Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество15 июля 2016 12:50

Сложносочиненные экзамены

Почему вузы не проверяют эссе абитуриентов, как обещали
Авторы (2):
Артур Пугач
Всего итоговое сочинение в этом учебном году писали 688 699 человек.

Всего итоговое сочинение в этом учебном году писали 688 699 человек.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

У абитуриентов - новый повод для беспокойства. Казалось бы: ЕГЭ сдали, очередь в приемную комиссию отстояли, чего еще? А не все так просто! Очередным камнем преткновения на пути к студенческому билету оказалось сочинение, которое выпускники писали в декабре.

Напомним: итоговое сочинение школьники пишут не только для того, чтобы получить доступ к сдаче ЕГЭ, но и ради дополнительных баллов при поступлении. По установленным Минобрнауки правилам, за него можно получить максимум до 10 бонусных очков к результатам единого экзамена. В общем, дело явно стоит того, чтобы выложиться по полной, решили выпускники и... прогадали.

БАЛЛЫ СТАВЯТ, НЕ ЧИТАЯ

- Старалась, готовилась, писала, - рассказывает Лена, одна из абитуриенток этого года. - Пришла подавать документы - и тут выяснилось, что проверять мое эссе никто не будет! В вузах просто дают 1-2 балла всем, кто попросил учесть свое сочинение, - сразу, без проверок! То есть, эти бонусные баллы получат вообще все!

А ведь по логике вещей, бонус за сочинение должен был достаться лишь самым талантливым выпускникам. Тем, кто написал действительно интересные работы. Так что, затею похоронили на корню?

В вузах такое решение объясняют просто: для проверки нужны эксперты. Надо не просто выдернуть их из отпусков, но и заплатить какую-никакую зарплату за эту работу. Овчинка выделки не стоит.

- В прошлом году мы проверяли сочинения по своей шкале, у нас была создана специальная комиссия. И для многих ребят эти баллы сыграли решающую роль при поступлении. Но в этом году в нашем вузе сочинения решили не учитывать вообще, - разводит руками Юлия Гончарова, эксперт приемной комиссии и ведущий специалист отделения журналистики Российской академии народного хозяйства и госслужбы. - Хотя лично мне думается, что было бы неплохо проверять сочинения хотя бы у студентов творческих специальностей. Для вузов это могло бы служить приоритетных основанием для зачисления. Что ж, руководству виднее.

В других вузах баллы добавляют исходя из оценок, которые ребенок получил за сочинение своей школе:

- Сочинения проверяют в школах, там детям ставят оценки по пятибалльной шкале, - рассказывают специалисты приемной комиссии Российского государственного гуманитарного университета. - Мы учителям доверяем и сочинения не перепроверяем. И баллы начисляем те, которые ребенку поставила его учительница в школе.

БЕЗ СБОЯ НЕТ ВСТУПИТЕЛЬНОГО БОЯ?

В итоге раскошелились на проверку сочинений единицы. Но и у тех возникли проблемы:

- Мы привлекли к проверке преподавателей филфака и журфака, но у них до сих пор нет доступа к Федеральной информационной системе! - говорят в приемной комиссии Московского государственного университета. - Мы пока разбираемся, в чем там проблема. Как только эксперты получат доступ к этой базе, мы сможем проставить оценки - от 0 до 3 баллов. Они действуют на любом факультете МГУ.

Вот только времени на проверку осталось немного. 26 июля заканчивается первая волна приема, и к этому моменту все оценки должны быть готовы. По сути - неделя, а ведь экспертам нужно время, чтобы прочитать все эти эссе!

- По нашему регламенту сочинение проверяется в течение 5 рабочих дней с момента получения его из федеральной базы, - уточняют в приемной комиссии Высшей школы экономики. - Как только мы получим доступ, сразу сообщим об этом абитуриентам!

В Рособрнадзоре, в чьем ведении находится база сочинений, успокаивают - ситуацию уже взяли под контроль:

- Да, в некоторых вузах возникли технические сложности при подключении к Федеральной информационной системе, - поясняют специалисты ведомства. - Проблема уже решена, и вузы должны были получить доступ к работам абитуриентов.

.

.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

КСТАТИ

Лидеры по цитатам - «Судьба человека» и «А зори здесь тихие»

Как и в прошлом году, сочинения разнообразием не страдали. Большинство цитировали «Судьбу человека», «Гранатовый браслет» и «А зори здесь тихие»:

- В прошлом году 80 процентов наших абитуриентов писали сочинения по «Судьбе человека», - говорит Михаил Павловец, заместитель председателя комиссии по проверке сочинений НИУ Высшая школа экономики. - Ребята приплетали это произведение даже, когда писали на тему человека и природы или связи поколений! Понятно, что у ребенка была заготовка. Он брал книжку, прочитанную в девятом классе, и мог притянуть к ней за уши все, что угодно.

Среди отличников и победителей олимпиад самыми популярными произведениями были «Старик и море», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «451 градус по Фаренгейту» и антиутопия «1984».

- Дети писали итоговые сочинения по тому же шаблону, что и ЕГЭ по русскому языку, - уверена Елена Романичева, профессор Московского городского педагогического университета, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе. - А ведь у этих экзаменов разные задачи! ЕГЭ по литературе проверяет знания по литературе. А сочинение проверяет умение человека связно рассуждать на заданную тему и выбирать для раскрытия темы определенный материал.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дети валятся на правописании «не» и «ни»

Арина ЖУКОВА, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института русского языка имени Пушкина:

- Проверкой школьных сочинений мы занимаемся уже второй год. В принципе, с орфографией у детей все неплохо. Чаще всего страдает правописание частиц -не, -ни с различными частями речи. Чуть хуже с пунктуацией: проблемы с причастным и деепричастными оборотами, обособления - все эти ошибки уже давно традиционны.

Большой проблемой, на мой взгляд, является заштампованность мысли и языка. Иногда читаешь сочинение и думаешь, что его написал человек, который прожил жизнь и все повидал. Есть речевые и логические ошибки. Если орфография и пунктуация еще как-то дается ребятам, то построение большого и связанного высказывания все-таки вызывают сложности. В сочинениях встречаются много повторов, когда одной мыслью школьник начинал и ею же закончил, а никакого развития мысль так и не получила.

В прошлом году было много работ «под копирку». Когда люди с разных городов и весей направляли совершенно одинаковые сочинения. Понятно, что все они были взяты из интернета. В этом году мне таких не встретилось. Мне кажется, дети почувствовали себя более свободными. Тогда этот экзамен был введен внезапно, что называется, без объявления войны. Учителя и дети были в панике, никто не знал, как и что делать.

Понятное дело, что в итоге получилось много скомканных работ. А в этом году у меня впечатление, что дети готовились. По крайней мере, наши абитуриенты. Я думаю, это говорит о том, что ситуация потихонечку выправляется. Нельзя сказать, что мы в восторге от работ, но они, в среднем, стали качественнее.

СПРАВКА «КП»

Всего итоговое сочинение в этом учебном году писали 688 699 человек. Из них «незачет» получили почти 2,5 тысячи ребят. Они лишились доступа к сдаче единого госэкзамена и смогут написать его лишь в следующем году.

Для эссе можно было выбрать одну из тем в рамках пяти направления. Сами направления - «Время», «Дом», «Любовь», «Путь» и «Год литературы» - были известны школьникам еще с осени. А вот точные формулировки тем стали известны лишь на самом экзамене, причем, для каждого часового пояса были составлены свои варианты.

В Москве и Центральном федеральном округе темы были следующие:

✓ Когда хочется остановить мгновение? ✓ Что дом может рассказать о своём хозяине? ✓ Какие качества раскрывает в человеке любовь? ✓ Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь - это постоянный выбор? ✓ Чтение литературного произведения - труд или отдых?

Больше половины выпускников написали сочинения о любви. 16 процентов ребят предпочли направление «Путь». Еще почти столько же писали о доме, а 12,5 процентов выбрали тему «Год литературы». Тема времени привлекла лишь 5 процентов выпускников.