Панда в панике: чем хорош новый мульфильм студии Pixar «Я краснею»

Панда в панике: чем хорош новый мульфильм студии Pixar «Я краснею» Кадр из мультфильма «Я краснею»

В наш прокат по известным причинам не вышел мультфильм легендарной анимационной студии Pixar (премьера должна была состояться 10 марта). Наш обозреватель Денис КОРСАКОВ успел посмотреть картину на пресс-показе и теперь рассказывает, что мы пропустили (или нет)

Pixar любит разворачивать действие своих фильмах в экзотических местах: то в Италии 50-х («Лука»), то в мексиканской провинции («Тайна Коко»), то в парижском ресторане («Рататуй»), а то и в мозгу маленькой девочки («Головоломка»). На этом фоне декорации и эпоха «Я краснею» выглядят с одной стороны, обыденно, а с другой, как-то совсем неожиданно: Торонто, 2002 год. Почему именно Канада? Почему двадцать лет назад?

Ответ, естественно, лежит на поверхности: потому что там и тогда взрослела автор фильма, китаянка Доми Ши (родители привезли ее в Новый свет из Сычуани в 1989-м, когда ей было два года). Но взрослого зрителя с самого начала окутывает мощная волна ностальгии. Это был мир без смартфонов с камерами, без социальных сетей, с омерзительной попсой (два ее исключительных образца — Larger Than Life группы Backstreet Boys и It’s Gonna Be Me группы N’Sync — звучат в трейлерах фильма). И ты вдруг вспоминаешь этот мир с огромной нежностью.

Героиня «Я краснею», Мей, тринадцатилетняя девочка из семьи китайских иммигрантов, как раз влюблена сразу в пятерых участников вымышленного бойз-бэнда 4*Town. Это немногое, что в ней есть человеческого: в целом, она поначалу кажется самовлюбленной зубрилой и занудой. У нее есть патологически заботливая мать и (как ни странно) лучшие подружки, которые готовы все ей простить. И еще у нее есть маленькая особенность, о которой она узнает однажды утром, проснувшись в виде гигантской красной панды.

Кадр из мультфильма «Я краснею»

Девочка в истерике прячется в ванной. Мамаша, неверно истолковав ее панику, сначала орет на весь дом: «У тебя что, расцвел красный пион?». Но со временем, осознав, что дело вовсе не в менструации (до которой Мей еще расти), открывает ей правду. Оказывается, их далекий предок, так называемая праматерь Сунь, обожала небольших рыжих зверьков, и боги даровали ей способность перевоплощаться в красную панду — только крупную и воинственную. Теперь эта способность (она же проклятье) передается в семье по женской линии. Можно избавиться от нее, проведя специальный ритуал в ночь Красной Луны — тогда дух панды навек будет замурован в специальном амулете, а Мей сможет вести совершенно обычную жизнь. Но со временем Мей — как и зритель — осознает, что у жизни пушистого оборотня есть свои преимущества. Абсолютно все одноклассники (не только подруги) фанатеют от нового облика, который Мей обретает каждый раз, когда испытывает сильные эмоции, радостные или тревожные. Школьники вовсю фотографируются с пандой и за деньги приглашают ее на свои дни рождения, а деньги Мей и девочкам очень нужны: группа 4*Town как раз приезжает в Торонто, и один билет на ее выступление стоит 200 долларов.

Кадр из мультфильма «Я краснею»

Конечно, «Я краснею» не грешит чрезмерной оригинальностью фабулы: это «Халк» для девочек-подростков. Но эта история выглядит удивительно человечной — особенно на фоне теплого и почти лампового мира 2002 года. Голливудские мультфильмы порой тонут в «актуальной» поп-психологии — поведение их персонажей иногда можно истолковать исключительно с помощью терминов «межпоколенческая травма», «абьюз», «токсичный», «эмпатия» и «оверпротективный». Pixar, наоборот, сейчас старается уходить в сторону старомодной простоты и объяснять все по-человечески. Девочка взрослеет, хочет быть самой собой, у нее понятный конфликт с мамой, которая научила ее быть по отношению к себе слишком строгой и измучила своей опекой. И еще девочке чертовски нравится, когда она пушистая и у нее хвост. Ну, а кому бы не понравилось.

Кадр из мультфильма «Я краснею»

Волшебным образом за счет этой простоты Pixar выбирается из кризиса, в который был погружен несколько лет. Только что там подряд сняли три детских фильма про смерть — «Коко», «Вперед» и «Душа». И это, как ни крути, был не очень хороший признак (особенно учитывая, что «Вперед» оказался самым нелепым фильмом в истории студии). Сейчас с умирающих или уже мертвых персонажей аниматоры резко переключились на очень живых детей — сняли чудесного «Луку» про мальчиков и чудесный «Я краснею» про девочек. И, кажется, таким образом перевели дыхание — причем вместе со зрителями.

Расскажите об этом друзьям!