Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество26 сентября 2016 13:54

Школьники снова будут мыть пол в классах

Новый министр образования и науки выступила с первой программной речью
Прошло чуть больше месяца с назначения Васильевой главой Минобрнауки

Прошло чуть больше месяца с назначения Васильевой главой Минобрнауки

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Речь Ольги Юрьевны Васильевой на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре по сути можно считать первым программным выступлением новой «главной учительницы страны». Прошло чуть больше месяца с ее назначения главой Минобрнауки. На разных встречах она уже формулировала свое видение той или иной школьно-вузовской проблемы. На этот раз за предложениями министра уже можно увидеть целостную систему.

И она в общем-то понятна: это возвращение к традициям «старой доброй» советской школы. Но с учетом новых реалий.

1. Нагрузить первоклашек

Да, еще Пугачева пела, «нагружать все больше нас…» Ольга Юрьевна сочла, что нынешняя программа для младших классов не дала бы повода Алле Борисовне для такой песни: "Я общалась очень много с учителями начальной школы, потому что начальная школа — это основа основ. Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка. Они не говорили, что она примитивна, они говорили, что она проста».

В общем, по мнению министра, нужно провести экспертизу и «догрузить» младшую школу, чтобы готовились детишки к покорению вершин в школе старшей.

2. Лишние учебники

Возмутило Ольгу Юрьевну то, что для младшей школы сейчас есть больше 400 учебников (правда, они по разным предметам). Да и для старшей и средней с учебниками — перебор. Глава Минобрнауки считает, что количество учебников нужно сократить с тем, чтобы по каждому предмету было всего три линейки – основной курс, базовый и углубленный.

Васильева понимает, что сокращение не так легко организовать: "Да, это будет сложно. Потому что это большой бизнес тех издательств, которые есть". Нужно сказать, что сейчас в стране по сути осталось два мощных издательства, занимающихся выпуском учебников - «Просвещение» и «Дрофа»-«Вентана Граф» с многомиллионными оборотами.

3. Уборка школы

Ольга Васильева считает необходимым вернуть в систему образования работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать "потребителей". Мытье полов дежурным после уроков "никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет". Школьник должен быть "не потребителем маленьким, а созидателем, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями".

Напомню, что дежурства по классу отменили лет двадцать назад. Тогда, когда было принято такое решение, считалось: дело школьника — учиться. А мыть полы должны специально нанятые для этого люди — уборщицы…

4. Уважение к учителю

Министр считает необходимым создать регламент отношений между школой и родителями. По ее мнению, отношения между учителем и родителями перевернуты "с ног на голову".

"Потому что карикатуры, которые есть в интернете вчера и сегодня, я считаю, что это недопустимые вещи. Вот вчера стоит учитель, разговаривает с родителями и говорит, на что надо обратить внимание. Сегодня это другая совершенно картина: стоит учитель, а ученик и родитель пытаются что-то объяснить", — объяснила Ольга Юрьевна.

5. Отдача от вузовской науки

В последние годы были вложены немалые средства в вузовскую науку, созданы НИУ — национальные исследовательские университеты. Идея была в том, что готовить специалистов для науки без того, чтобы в учебном заведении сами преподаватели не занимались исследованиями, невозможно.

- Огромные деньги вложены уже в эти научные центры. Но возникает вопрос, какова отдача? - поинтересовалась Васильева. - Я глубоко убеждена, что бюджет должен расходоваться очень экономно, тем более в условиях сегодняшнего дня.

И подчеркнула, что убеждена в невозможности существования вузовской науки "отдельно от большой науки, академической".

6. Вступительные экзамены возвращаются?

Еще одну идею предложила министр обсудить пару дней назад во время встречи с ректорами вузов Волгоградской области.

Она считает, что медицинские и инженерные вузы не могут отбирать «своего» студента только по результатам ЕГЭ. Что это значит? Видимо, то, что таким вузам может быть разрешено снова проводить свой внутренний вступительный экзамен. Напомню: в этом году лишь несколько вузов получили право на такие испытания, в том числе МГУ.

По мнению Васильевой, Союзу ректоров стоит в ближайшее время обсудить возможность таких экзаменов.

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли заставлять детей трудиться в школе?

Герман КЛИМЕНКО, cоветник президента по интернету, отец четверых детей:

- В мое школьное время так вопрос не стоял. Уборщицы в школе были, но порядок в классе поддерживал сам класс. Это надо оценивать как первые навыки жизни в социуме. Мне кажется это важным для детей.

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России:

- Я полагаю, что из всего многообразия форм воспитательной работы (и патриотической, и эстетической, и нравственной) самая эффективная - это воспитание трудом. За мной каждый май толпами ходят 9 - 10-е классы и спрашивают, нет ли подработки. В середине 80-х у нас был первый в СССР школьный кооператив. Мальчишки занимались металлообработкой, девочки шили комбинезоны. Я помню, как отчаянные двоечники становились успешными у токарного станка, а потом глядишь - и математика пошла, и физика...

Наталья АНДРОСЕНКО, политолог, мать четверых детей:

- Какую цель несет эта инициатива? Привить любовь к труду? Солидарность? Вряд ли они будут достигнуты. Ведь дети и так устают в школе, у них дополнительные занятия, многие тратят по часу на дорогу в школу. А после уроков дети банально хотят есть, и, если будут оставаться на уборку, ничего, кроме гастрита, это не принесет.

.

.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Егор, ученик СОШ № 31, г. Химки:

- Вроде как в школу за знаниями ходят, а не чтобы тряпкой махать. Убирать за собой мы и дома можем. Или из нас хотят сделать профессиональных поломоек?

Валентина ДОБРОМЫСЛОВА, многодетная мать, г. Липецк:

- Лично я только за. Современная школа уже воспитала несколько поколений потребителей. Трудотерапия - это один из элементов воспитания.

Карина, читательница сайта KP.RU:

- Пусть дети подметают класс и поливают цветы, этого достаточно для дисциплины. Но незачем мыть класс и копать грядки! Ребенок не дворник, не уборщица и не садовник.