняка гордились нами. И нам бы не было стыдно! - сказал губернатор. - Задача сегодняшнего поколения, всех нас, живущих здесь, жителей нашей красавицы Кубани, уникальной земли - сделать все, чтобы помнить о наших предках, о нашей истории, традициях, ценить это все и приумножать. Это наша судьба!Праздник начинается с того, что к главной сцене выносят ларец с освященной кубанской землей, Евангелие 1830 года в золотом окладе и Жалованную грамоту Екатерины II, дары щедрой кубанской земли.

Фестиваль был в самом разгаре: конкурсы песен, джигитовка, выставка ремесел, ярмарка - все это стало украшением дня. Заливистые мелодии народных песен перебивали друг друга, конкурируя и одновременно зазывая на свое подворье. Вокруг нас балакали красиво одетые бабы, мужики поднимали чарки за здравие. Кто-то неподалеку готовил смачные вареники по старым рецептам. На высоченный столб за сапогами лез очередной неудачник. В общем, жизнь кипела и не собиралась затихать.

А вот найти свободное место за одним из обеденных столов - оказалось делом не из легких. На подворьях, как правило, трапезничали свои. А в одном из немногочисленных мест общепита нас попросили подождать заказ не более -не менее… час.

Воспользовавшись огромной рисованной картой вначале Атамани (неплохо бы их сделать еще в нескольких местах), мы направились по самой популярной улице, где расположились хаты шорника, ткача, кузнеца, гончара, писаря, оружейника, цирюльника, а также - «хата зажиточного казака».

Шорник - это звучало гордо!

Здорово, что в каждой хате сидят экскурсоводы, которые сами по себе являются носителями истории. Мы в гостях у специалиста по коже, войлоку, металлу - шорника.

- Он изготавливал шоры для лошадей (такие кожаные очки, которые закреплялись на внешней стороне глаза животного, чтобы конь не отвлекался. - Прим.авт ), а также хомуты, седла, упряжь, плетки. Шорник был обеспеченным человеком, так как профессия была очень востребованной, - рассказывает Галина Коркишко.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Мне разрешают сфотографироваться в одежде казака. Черкеска села как влитая. В одной руке плетка, в другой кинжал, на голове папаха, смотрю на себя и не пойму: «Любо» или «не любо»?

Мы снова переходим в спальню и видим старинную прялку.

- А вы знаете, что прялкой пользовались не только девочки, но и мальчики? - удивляет нас экскурсовод. - Это не считалось зазорным. Если паренек пойдет в армию, он обязан уметь подшивать свои вещи сам, без помощи. Раньше сызмальства начинали готовить мальчика в казаки. В три года сажали на коня, приучали к седлу. В 21 год казак уходил в армию. Если дома коня не было, то казак шел в пластуны. Это профессиональные разведчики тех лет; могли под носом у неприятеля спрятаться и, подражая птицам, пересвистываясь, вести переговоры между собой. Они ползали на животе (отсюда и название), подтягивали снаряды и вытаскивали из заварухи раненных. Могли до 70 лет служить, уровня достигали такого, что стреляли, не прицеливаясь, по звуку.

В доме цирюльника мы удивились тому факту, что брадобрей в те времена должен был не только хорошо стричь «под горшок», но и вырывать зубы, даже принимать роды. Он мог лечить, например, с помощью пиявок. Как правило, парикмахер был не местным и часто другой национальности - поляком, армянином или евреем. Мы подержали в руках опасную бритву, которая с помощью одного кожаного ремня «наводится» и становится острой.Между прочим, молодые казаки свои чубы старались не состригать, наоборот, даже выставляли напоказ, начесывая и смазывая репейным маслом, чтобы нравиться молодым казачкам. Так что бриолин придумали не чернокожие американцы, а наши с вами кубанские модники.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Хата зажиточного казака просторная: хоть конем гуляй! Встречаем подвешенную люльку, с кукольными детьми.

На столе лежит книга отзывов. Десятки страниц исписаны благодарностями от приезжих. Открываем первую попавшуюся страницу.

«Все великолепно! Молодцы! История должна жить!» Подпись - «Курск».

«Такого впечатления не оставил нам еще не один отдых! Это просто чудо 19-го века в 21-м веке. г. Михайловск, Ставропольский край».

Школа по-кубански: «молиться, молиться и молиться!»

В граматейне - так раньше называлась школа - нас встречает Тамара Колюжная, колоритная кубанская женщина, озорно путающая балачку с русской речью.

Оно и понятно, Колюжная - руководитель фольклорного коллектива «Журавка» в станице Щербиновской.

- В те годы, например в 1794 году, в крае было всего три школы. Две закрылись, а нашей станице работала, потому что при ней было две торговых лавки, в которых продавали то, что мастерили школьники.

Дети казаков тогда не знали, что такое тетрадки. На партах были черные дощечки, на них писали мелом. Стирали и снова писали.

- Удобные парты, ребята? - спрашиваем нынешнюю молодежь, которая оккупировала древние столы с открывающейся панелью.

- Да, очень. Только мой рюкзак в нее не поместится! - улыбается один из приезжих юнцов.

Кстати, тогда в школе пуще арифметики нужно было знать Закон Божий. С молитвы начинался урок, им же заканчивался. Перефразируя слова Ленина,тогдашний слоган мог бы запросто звучать как «молиться, молиться и молиться!»

- И как вам в станице живется? - спрашиваем у экскурсовода.

- Ой, мы сюда уже пятый раз приезжаем! Каждый раз что-то новое! То фестиваль сала, то праздник борща, - говорит женщина.

Некоторым вокалисткам местного ансамбля по 70 лет, они сами привносят в репертуар незнакомые ранее песни.

- И вы знаете, к моему удивлению, нас с удовольствием слушает молодежь. Когда смотрю в зал, некоторые даже плачут, например, когда мы поем грустную песню «Мама».

...Мы уезжали часов в пять вечера. В глазах рябило от красок и многочисленных аттракционов казачьей древности. Мы так и не успели обойти все экспонаты, но успели покататься на лошади и освоить ходули. В наших руках сувенирные магнитики на холодильник, в наших головах - кубанские поговорки и различные «украинизмы», типа «бачить» и «шо цэ такэ». На прощание решаем выпить самогонки из десятилитровой бутыли, которая одиноко стояла на одном из подворий. Рядом все как полагается: огурчики, сало, капустка. В ожидании, что вот-вот сейчас обожжет горло, опрокидываем рюмки, зажмуриваемся. Стоп! Это обычная вода. Какой подвох от казаков! Да-а-а, не ожидал. Но что обижаться - это все-таки не настоящая станица. А в музеях у нас пока не наливают. А зря!

Фото: Иван ВИСЛОВ

КСТАТИ

Минусы станицы:

- Неподалеку от Атамани построили отель, который портит идеальный казачий вид, попадая в «кадр».

- Деревьев очень мало.

- Не хватает миниатюрной бумажной карты, которую можно было бы купить на входе.

- По мнению некоторых местных жителей, на подворьях гуляет сквозняк из-за того, что хаты расставлены далеко друг от друга.

- Проблема с кормежкой туристов пока далека от идеала.

СЧИТАЛКА «КП»

Пирожок с начинкой - 15 рублей.

Сувениры: прихватка - 50, шкатулка- 50 , набор (заварной чайник с чашками) - 350 , чеканка медной монеты - 200 , магнитик — 120 рублей.

Петушок (леденец на палочке) - 50 рублей.

Бутылка вина - 100-200 рублей.

Вареники -80 рублей.

Борщ - 80 рублей.

Сесть на лошадь и пройти 2 круга - 50 рублей.

СЛОВАРИК «КП»

От кухлыка до пиндюрки!

Бондарь - специалист по бочкам

Коновал — ветеринар

Крамарь — торговец

Глэчик - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану.

Кухлык — кружка

Пиндюрка - плоская небольшая мисочка.