Премия Рунета-2020
Челябинск
+7°
Boom metrics

Что мешает водолазам поднять челябинский метеорит

Корреспонденты «КП» побывали в лагере экспедиции «Язь»
Что мешает водолазам поднять челябинский метеорит

Что мешает водолазам поднять челябинский метеорит

Фото: Александр ДЫБИН

Уже больше месяца на берегу озера Чебаркуль работает экспедиция по подъему со дна водоема метеорита, упавшего 15 февраля. Шума вокруг этого мероприятия много, а царь-болидом пока не пахнет. Водолазы по пояс увязли в иле. Почти каждый день они достают небольшие обломки. Но основной кусок весом до 500 килограмм от них ускользает.

РАБОТАЕМ ЗА ИНТЕРЕС

«Язь и мужики против метеорита и зеленых человечков». Такое название получала экспедиция, которую ведет фирма «Алеут». И этот язь размножается почкованием. Забавный логотип наклеен на палатках, лодках и даже на биотуалете. Куда не посмотри — кругом язь.

— Сумма контракта с челябинской областью 1 миллион 600 тысяч рублей, — говорит технический руководитель экспедиции Максим Шипулин, — а мы уже наработали больше. Уникальное оборудование, уникальные специалисты. Все это вылетает в копеечку. Но мы сознательно шли на такие траты. Вряд ли когда-нибудь представится вторая возможность поднять со дна метеорит. Если мы не получим денег, то хотя бы прославимся. А язь появился очень просто. Все видели ролик про рыбу моей мечты на «Ю-тубе». Чем метеорит не рыба мечты? Вот так одно с другим и срослось. Всем нравится.

УМЕЛЬЦЫ-САМОУЧКИ ХОТЕЛИ ПЕРВЫМИ ДОСТАТЬ КАМЕНЬ

Мы сразу же попали на торжественную передачу свежевытащенных осколков.

— Тадам! — Максим Шипулин, выкладывает на стол брезентовый куль. — Там — утрешний улов.

Водолаз, как дед Мороз, раскрывает свой мешок, но вместо камней оттуда появляется плюшевый зеленый человечек.

— Это наш талисман, он будет следить за передачей товара.

Небольшие осколки болида попадаются почти каждый день

Небольшие осколки болида попадаются почти каждый день

Фото: Александр ДЫБИН

Вслед за игрушкой на столе оказываются два черных обломка. Их измеряют и взвешивают. В каждом — по полкило. И на десерт из мешка вылезает увесистый булыжник. Весы показывают четыре килограмма ровно. Все сокровище тут же отправляется к спасателям, которые везут находки ученым.

— Я не специалист, — говорит водолаз, — но ученые меня научили определять метеориты. У них должна быть кора оплавления. Это как корка хлеба. Вот она тут есть. А вот у этого образца нет.

На столе оказывается коричневый камень размером с толстого кота: с метеоритами ничего общего.

— А еще обломки болида должны магнититься, — Шипулин достает длинную палку с мощным магнитом на конце.

Каждый найденный образец измеряется и взвешивается

Каждый найденный образец измеряется и взвешивается

Фото: Александр ДЫБИН

Этот странный инструмент прозвали «Доминатор». Им сканируют ил на глубине. Но даже если магнит не прилипает к большому камню, его все равно поднимут и отправят к ученым. Таковы условия контракта. Кстати, кроме камней на дне озера водолазы находят магниты, которыми находчивые чебаркульцы прошедшей зимой пытались выудить со дна метеориты.

ЧЕГО ТОЛЬКО НЕ УВИДИШЬ НА ДНЕ

После официальной церемонии проходим в палатку, которая является одновременно и штабом экспедиции, и столовой, и спальней. По углам стоят раскладушки. На столах вперемешку лежат водолазные маски, зубные щетки, фотоаппараты, кружки с недопитым кофе и детское масло.

— Когда из воды на ветер вылезаешь, кожа на руках сохнет, — объяснил присутствие в суровом водолазном быте этого объекта Максим.

В палатке несколько компьютеров, на которых просматривают записи с подводных камер. Вдруг попадется что-то, чего не разглядели водолазы.

В быту водолазы неприхотливы, брезентовая крыша над головой - уже хорошо.

В быту водолазы неприхотливы, брезентовая крыша над головой - уже хорошо.

Фото: Александр ДЫБИН

— Когда мы в первый раз вышли на озеро и просканировали дно, то отлично увидели след, оставленный метеоритом и собственно сам объект, — продолжает Шипулин, — сейчас мы перекопали все дно. На воде и под водой куча техники, все это дает помехи и картина теперь не такая ясная. Кроме того, метеорит оказался намного глубже, чем, предполагали ученые. Его еще и начало засасывать. Поэтому мы и придумали эту байку про разумный сапропель (донные отложения — прим. ред.). Как будто озеро не хочет нам отдавать болид.

Водолазы опускаются на дно каждый день. Изначально зона поиска ограничивалась небольшим участком дна диаметром в шесть метров. Сейчас эта площадка выросла до 20 метров. А экспедицию преследуют неудачи и ЧП.

Плавучая платформа посреди озера, в которой греются водолазы

Плавучая платформа посреди озера, в которой греются водолазы

Фото: Александр ДЫБИН

Водолазы уже сожгли три лодочных мотора, пробили борта лодки. Из строя выходили насосы. Техника работает на пределе. Даже мужики болеть стали. Двое слегли с отитом. Но мистики тут никакой нет, все дело в суровых условиях. Холод, ветер, стресс.

Чтобы отвлечься от этих передряг, водолазы выдумывают веселые истории и дают интервью в обнимку с зеленым человечком.

КОГДА ПОДНИМУТ БОЛИД?

На этот вопрос ответа пока нет. Но водолазы не отчаиваются. По их расчетам метеорит преодолел слой сапропеля и сейчас лежит на метрике — это грунт, который находился здесь до того, как образовалось озеро. Глубина по разным оценкам составляет от 16 до 20 метров. Это означает, глубже сокровище погружаться не будет. Нужно только немного времени, чтобы добраться до него…

Куда не глянь в Чебаркуле - кругом "Язь"

Куда не глянь в Чебаркуле - кругом "Язь"

Фото: Александр ДЫБИН