Среди множества версий, выдвигаемых в связи с катастрофой Ту-154 под Смоленском, появилась еще одна весьма любопытная - некоторые польские журналисты поговаривают, что причиной ЧП могла стать якобы "укороченная" взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме "Северный". Насколько серьезно такое предположение? С этим и другими вопросам "КП" обратилась к Андрею Ларюшкину, специалисту по безопасности полетов одного из НИИ авиационной промышленности России.
- Андрей Владиленович, какими параметрами должна обладать ВПП для взлета и посадки Ту-154?
- Это машине для разбега достаточно 2300 метров, а для пробега при посадке 1000, ну пусть 1500 метров.
- А какие параметры имеет ВПП на "Северном"?
- Там ровно 2500 метров. Ширина - без малого 50 метров.
- В Польше уже раздаются мнения, что, мол, там, Ту-154 привык взлетать и садиться на более длинные ВПП.
- Да, это так. На Варшавском аэродром - там сразу две перекрещивающихся полосы длиной 2800 и 3600 метров. На Гданьком и Катовицком - по 2800 метров. А на этих аэродромах и садился Ту-154.
- А вот то, что взлетно-посадочные полосы на польских аэродромах на 300, а то и на километр длиннее, не могло стать причиной трагедии под Смоленском? Скажем, экипаж Ту-154 были приучены к такой длине, а на "Северном" ВПП оказалась короче. Вот и вышла промашка?
- Перед каждым вылетом на новый аэродром экипаж изучает его, а сказать, ТТХ. Это обязательно! Я абсолютно уверен, что это делали и поляки. Это непременное условие. Более того, экипаж запрашивает и погоду на аэродроме посадки. Сколько там лету между Варшавой и Смоленском - ну, пусть час-полтора. Смоленск наверняка сообщил полякам, что над "Северным" густой туман. Почему при этом польская делегация решила лететь, мне непонятно. Хорошо, пусть даже так. Прилетели, сделали круг над аэродромом, видя туман. Что в таких случаях делает экипаж? Запрашивает запасной аэродром.
- А здесь почему-то польский Ту-154 сделал не круг, а четыре круга и все и равно решил садиться.
- Он имел на это право?
- Если диспетчерская служба предлагает другие аэродромы для посадки такому "высокому" борту, он может прислушаться к ней, а может и всю ответственность взять на себя. Что и случилось.
- Какой была видимость в минуты трагедии на "Северном"?
- Не думаю, что у земли было видно дальше 50-60 метров.
- И как же садился самолет?
- По приборам и по наводке с земли. Кстати, наша диспетчерская служба несколько раз докладывала польскому экипажу, что он идет на посадку по глиссаде ниже заданной! Но поляки не отреагировали!
- -А почему свидетели катастрофы говорят, что самолет шел, свалившись на левый бок?
- Это могла быть потеря ориентировки в пространстве, это могла быть поломка двигателя, это могла быть нехватка горючего ведь четыре круга над аэродромом самолет сделал!
- Как вы думаете, почему самолет отважился садиться в таких, можно сказать, экстремальных условиях,
- Трудно сказать. Может, экипаж переоценил свои возможности. Но в любом случае командир корабля обязан был доложить о ситуации пассажиру 1.
- Но не Качиньский же принимал окончательное решение?
- Конечно, нет. Судьба самолета и пассажиров только и только в руках экипажа и его командира.
- Но почему же поляк отказался уходить на Москву или Минск?
- Видимо, надеялся, что туман рассеется, потому и кружил. А когда понял, что топлива уже осталось лишь на посадку, то ринулся к земле.
Читайте и смотрите:
В авиакатастрофе под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский (хроника трагедии, фото и видео)
Все материалы по теме "Авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском"
Фоторепортаж с места трагедии