Премия Рунета-2020
Краснодар
+31°
Boom metrics
Общество2 мая 2011 11:10

Почему Краснодар не торопятся избавлять от маршруток

Пассажиров столицы Кубани возят на допотопном транспорте
Егор КУЗНЕЦОВ

После того как во многих регионах страны резко подорожал бензин, транспортники все чаще стали говорить о том, что пора бы поднять цены на проезд в автобусах и маршрутках, иначе, мол, бизнес станет совсем нерентабельным. Кубанские пассажиры, разумеется, против - дескать, приведите сначала свои «Газели» в порядок, отучите водителей хамить и курить за рулем, а уж потом повышайте стоимость проезда. А лучше вообще замените, как обещали, крохотные желтые маршрутки, прозванные в миру «душегубками», на большие автобусы.

- Увы, сделать это до конца года нам не удастся, - вздыхает начальник управления транспорта Краснодара Евгений Калиоропуло. - Но мы стараемся минимизировать их количество.

Шустрее обновлять подвижной состав в Краснодаре недавно требовал и глава региона. Александр Ткачев посоветовал брать пример с Казани. Пять лет назад там полностью изменили сеть, убрав дублировавшие друг друга направления. Число маршрутов сразу сократилось в полтора раза, а на смену 2500 «Газелям» и пазикам пришли 1400 красных автобусов - и это всего за год!

- Город на это не потратился, зато мы договорились с банком о кредитовании перевозчиков, - рассказал нам председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. - Мелкие ИП, которые работали на линиях, мы объединили в крупные АТП и заново провели конкурс. В каждом лоте предложили по три маршрута: прибыльный, средний и дотационный.

Теперь казанцам-льготникам никто не отказывает в бесплатном проезде, а остальных возят по транспортным картам. Правда, проездные отменять не стали. Все водители в столице Татарстана одеты в форму, а название остановок объявляются автоматически - через спутниковую систему.

Надежду на нечто подобное наши земляки получили сначала в июле 2007 года, когда чиновники отрапортовали: «Газели» совсем скоро заменим на автобусы», а затем в декабре 2008 - тогда транспортники клялись, что уже через каких-то два-три года ситуация на дорогах изменится. Но время прошло, а воз и ныне там.

Журналисты «Комсомолки» решили провести эксперимент - вышли на краснодарскую остановку на пересечении улиц Селезнева и Стасова в час пик, чтобы посчитать, сколько и каких видов общественного транспорта прошло в оба направления. Больше всего за 60 минут проехало автобусов средней вместимости типа «Хендэ» - 51 штука. «Серебро» у стареньких «Газелей» - 49 штук. А замыкают тройку обычные автобусы - их промчалось 20 штук. И на последнем месте - пазики и троллейбусы - по 18 (см. ниже).

В «Газели» народ забивался, как сельдь в консервную банку. А ведь эти машины вполне можно заменить на комфортабельные автобусы.

Так почему же нас по-прежнему возят на развалюхах? Перевозчики в приватных разговорах намекают на коррупцию. Мол, выигрывают в конкурсах на обслуживание линии порой не те, кто действительно предлагает лучший подвижной состав и лучший сервис, а «свои» фирмы. Например, из Ростова. Так что сервис в этом деле явно стоит не на первом месте.

Правда, некоторые главы районов вспомнили о своих подопечных и поручили своим замам почаще заглядывать в салоны общественного транспорта и делать выводы. К примеру, и. о. рулевого Армавира недавно прокатился в троллейбусе, чтобы лично убедиться, на чем ездит народ. Проехалась в маршрутке и глава Анапы. Увиденным Татьяна Евсикова была крайне недовольна. А вот кто дальше всех шагнул, так это Геленджик. Здесь людей возит современный транспорт, а «Газелей» - единицы. Та же политика и в Сочи - по улицам курорта колесят всего 40 желтых маршруток.

Уважаемые читатели! А как работает общественный транспорт в вашем населенном пункте? Расскажите об этом в своих комментариях!

БУДЬ В КУРСЕ

Из города:

В город

Всего

В % от

общего числа

Автобусы*

12

8

20

13

Троллейбусы*

8

10

18

11,5

Автобусы средней вместимости («Хендэ» и др.)**

23

28

51

33

Пазики***

10

8

18

11,5

«Газели»****

26

23

49

31

* Автобусы и троллейбусы КТТУ ходят лучше, чем остальной транспорт: через каждые 3-4 минуты! Несмотря на час пик, в салоне свободно, толкучки не наблюдалось.

** Чаще всего это маршруты №№ 13, 30 и 93. Они курсируют каждые 10 минут, но несмотря на это, в салоне всегда есть стоящие пассажиры. Там открывается окна, есть форточки сверху. Но проход там узкий, поэтому, если кто-то идет к выходу, возникает толкотня. К тому же скорость движения у них не больше, чем у «больших» авто: водитель долго обилечивает людей, тратит на это много времени. По этим маршрутам вполне можно пустить полноценные автобусы, но с меньшим интервалом движения.

*** Раритеты чаще всего встречаются на маршрутах №№ 1, 14 и 90. Летом в салонах духота, да и скорость движения у этого подвижного состава небольшая.

**** Эта марка чаще встречается на 25-м и 26-м маршрутах. Причем ходят они довольно часто: интервал движения 8 минут. Но несмотря на это, салон набивается до отказа, а 25-е мы и вовсе провожали, лицезрея торчащие из окна пятые точки. На этот маршрут вполне можно вывести нормальные автобусы. Тем более что подвижной состав на нем оставляет желать лучшего: в некоторых салонах не открываются окна! Представьте, каково ехать там в 40-градусную жару.