Премия Рунета-2020
Краснодар
+12°
Boom metrics

Николай Долуда: Нам очень важно выстроить систему обучения в казачьих классах

Без этого, по мнению войскового атамана, невозможно воспитать духовно и нравственно богатых людей
Татьяна АЛЕКСЕЕНКО
Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

Не раз говорил Николай Александрович, что не так уж и важно, одет ли ребе­нок в казачью форму, но гораздо важнее, что у него в душе. Поэтому не только обучение в ка­зачьих классах, но и воспитание стало темой номер один на втором зональном совещании, посвящен­ном вопросам казачьего образо­вания, которое прошло в станице Старовеличковской Калининского района. Напомним, казачий генерал принял решение провести четыре зональных совещания, на которых будет возможность рассказать, чем отличаются те, кого называют ка­зачатами, кто и как с ними будет заниматься, обсудить единую обра­зовательную программу. И, конечно, такой важный диалог подразумева­ет участие директоров, классных руководителей казачьих классов, родителей, наставников.

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

На встречу с ними в Старове­личковкую прибыли руководитель краевого министерства образова­ния, науки и молодежной политики Татьяна Синюгина, глава Калинин­ского района Виктор Кузьминов, заместители районных глав по во­просам взаимодействия с казаче­ством, представители управлений образования районов, краевого де­партамента по делам казачества и военным вопросам, правления Ку­банского казачьего войска. Всего – более 600 человек из 8 районов, где территориально расположен Таманский казачий отдел.

Отдел давно славится своими достижениями в казачьем образо­вании, первые классы были открыты более 12 лет назад. Тогда эту ини­циативу принимали настороженно, а сегодня таманцы могут похва­статься 466-ю классами казачьей направленности, в них обучаются почти 10 тысяч мальчишек и девчонок, а региональный статус «ка­зачьей» присвоен 13 школам. Так­же проходят викторины, конкурсы, фестивали, в которых принимает участие детвора из классов с лите­ром «К». Причем обязательно в них нужно показать знания по истории кубанского казачества. Ребята со­стязаются в талантах, а оценивают их мастерство атаманы, наставники, сотрудники управления образова­ния. Разговор получился интере­сным и конструктивным, вопросов было и к войсковому атаману, и к министру образования много и по делу. Многие поделились своими наработками в этой области.

– Нам очень важно сегодня вы­строить систему обучения в каза­чьих классах, – подчеркнул в сво­ем выступлении Николай Долуда, – не только методом факультатив­ных занятий, но и основываясь на конкретных четырех компонентах, без которых казачье образование немыслимо: изучение истории ку­банского казачества, в том числе истории современного Кубанского казачьего войска, культуры, тра­диций, обычаев казачьего наро­да и, безусловно, – основ право­славной культуры, о которых бо­лее предметно расскажет именно священнослужитель.

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕНКО

Николай Долуда призвал атама­нов и наставников казачьих классов больше задействовать духовенст­во, тем более что такая догово­ренность уже давно существует. И особенно акцентировал внимание на информировании школьников о жизни современного Кубанского казачьего войска. Он также расска­зал об основных направлениях его деятельности – несении государственной службы, проведении воен­но-полевых сборов, поминовений, а также об участии в охране правопо­рядка в Сочи во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, этапа гонок «Формулы-1», по­мощи жителям пострадавших во время ЧС населенных пунктов, участии в событиях «Крымской ве­сны» и юбилейном Параде Победы в Москве.

– Об этом обязательно нужно рассказывать школьникам, – сказал казачий генерал, – они должны об этом знать из первых уст. К сожале­нию, по разным причинам система нашего образования, которой мы все гордились, практически буксовала, и, чаще всего, работа велась толь­ко на бумаге. Во многих школах, как оказалось, занятия сводились к бес­конечному штудированию учебника по кубановедению, без использова­ния той многочисленной литературы, которая уже есть.

Нередко наставники, как заметил Николай Долуда, не находят времени приходить в казачьи классы, появля­ясь там лишь по большим праздни­кам. Таким образом, преподавание дисциплин казачьей направлен­ности ложится на плечи классных руководителей.

– К своему огорчению, должен признать, – посетовал войсковой батька, – что виноваты в этом атама­ны, которые не следят за посещени­ем наставниками классов, сами бы­вают в них крайне редко, а то и вовсе не появляются. За каждым классом обязательно должен быть закреплен наставник. Вы должны стать вторыми классными руководителями в каза­чьих классах, – обратился он к на­ставникам, – тогда только будет толк.

Напомнил атаман о роли в вос­питании подрастающего поколения казачьих ЧОПов, которые уже есть практически в каждой школе.

– Я неоднократно обращался с тем, чтобы, помимо охранной функции, казаки несли и воспитательную. Ребенок, который заходит в школу, должен видеть, что его охраняет казак в казачьей форме, это тоже элемент воспитания и возвращения казачьего уклада жизни. Кроме того, директор или его заместитель мо­жет обратиться к казаку, чтобы тот, к примеру, поговорил с мальчишкой-хулиганом. Это, в том числе, позво­лит восполнить пробел в мужском воспитании, – подчеркнул Николай Долуда.

Как мы уже ранее писали, в Ку­банском казачьем войске, как ни в одном другом, проводится 16 по­миновений, где, наряду со взро­слыми, принимают участие дети из казачьих классов. К сожалению, бывают случаи, когда школьники не знают, какому событию посвящен день памяти.

– Накануне поминовений обяза­тельно нужно провести тематиче­ское занятие, – обратился Николай Долуда к аудитории. – Дети должны быть готовы к тому, в чем они при­мут участие.

Порадовал собравшихся тот факт, что уже к 1 декабря министер­ством образования и науки края сов­местно с департаментом по делам казачества будут внесены изменения в образовательные программы по изучению истории, культуры и тра­диций кубанского казачества. Бла­годаря единой программе, методи­ческим руководствам, литературе, у классных руководителей появится возможность достойно готовиться к занятиям и, в случае необходимости, заменить наставника.

– Многое в программе образова­ния казачьих классов устарело, нео­правданно большое количество вре­мени занимают маловажные темы, тогда как на более серьезные его не хватает, – акцентировал внимание Николай Александрович. – Необхо­димо также составить четкое распи­сание, определить то, в какой день в какое время будут проводиться заня­тия казачьей направленности, заве­сти журнал учета. Это даст возмож­ность проверять качество занятий.

Николай Долуда мотивировал наставников и педагогов, расска­зав о системе поощрения, согласно итогам специально разработанного тестирования.

– В ближайшее время будет уч­реждена комиссия, в состав которой войдут представители министерства образования и правления войска. Это отнюдь не система ЕГЭ, ребятам предстоит написать о том, что они знают о Кубанском казачьем войске, истории, культуре, традициях каза­чьего народа. Так мы определим, где работа движется, а где стоит.

Николай Александрович настоя­тельно просил атаманов материаль­но поощрять классных руководите­лей, наставников.

– У многих такая возможность есть, – заметил он, – так не жалей­те на наше будущее. От этого, в том числе, зависит, кто придет нам на смену – будет ли это воспитанное на духовно-нравственных принци­пах поколение – молодежь, которая уважает труд, старших, женщин, семейные ценности. Эти качества закладываются еще в детстве. Воз­вращая казачий уклад жизни, мы вер­нем все хорошее, что было когда-то на Кубани.

Неизменным ориентиром и гор­достью в системе казачьего обра­зования в войске остаются казачьи кадетские корпуса.

– Очень важно, чтобы их выпуск­ники не уезжали из края, а шли в вузы, где открыты группы казачьей направленности, – сказал Николай Александрович, – именно там они продолжат изучать историю, куль­туру и традиции кубанского казаче­ства. А после, создавая свои семьи, воспитывают уже своих детей в том духе, в котором мы их воспитывали с вами все эти годы. Кроме того, выпускники казачьих кадетских кор­пусов – это будущие атаманы, они более углубленно изучают все, о чем мы говорили, это грамотные, профессиональные, знающие свою историю, молодые люди. И все они должны возвращаться в казачьи общества.

Мысль Николая Долуды о разви­тии образования на Кубани продол­жила Татьяна Синюгина. Она зао­стрила внимание на том, что казачье образование должно быть непре­рывным, начинаться с 1-го и закан­чиваться в 11-м классе. Напрямую на качество образования влияет и уровень взаимодействия учителей и наставников.

– На сегодняшний день в таких классах и группах работает около 5 тысяч педагогов. У нас целая про­фессиональная армия, которой под силу при правильном распределении своих ресурсов сделать казачье об­разование в школах края более со­держательным, – отметила министр. – В ноябре на базе института разви­тия образования будет проведено селекторное совещание, направлен­ное на обобщение опыта и повыше­ние квалификации педагогов.

Подчеркнула министр важность более тесного взаимодействия пе­дагогов с родителями, чтобы по­следние понимали смысл обучения в казачьих классах.

Своим опытом работы подели­лись Ирина Шкабарня – классный руководитель 9-го казачьего класса школы № 16 Славянского района, Галина Мех – директор школы № 57 Крымского района, Александр Бу­лавин – наставник казачьих классов станицы Эриванской Абинского рай­она и атаман Абинского РКО Сергей Бондаренко.

Опыт преимущественно его об­щества, а также казачьей школы № 25 в поселке Семигорье Ново­российского района был перерабо­тан сотрудниками образовательного сектора правления войска, дополнен и взят за основу методических по­собий. К этим рекомендациям на­ставники смогут обратиться уже в конце ноября. Методические посо­бия представляют собой план, курс лекций, приложений, практических заданий в разнообразной форме, презентации и видеоматериалы. Разработаны они с учетом возраст­ных категорий, с 1-го по 11-й классы. Кроме того, для удобства методиче­ские указания написаны согласно делению казачьих классов на уже существующие и недавно открыв­шиеся. А пока педагоги получили диски и плакаты о деятельности Ку­банского казачьего войска, которые, по словам Николая Долуды и Татьяны Синюгиной, «должны не пылиться в учительских, а занять достойное место в коридорах и классных ком­натах школ».

В ходе обсуждения педагоги не просто слушали, но и записывали особенно важные моменты, ком­ментировали, задавали вопросы об уменьшении бумажной волокиты, открытия казачьего корпуса для де­вочек. На первый – Татьяна Синюги­на ответила, что со своевременным пополнением и обновлением школь­ных сайтов, откуда можно будет по­лучать интересующую информацию, отпадает и определенная доля бу­мажной работы. Что же касается открытия корпуса, то, как только найдется подходящее помещение, пообещал Николай Долуда, он будет сразу открыт.