Тезис о дураках и дорогах подтвержден в очередной раз. Дорога, ведущая к русской Силиконовой долине - инновационному центру «Сколково» - была торжественно открыта девять месяцев назад. И - уже требует ремонта. Об этом рассказали «Комсомолке» в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области. Миллиард за километр
Дорогу от МКАД до «Сколково», длинною 5,4 километра, построили рекордно быстро - всего за год. Изначально строители просили 16 месяцев, но их попросили поторопиться к празднику - Дню России. Денег не жалели: на дорогу было выделено 5,75 миллиарда рублей. Получается, что каждый километр обошелся в миллиард с лишним. Не слабо! Правда, на эти деньги построили не только трассу, но подземный пешеходный переход, тоннель и мост через реку Сетунь. Причем, по словам строителей, по самым современным стандартам.
Трасса, построенная по самым современным технологиям, не выдержала первой же зимы
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
Например, по технологии «джет» - когда стены и днище котлована защищаются специальным цементогрунтом, спасающим от протечек. И вот вице премьер Игорь Шувалов, который эту дорогу торжественно открывал, проезжая по ней, заметил: а асфальт-то в трещинах. Велел разобраться. Главное управление дорожного хозяйства Мособласти провело проверку. И выяснило: на объекте, действительно, проблемы. И он уже (!) требует ремонта. Корреспонденты «КП» отправились посмотреть на чудо-трассу. Ржавые нанотехнологии С виду дорога вполне себе ничего: видимых ям нет. Но выйдя из машины и приглядевшись, мы заметили массу трещин. Асфальт, примыкающий к бордюрам на автобусной остановке и вовсе весь раскрошился.
Спускаемся в пешеходный переход. Зачем он построен вообще непонятно. Ну какие пешеходы на... трассе, в километре от ближайшего поселка? Спуститься в переход можно по пандусу. Он сделан из асфальта и почему-то весь в кочках. Ребенок в коляске будет подпрыгивать. Часть ламп в переходе не горит. Поручни, за которые нужно держаться, хоть и новые, но уже ржавые, а кое-где просто треснули на стыках.
Кстати, первое, что поражает - обилие ржавчины. Она везде: на трубах, канализационных решетках, фонарных столбах...
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
- Торопились, наверное строители или сэкономить решили, - вздыхает рабочий, моющий лестницу (новый объект усиленно драят дорожники). - Все железо сначала грунтовать нужно, а потом красить. А здесь, похоже, не грунтовали ничего.
Облицовочные плиты, которыми отделан спуск в переход, уже начали откалываться. А кое-где отвалились совсем и вместо облицовки - дыра.
Идем в тоннель. Зачем его построили, тоже не очень понятно. За те полчаса, которые мы там провели, по тоннелю проехали... всего две машины. Дело в том, что тоннель - не транзитный, и ведет, по сути, в тупик - к бизнес-школе «Сколково». А машин туда (во всяком случае пока) очень мало.
На стенах тоннеля - следы подтеков воды. Заглядываю за плиты облицовки. Под ними - настоящие сосульки. Значит вода стекала по стенам и замерзла. Оттает - польется рекой. Технология «джет», похоже, не сработала...
По всему тоннелю - двери с надписью «выход». Ну да - если случится авария и машина, скажем загорится, водитель может выбежать и нырнуть в спасительную дверь. Но... Двери закрыты.
В целом дорога на Сколково оставляет ощущение какой-то недоделанности. С виду - красота, а если присмотреться - сплошные мелкие недоделки.
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
«Будем разбираться» Нанодорогу строили около десятка подрядных организаций. На сайтах многих из них об участии в строительстве горделиво рассказывается. Мол, дорога на Сколково - наш проект! Но получить комментарий - а почему дороге уже требуется ремонт - удалось лишь у проектировщика - компании «ВТМ дорпроект».
- Проблемы на объекте, действительно, есть. Но по существу - ничего страшного, - пояснил начальник отдела развития Алексей Языков. - Зима и переходы температуры через ноль градусов, например, всегда приводят к образованию трещин. Причины появления более серьезных проблем - тех же протечек - предстоит выяснить специальной экспертной комиссии. Думаю, что на выяснение причин уйдет несколько месяцев.
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
Беседа со специалистом
В мае трещины станут еще шире
Сергей ШВЕДЕНКО, кандидат технических наук, преподаватель кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ:
В мае грунт окончательно оттает и все проблемы дороги будут видны полностью. Трещины, наверняка, станут шире.
- А это нормально, что они появились после первой зимы?
- Конечно, нет, это очень рано. Я подозреваю, что основание дороги было слабым. Возможно, при изыскательских работах допустили ошибку и, как следствие, стали строить дорогу на так называемых пылеватых грунтах. А они ненадежны, легко подпускают воду к дорожной одежде. Вот и получилось: весна, грунтовые воды поднялись, вода попала на дорогу и та дала трещины. Возможно, также, основание дороги при строительстве, торопясь, недостаточно уплотнили.
- А почему вдруг тоннель дал течь?
- Вероятно, была некачественно выполнена гидроизоляция.
- Но ведь она была выполнена по самой современной технологии?
- Это не имеет значения, если сама технология нарушалась. Например для того, чтобы цементогрунт набрал прочность, заложенную проектом, должно пройти 28 суток. В это время его его трогать нельзя - на стройке объявляются так называемые технологические окна. Но если строители торопятся, то могут выдержать не 28 дней, а скажем, семь. Тогда цементогрунт наберет примерно 70% проектной прочности. В каких-то случаях и 70% достаточно - течи не будет. Вот строители и надеются - авось пронесет. Но - не всегда «проносит».