После того как во многих регионах страны резко подорожал бензин, транспортники все чаще стали говорить о том, что пора бы поднять цены на проезд в автобусах и маршрутках, иначе, мол, бизнес станет совсем нерентабельным. Кубанские пассажиры, разумеется, против - дескать, приведите сначала свои «Газели» в порядок, отучите водителей хамить и курить за рулем, а уж потом повышайте стоимость проезда. А лучше вообще замените, как обещали, крохотные желтые маршрутки, прозванные в миру «душегубками», на большие автобусы.
- Увы, сделать это до конца года нам не удастся, - вздыхает начальник управления транспорта Краснодара Евгений Калиоропуло. - Но мы стараемся минимизировать их количество.
Шустрее обновлять подвижной состав в Краснодаре недавно требовал и глава региона. Александр Ткачев посоветовал брать пример с Казани. Пять лет назад там полностью изменили сеть, убрав дублировавшие друг друга направления. Число маршрутов сразу сократилось в полтора раза, а на смену 2500 «Газелям» и пазикам пришли 1400 красных автобусов - и это всего за год!
- Город на это не потратился, зато мы договорились с банком о кредитовании перевозчиков, - рассказал нам председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. - Мелкие ИП, которые работали на линиях, мы объединили в крупные АТП и заново провели конкурс. В каждом лоте предложили по три маршрута: прибыльный, средний и дотационный.
Теперь казанцам-льготникам никто не отказывает в бесплатном проезде, а остальных возят по транспортным картам. Правда, проездные отменять не стали. Все водители в столице Татарстана одеты в форму, а название остановок объявляются автоматически - через спутниковую систему.
Надежду на нечто подобное наши земляки получили сначала в июле 2007 года, когда чиновники отрапортовали: «Газели» совсем скоро заменим на автобусы», а затем в декабре 2008 - тогда транспортники клялись, что уже через каких-то два-три года ситуация на дорогах изменится. Но время прошло, а воз и ныне там.
Журналисты «Комсомолки» решили провести эксперимент - вышли на краснодарскую остановку на пересечении улиц Селезнева и Стасова в час пик, чтобы посчитать, сколько и каких видов общественного транспорта прошло в оба направления. Больше всего за 60 минут проехало автобусов средней вместимости типа «Хендэ» - 51 штука. «Серебро» у стареньких «Газелей» - 49 штук. А замыкают тройку обычные автобусы - их промчалось 20 штук. И на последнем месте - пазики и троллейбусы - по 18 (см. ниже).
В «Газели» народ забивался, как сельдь в консервную банку. А ведь эти машины вполне можно заменить на комфортабельные автобусы.
Так почему же нас по-прежнему возят на развалюхах? Перевозчики в приватных разговорах намекают на коррупцию. Мол, выигрывают в конкурсах на обслуживание линии порой не те, кто действительно предлагает лучший подвижной состав и лучший сервис, а «свои» фирмы. Например, из Ростова. Так что сервис в этом деле явно стоит не на первом месте.
Правда, некоторые главы районов вспомнили о своих подопечных и поручили своим замам почаще заглядывать в салоны общественного транспорта и делать выводы. К примеру, и. о. рулевого Армавира недавно прокатился в троллейбусе, чтобы лично убедиться, на чем ездит народ. Проехалась в маршрутке и глава Анапы. Увиденным Татьяна Евсикова была крайне недовольна. А вот кто дальше всех шагнул, так это Геленджик. Здесь людей возит современный транспорт, а «Газелей» - единицы. Та же политика и в Сочи - по улицам курорта колесят всего 40 желтых маршруток.
Уважаемые читатели! А как работает общественный транспорт в вашем населенном пункте? Расскажите об этом в своих комментариях!
БУДЬ В КУРСЕ
Из города:
В город
Всего
В % от
общего числа
Автобусы*
12
8
20
13
Троллейбусы*
8
10
18
11,5
Автобусы средней вместимости («Хендэ» и др.)**
23
28
51
33
Пазики***
10
8
18
11,5
«Газели»****
26
23
49
31
* Автобусы и троллейбусы КТТУ ходят лучше, чем остальной транспорт: через каждые 3-4 минуты! Несмотря на час пик, в салоне свободно, толкучки не наблюдалось.
** Чаще всего это маршруты №№ 13, 30 и 93. Они курсируют каждые 10 минут, но несмотря на это, в салоне всегда есть стоящие пассажиры. Там открывается окна, есть форточки сверху. Но проход там узкий, поэтому, если кто-то идет к выходу, возникает толкотня. К тому же скорость движения у них не больше, чем у «больших» авто: водитель долго обилечивает людей, тратит на это много времени. По этим маршрутам вполне можно пустить полноценные автобусы, но с меньшим интервалом движения.
*** Раритеты чаще всего встречаются на маршрутах №№ 1, 14 и 90. Летом в салонах духота, да и скорость движения у этого подвижного состава небольшая.
**** Эта марка чаще встречается на 25-м и 26-м маршрутах. Причем ходят они довольно часто: интервал движения 8 минут. Но несмотря на это, салон набивается до отказа, а 25-е мы и вовсе провожали, лицезрея торчащие из окна пятые точки. На этот маршрут вполне можно вывести нормальные автобусы. Тем более что подвижной состав на нем оставляет желать лучшего: в некоторых салонах не открываются окна! Представьте, каково ехать там в 40-градусную жару.