Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество27 мая 2015 12:27

Загасим школьников новыми знаниями!

Только ленивый еще не вышел с предложением чего-нибудь в школе подкорректировать
На самом деле школа уже забита под завязку всякой всячиной

На самом деле школа уже забита под завязку всякой всячиной

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На днях приятель из космической отрасли деловым шепотом сообщил мне:

- А мы будем добиваться от Минобра включения в школьную программу уроков астрономии!

- Занимай очередь! - ответил я ему.

Этой весной какой-то повальный зуд реформировать школу, ничего в ней не меняя. Коммунисты предлагают ввести уроки земледелия, депутаты Госдумы — вернуть начальную военную подготовку (чтобы разбирали автоматы Калашникова, тянули носок на плацу и кидали гранату подальше). Совсем свежее: Общественная палата хочет запустить "Нравственные основы семейной жизни" (а заодно и проверки «нравственного облика учителей» на детекторе лжи). Депутаты московские — уроки толерантности. Еще собирались продлить «Основы религиозных культур и светской этики» до десятого класса (сейчас — одна четверть в 4 классе и одна в 5-м). А сколько модернизировали физкультуру! Занятия бадминтоном, борьбой, художественной гимнастикой и черлидингом пытались впихнуть между прыжками через коня и подтягиванием на перекладине.

В общем, хочешь прослыть современным и патриотичным — предложи чего-нибудь в школе подкрутить. И за умного сойдешь, и прессу соберешь, и никаких неприятностей не прилетит: «Я же только хорошего хотел, а это злобный Минобр доброе дело загубил — не допустил в школу росток нового».

На самом деле, школа уже забита под завязку всякой всячиной. По последним исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, российские ученики (если выполняют все, что положено по программе) загружены до 52 часов в неделю. Напомню: по закону рабочая неделя взрослых длится 40 часов. Благо бы долгое сидение над учебниками давало результат. Так нет — наши во многом уступают сверстникам из Финляндии, Южной Корееи, Японии и Германии — где над домашними заданиями сидят втрое меньше, а программу знают гораздо лучше.

- Как же, у нас и НВП была, и астрономию мы проходили, и арифметику с ботаникой и при этом лишнего за партой не сидели! - вспоминают аксакалы советской школы.

Но тогда не было информатики, не было обстоятельного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», не было экономики. И вообще не было профильных старших классов с углубленным изучением предметов. Возвращаться в заманчивое прошлое, выкинув планшеты, смартфоны и электронные дневники?

В общем, как говорил кот Матроскин, «чтобы продать что-то ненужное, нужно сначала купить что-то ненужное». А чтобы ввести новый предмет, нужно какой-то старый из программы изъять. Ну и еще потратить немалые деньги на разработку нового курса, на подготовку учебных программ и переподготовку учителей.

Спору нет — школьную программу хорошо бы вытащить на свежий воздух и примерно перетряхнуть, выбив устаревшее, скучное, постылое. Чтобы учиться было интересно, полезно и весело. Мы ведь за что в конце концов боремся? Чтобы дети наши были успешны, чтобы детство их было здоровым и счастливым! И чтобы они все-таки знали, почему нельзя засовывать пальцы в розетку.

Вот исходя из этой аксиомы и стоить подумать, какую пользу могут принести занудные уроки, на которых талдычат прописные истины. Может лучше углубить преподавание русской литературы (вот она-то — про нравственность и основы семейной жизни)? Больше практики добавить в биологию (вот и земледелие — на грядке на пришкольном участке)?

Слава богу, что хоть историю как предмет привели в порядок, создав концепцию и написав новые учебники...

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Каких по-настоящему интересных уроков не хватает в школах?

Алексей ОВЧИННИКОВ, «Учитель года»-2011, Липецкая область:

- Наверное, содержание предметов должно меняться в соответствии с запросами общества и времени. Школьникам не хватает навыков работы в команде. Они по-прежнему сидят затылок в затылок и работают индивидуально. Нужно учить их решать проблемы сообща, работать вместе над проектами - в жизни такие навыки потом очень пригодятся.

Игумен Петр (ЕРЕМЕЕВ), ректор Российского православного университета:

- Следовало бы учесть положительный опыт российской школы царского и советского периодов, когда перед ней ставилась задача воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому дело не в названии дисциплин, а, скорее, в их содержании. Ну а в целом я эту инициативу Общественной палаты поддерживаю.

Анастасия СИЛАЕВА, учитель истории московской школы №712:

- Нужно учить детей, как строить взаимоотношения в семье и с противоположным полом. Как говорит мой знакомый медик, если бы вы только видели, сколько сейчас у нас 15-летних рожениц...

Дарья ШКУРИХИНА, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике:

- Физкультуры мало, да и ходят на нее единицы! А вот если бы для девочек ввели уроки самообороны, а для мальчиков - занятия по фитнес-программе тайбо, этот предмет стал бы самым посещаемым!

Людмила АЛЕЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

- Не надо тратить время на занудство, учите обязательные предметы и иностранные языки! Курс русской литературы сократили, хотя именно этот предмет - основа нравственного воспитания, гордость мировой культуры. Как историк могу сказать, что и историю молодежь сейчас не знает.

Михаил СУКИАСЯН, директор частной школы:

- То, о чем говорит Общественная палата, изучают в курсе биологии, обществознания, на классных часах. Пересмотреть надо подход учителей: многие работают по старинке, узко смотрят на предметы, не готовы перестраиваться.

Сергей САРАТОВСКИЙ, психолог:

- Учить этике общения не помешает. Например, правилам поведения в соцсетях или на форумах. Ведь большинство ребят с детского сада бороздят просторы интернета.

Гость №1156, читатель сайта KP.RU:

- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!» - писал немецкий сатирик Себастьян Брант еще в XV веке. Нужен не учебник, а пример родителей!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вместо единого учебника по истории появились целых три

Свершилось: единый учебник истории готов!

А точнее — единые учебники. Полосу препятствий из множества экспертиз прошли до конца только три издательства — "Просвещение", "Дрофа" и "Русское слово".

То, что выпустить один-единственный учебник истории невозможно, было понятно с самого начала. Да это и не планировалось (подробности)