Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Авто6 апреля 2016 17:00

Правительство вставит палки в колеса дорожным лихачам

В Правилах дорожного движения скоро появится термин «Опасное вождение»
Автоматическая камера может зафиксировать одно нарушение, но подтвердить факт опасного вождения она не сможет.

Автоматическая камера может зафиксировать одно нарушение, но подтвердить факт опасного вождения она не сможет.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПРОБЛЕМА ЕСТЬ, ТЕРМИНА НЕТ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил провести общественное обсуждение по поводу опасного вождения. По его словам, прежде чем вводить такую норму в ПДД, нужно исключить двусмысленности и определиться, как она будет работать. «Поэтому норма, если она будет все-таки одобрена, не должна стать поводом для злоупотребления, а действовать исключительно в отношении нарушителей», — сказал глава правительства.

Активные обсуждения с экспертами, что считать опасным вождением и как за это наказывать, шли с прошлого года, и у ГИБДД уже появилась своя формулировка.

«Опасное вождение» - создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или совершения нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, необоснованном резком торможении, препятствовании обгону».

Но это определение еще не окончательное. Для его корректировки недавно прошло общественное обсуждение проекта постановления правительства (изменения в ПДД вносятся именно постановлением правительства, а не депутатами) с участием первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Корреспондент «КП» принял в нем участие.

А ПОГОВОРИТЬ?

На мероприятие для участия пригласили министров, чиновников, общественных деятелей, представителей автошкол, юристов, журналистов, даже блогеров. Обсуждение было активным. Самое главное: необходимость введения определения опасного вождения в ПДД у большинства сомнения не вызывает. Итоги голосования участников таковы:

49% респондентов ответили, что относятся к этому скорее положительно, но только при наличии объективных доказательств вины водителя;

41% участников отметили, что относятся к введению термина положительно, это давно надо было сделать;

7% отнеслись к идее отрицательно, считая, что с проблемой агрессии на дорогах необходимо бороться воспитательными методами;

3% участников отнеслись к идее отрицательно, опасаясь роста коррупции.

- По разным оценкам, более 80% ДТП со смертельным исходом происходит в результате предумышленного нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей, - говорит министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

- Пришла пора нам обсудить термин «Опасное вождение», или «Агрессивное вождение», как его называют. Вопрос сложный, поскольку речь идет о закреплении в Правилах дорожного движения системных нарушений, которые уже так или иначе классифицируются на сегодняшний день в ПДД, но вводится понятие неоднократности этих нарушений.

- Мы видим, что общий фон, культура поведения на дорогах объективно сильно повысилась, именно поэтому сегодня настал тот момент, когда общество видит это самое агрессивное вождение. Еще несколько лет назад мы все фактически были агрессивными водителями и очень часто нарушали, - считает Наталья Агре, глава экспертного центра «Движение без опасности».

- Сейчас общество «в теме», и оно понимает, что происходит на дорогах, и насколько это опасно для жизни. Настало время вводить и непосредственно это понятие, и наказание.

Адвокат, член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена говорил очень много, высказывался за введение термина, сказал в числе прочего, что разговор по телефону и еда за рулем – тоже опасное вождение. Но выступил за то, что одними репрессивными методами проблему не решить, нужно повышать культуру вождения, ввести кодекс вежливого водителя.

К опасному вождению можно отнести массу способов нарушить ПДД.

К опасному вождению можно отнести массу способов нарушить ПДД.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

СМАРТФОН - ДРУГ ГАИШНИКА

- С одной стороны, на руках у жителей РФ порядка 60-70 миллионов различных смартфонов, которые могут в высоком качестве снимать видео, определять геопозицию, обеспечить гарантию того, что этот материал не был изменен. С другой стороны, есть значительное количество разнообразных видеорегистраторов, установленных непосредственно в автомобилях, которые не обладают таким набором функций, проще говоря, это просто видеокамеры, которые на карточку записывают видео. Какие бы материалы не предоставлялись, после этого в судах сотрудникам ГИБДД придется отстаивать легитимность и юридическую доказательность той цифровой базы, которая была представлена в качестве обвинения по административным или даже уголовным делам. На начальном этапе мы сможем использовать материалы, где мы сможем однозначно идентифицировать автора этого отправления, место, где происходило данное нарушение ПДД, и можем гарантировать неизменность этих материалов. Сегодня мы полностью готовы это сделать на основе смартфонов, - Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций РФ, говорит о том, что фиксировать опасное вождение могут просто сознательные граждане при помощи своих смартфонов.

- Уже есть поручение президента РФ, и нам с МВД поручено внести поправки, в том числе, в Кодекс об административных правонарушениях, они уже фактически подготовлены, мы уже начинаем процедуру их внесения в Госдуму, и это будет в ближайшее время принято. Но сможем ли мы использовать абсолютно все данные видеорегистраторов, чтобы легитимно привлекать к ответственности? Ответ: «Скорее, нет». Но мы сможем дополнительно выработать набор технических требований. Появится отдельная группа видеорегистраторов, которые будут способны передавать эту информацию и гарантировать легитимность и юридическую значимость этих материалов, в том числе, и для судебных разбирательств. Это, скорее всего, реально. Уже с осени этого года мы сможем вовлечь десятки миллионов наших жителей, чтобы использовать их видеоматериалы для привлечения к ответственности нарушителей.

Превышение разрешенной скорости к опасному вождению не отнесли. Но Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предложил добавить и превышение разрешенной скорости на 60 км/час в условиях города.

Превышение разрешенной скорости к опасному вождению не отнесли. Но Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предложил добавить и превышение разрешенной скорости на 60 км/час в условиях города.

- Цель – не только введение термина и последующей ответственности, цель другая. Сегодня есть возможность перейти к новому контролю за движением, в том числе и с привлечением общественности. Давайте вспомним 2010 год, когда принимался закон о фотовидеофиксации. Сколько было сомнений, разговоров. Да, есть ошибки, есть проблемы, но система себя зарекомендовала и показывает, что она объективно работает, - говорит глава Госавтоинспекции Виктор Нилов.

- Общество сегодня готово помочь навести порядок на дорогах. Вот вам пример: за последние три года мы видим колоссальное возрастание количества сообщений граждан о том, что водитель садится за руль нетрезвым. Только в прошлом году мы рассмотрели около 106 тысяч материалов, которые были размещены в интернете, с точки зрения нарушений правил дорожного движения. Мы нигде об этом не говорим, но эта работа продолжается. То есть активность общества возрастает.

Безусловно, любая трактовка, которая будет принята, не может быть идеальной. Введение термина «Опасное вождение» не наведет порядок на дорогах, но надо с чего-то начинать. Да, на первом этапе могут возникнуть проблемы, так давайте вместе их решать.

В МАЕ ВСЕ РЕШИТСЯ

- Мы с МВД и Минтрансом понимаем, что термин такой вводить нужно, и нужно вводить административную ответственность. Всегда нам задают один и тот же вопрос: вы что, действительно создаете дополнительные возможности для сотрудников ГИБДД терроризировать добропорядочных водителей? Вы даете им возможность собирать дополнительную дань на дорогах? Конечно, ни у кого такого умысла нет, и такой цели никто не преследует, - сказал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов в итоге дискуссии.

- Я поддерживаю, что за опасное вождение не нужно вводить уголовное наказание. Но нужно определиться по административной ответственности, она может быть очень серьезной и жесткой.

Первый вице-премьер также предложил исправить подготовленное определение с учетом прозвучавших предложений, сделать его проще для восприятия водителями. И дополнительно делать видеобиблиотеку для наглядной демонстрации, что является опасным вождением. В течение месяца-полутора создать десять-двадцать наглядных примеров опасного вождения, чтобы каждый посмотревший эти видеоролики знал, что вот такой способ вождения является безусловно опасным.

Игорь Шувалов сказал про еще один существенный момент, касающийся видеорегистраторов:

- Нужно сделать так, чтобы результаты видеофиксации принимались судом как доказательства. Чтобы не получилось так, что наша забота о том, чтобы в эти данные никто не влезал и их не изменял, не превратилась в заботу о монополистах, которые производят соответствующие приборы видеофиксации. Надо думать о потребителях, чтобы это была дешевая аппаратура, доступная для всех водителей. Нужно немного упростить подход к этому, и видеодоказательства по опасному вождению должны быть доказательством в суде.

Судя по всему, у правительства есть решимость (после доработок в апреле) уже в мае принять поправки в Правила дорожного движения, закрепив в них термин «Опасное вождение». И постараться успеть до завершения весенней сессии провести через Госдуму законопроект о введении административной ответственности за опасное вождение.

ЦИФРЫ

Итоги дискуссии

63% участников ответили, что за опасное вождение необходимо ограничиться только административной ответственностью - от штрафа до лишения прав.

37% сочли, что ответственность должна быть уголовной или административной - в зависимости от последствий правонарушения.

А КАК У НИХ?

Тебя посадят, а ты не гоняй

В развитых «автомобильных» странах существуют строгие наказания за опасное вождение.

Германия – штраф 250 евро или лишение прав на 3 месяца.

Япония – штраф плюс исправительные работы на 6 месяцев.

Австралия – штраф 5500 долларов или лишение свободы на срок до 3 лет, повторно – лишение на 5 лет или арест.

США – штраф от 25 до 5000 долларов и (или) лишение свободы на срок от 10 суток до 1 года.

Великобритания – 2 года тюрьмы плюс лишение прав, если в результате опасного вождения погибли люди – до 14 лет тюрьмы

- В Британии уже за сам факт опасного вождения грозит тюремное заключение, и этот закон введен в 1948 году. Опасным считается вождение, если оно признается таковым опытным и благонамеренным водителем. Чисто субъективное определение. Правоприменительная судебная практика у них нарабатывалась почти 70 лет, пока не была отлажена до идеала, - говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

- Мы сегодня такого сорта определения принимать еще не можем, не научились. В науке это называется транспортным самообучением нации. Идет оно в России вполне успешно. Но мы все еще отстаем по транспортным рискам от хороших показателей продвинутых стран-лидеров в области безопасности дорожного движения, и не на 10 процентов, а в 10 раз. Поэтому определение водить, безусловно, нужно , правоприменительную практику будем нарабатывать. Безусловно, будем ошибаться. Формулировка не идеальная, но надо с чего-то начинать. С некоторого момента мы разделим понятия, как во всем мире, небрежного и агрессивного вождения.