Премия Рунета-2020
Уфа
+18°
Boom metrics
Политика3 декабря 2012 16:50

Выборы-выборы, кандидаты... механизаторы

В Башкирии впервые осудили чиновницу, которая подделала результаты голосования, чтобы мандат получил ее племянник [видео]
Экс-глава сельсовета Сумбуль Галимова своей вины не признает

Экс-глава сельсовета Сумбуль Галимова своей вины не признает

Удивительнейший процесс завершился на днях в Стерлитамак­ском районе. Впервые в истории Башкирии, да и, пожалуй, России, против нечестных вы­боров взбунтовался не заскучавший в соцсе­тях офисный город­ской планктон, а, что называется, люди от со­хи. Жители села Аюче­во объединились и до­казали в суде: народная воля была нагло фаль­сифицирована. Причем в результате заветного депутатского мандата лишился не абы какой оппозиционер-само­выдвиженец, а основ­ной кандидат от «Еди­ной России». В общем, чудеса демократии, да и только.

На центр россий­ской оппозиции Аю­чево и ближайшая де­ревня Новая Васильев­ка, конечно, не тянут. Деревни как деревни: не очень большие, по­середине сельсовет, там же почта, клуб и изби­рательный участок, все под рукой. Из тех, кто постоянно держит местные власти в на­пряжении - только ав­торитетный дедушка Иван Васильевич Пре­сняков. Раньше он и де­путатом Верховного со­вета БАССР был, и на должностях руководя­щих работал, а сейчас на пенсии. Но говорит, что моральные принци­пы свои сохранил, по­этому все силы отда­ет борьбе с «местными капиталистами», кото­рые, по его мнению, развалили ферму, где он когда-то работал и там в это время был иде­альный порядок…

Вот и вся политиче­ская обстановка. А тут вдруг – уголовное де­ло за фальсификацию!

ИСПОРТИЛА БЮЛЛЕТЕНИ

Охранник Халит Азнаев устал терпеть кумовство чиновников и пошел судиться

Охранник Халит Азнаев устал терпеть кумовство чиновников и пошел судиться

Фото: Станислав ШАХОВ

Дело, по версии след­ствия, было так: в марте прошлого года жители Аючевского сельсове­та выбирали себе депу­татов. Поздно вечером, когда голосование уже завершилось и члены избирательной комис­сии в сельском клубе подсчитывали голоса, с «инспекцией» приеха­ла тогдашняя глава ад­министрации села Сум­буль Галимова. По ее задумке, на участке дол­жен был победить «еди­норосс» Ильгиз Азнаев, заместитель директора агрофермы - основно­го места работы всех жителей, «селообразу­ющего предприятия», если можно так выра­зиться. В общем, чело­век однозначно влия­тельный. К тому же пле­мянник Сумбуль.

Но народ не подчи­нился и проголосовал за другого кандидата – простого механиза­тора Рамиля Насыро­ва. С этим Сумбуль Адигамовна смирить­ся не смогла и заста­вила членов комиссии переписать итоговый протокол. А бюллете­ни «за» механизатора собствен­норучно испортила, поставив на них шари­ковой руч­кой еще од­ну галочку.

Но фальсификация в нескольких дерев­нях, где живут чело­век пятьсот, не больше – дело заведомо про­игрышное. Народ по­чуял обман уже через несколько дней. Не­сколько активистов сразу же написали жа­лобы во все инстанции и даже пробились на прием к главе респу­бликанского след­ственного комитета Михаилу Касьянову. Так все и завертелось.

- Галимова вину свою не признавала, заявляла, что никако­го отношения к выбо­рам не имеет, - расска­зывает руководитель Стерлитамакского межрайонного След­ственного отдела СУ СК РФ по РБ Алексей Дегтярев. – Мы до­просили всех избира­телей и назначили экс­пертизу, которая под­твердила: бюллетени и итоговый протокол испорчены одним че­ловеком. В конце сен­тября мы отправили дело в суд.

«НАДОЕЛО, ЧТО ВСЕ НА РУКОВОДЯЩИХ ПОСТАХ…»

Как признают­ся следователи – де­ло это было не из лег­ких. Нет в России пока такой судебной прак­тики – судить действу­ющих чиновников за подобные махинации. По статье «воспрепят­ствование избиратель­ным правам или работе избирательных комис­сий с использованием служебного положе­ния» Сумбуль Галимо­вой грозило до четырех лет тюрьмы, но суд на­значил ей минималь­ное наказание – штраф 110 тысяч рублей. Гла­вой администрации она больше не работа­ет – суд от­странил ее от должно­сти. Сей­час на нее завели еще одно дело за растра­ту 100 тысяч бюджет­ных средств – якобы какой-то старый ав­томобиль неправиль­но списала. Дело пока находится в суде.

А вот члены изби­рательной комис­сии, которые пошли на поводу у чиновни­цы, уголовной ответ­ственности избежали, так как «в содеянном раскаялись». Да и все прекрасно понимают, что не могли они по­ступить иначе: на селе глава администрации - «царь и бог».

- Она заходит и го­ворит: «Ильгиз про­шел, в Москве знают», - рассказывает местный правдоруб, бывший ми­лиционер, а ныне про­стой охранник Халит Азнаев. Несостояв­шемуся депутату Иль­гизу Азнаеву он вовсе не родственник, про­сто однофамилец. Мы с оператором Уралом, слушая пламенную речь, втихую завидуем правдорубу, потому что он в валенках и теплых штанах, а мы нет. – Я никогда никого не бо­ялся и всегда правду го­ворил, но вот чтобы до суда – первый раз. За­чем? А надоело, что у них все родственники на руководящих постах!

В ДЕПУТАТЫ НЕ ХОТЕЛ

Просто механизатор Рамиль Насыров и не думал быть депутатом

Просто механизатор Рамиль Насыров и не думал быть депутатом

Фото: Станислав ШАХОВ

- Я не знаю, зачем я пошел на эти выборы. Зачем мне это депутат­ство, я о политической карьере и не думал ни­когда! - грустно рас­сказывает главный ге­рой скандала, механи­затор Рамиль Насыров. В его глазах я не вижу ни лидерского огонь­ка, ни удовлетворения – только тоска и уста­лость. А во дворе дома на незнакомцев серди­то лает (на самом деле умирая со страху) ма­ленькая Жучка в стран­ной будке: наполовину она покрашена синей краской, наполовину – нет, а дверь у нее зеле­ная. Ни дать ни взять – прообраз нашей де­мократии.

Депутатом, кстати, в итоге не стал ни ме­ханизатор, ни племян­ник главы. Когда в се­ле были перевыборы, никто из мужчин свои кандидатуры больше не выдвинул – мороки много, так что манда­ты ушли совсем другим людям. Хотели они это­го или их тоже «попро­сили» – история пока умалчивает.

Вот дом, в котором живет Сумбуль Адигамовна. Половина - ее, половина - местного врача

Вот дом, в котором живет Сумбуль Адигамовна. Половина - ее, половина - местного врача

Фото: Станислав ШАХОВ

РАЗГОВОР С ЭКС-ГЛАВОЙ СЕЛЬСОВЕТА

«Я не монстр, я 11 лет от души работала»

Сама «душительница демокра­тических свобод» на изверга со­всем не похожа.

- А на каком основании вы ко мне приехали? – спрашивает она из-за закрытой двери. Ответ «На основании закона о СМИ» ее впол­не устроил, и дверь она тут же от­крыла.

Экс-чиновница живет в обычном одноэтажном домике, даже не от­дельном – через стенку квартира местного врача. Хозяйка больше похожа на обычную сельскую тру­женицу – ходит в шерстяной без­рукавке, стареньком трико и поло­сатой футболке с дыркой. Не мил­лионерша однозначно.

- С решением суда я не соглас­на и буду его обжаловать, - гово­рит она. - В ходе следствия были допущены ошибки. Вот, например, один написал, что он участвовал в выборах, а на самом деле – нет, за него жена ходила. А потом, ког­да начали допрашивать всех чле­нов комиссии, у них показания од­нотипные, как будто их загнали в одну комнату и допрашивали. Они хотят показать меня каким-то мон­стром, а я не монстр, я работала 11 лет, от всей души работала, по­тому что я родом из этой дерев­ни. Я живу в колхозной квартире, машину в кредит купили. Многие, кто написал жалобы, от своих пре­тензий потом отказались, я поня­ла – это просто борьба за власть. А в депутаты никто не хочет идти, это же неоплачиваемая работа, а обязанностей много. - И Ильгиз не хотел, я его уговорила, и Рамиль Насыров не хотел. Кое-как согла­сился стать альтернативным кан­дидатом.