Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество31 марта 2013 12:50

«Комсомолка» под колпаком у англичан

Как туманный Альбион реагирует на публикации нашей газеты

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Недавно мы рассказали, как после цикла интервью в «КП» о деле Профьюмо наш постоянный автор Геннадий Соколов стал консультантом мюзикла Ллойда Уэббера о том громком политическом секс-скандале. («Голый шпион- суперзвезда»).

Не остались незамеченными и другие наши интервью с писателем Соколовым, специализирующемся на многовековой истории противостояния российской и британской спецслужб. Например, «Принцесса Диана: чисто английское убийство», приуроченное к 15-летию гибели Леди Ди. На телеканале «КП» тогда же показали одноименный документальный фильм. Как по горячим следам писатель провел собственное независимое расследование. Используя свои связи и контакты, накопленные за годы работы за рубежом.

- Тогда, 15 лет назад, я пришел к выводу, что против Дианы без сомнения существовал заговор королевского дома Виндзоров и британских спецслужб, - говорит Геннадий Соколов. - Собранные материалы весной 98-го года направил Аль-Файеду, отцу погибшего вместе с Дианой Доди. Через своего хорошего знакомого, которому полностью доверял (сам тогда я не мог выехать из России). Тот вскоре доложил, что встретиться с самим миллиардером ему не удалось, но все документы он передал его помощнику.

- Однако ответа от Аль-Файеда вы тогда так и не получили. Странная история.

- Но она получила-таки продолжение. Наше интервью о Диане перепечатали практически все ведущие английские газеты – «Дейли мейл», «Дейли экспресс», популярные британские и американские интернет-сайты вроде «Правдоискателя» или «Топньюс». Даже южноафриканская «Правда 24» опубликовала выдержки из него.

И спустя 15 лет, Аль-Файед, наконец, откликнулся. Он прочел наш материал, посмотрел фильм − ему сделали перевод. Дал им высокую оценку.

- А что стало с вашим секретным досье, прояснилось?

- Как я узнал, материалы мои они вроде бы получили, но до Аль-Файеда досье не дошло. Люди из нынешнего окружения миллиардера сослались на то, что тогда шел огромный поток информации. В нем мое досье, якобы, и затерялось… Я позволил себе не поверить в эту версию. Высказал даже предположение, что в штабе Аль-Файеда завелся «крот» из британских спецслужб. Мое заявление, как ни странно, было встречено с пониманием. Думаю, Аль-Файед и сам догадывается о «кроте».

Напомню, в том досье 15-летней давности были материалы, касающиеся конкретных деталей операции британских секретных служб по устранению леди Дианы. Накануне гибели принцессы в Париже объявились три очень влиятельные фигуры из Сикрет Интеллидженс Сервис. И покинули Францию сразу после трагедии в тоннеле Альма.

Один из них, Ричард Диарлав, стал двумя годами позже руководителем Секретной Службы Ее Величества. Он проработал к тому времени в резидентурах СИС в Кении, Чехословакии, Франции, Швейцарии и США. Неплохой послужной список, не правда ли? Вторым был Ричард Спеармен - личный секретарь тогдашнего шефа МИ-6 сэра Дэвида Спеддинга. Некоторое время спустя он получил из рук королевы Орден Британской империи за особые заслуги перед отечеством. Третий - Николас Лэнгмен - служил на руководящих постах в резидентурах СИС в Уругвае, США и Франции. Все трое прибыли в Париж инкогнито. Обычно, когда такого рода фигуры оказываются в союзной стране, партнеры об этом знают. На этот раз французская контрразведка DST, − а она работает вместе с англичанами по целому ряду проектов в тесном контакте, − о визите ничего не знала. Наша же парижская резидентура «вела» этих гостей, отслеживала, чем они занимаются. Кроме того, я направил тогда Аль-Файеду конкретные замечания по ходу следствия. Подробно перечислил десятка три несуразностей, допущенных, на мой взгляд, следствием. Попыток запутать дело. Назвал имена, привел факты. Кто и как работал в начале французского расследования и почему. Каких свидетелей вообще оставили в стороне, кого обрабатывали, заставляли говорить не то, что нужно.

Выйдя на меня в начале 2013 года, люди из команды Аль-Файеда пытались убедить: хоть египтянин и старик, но до сих пор продолжает активно вести борьбу за истину и справедливость. И не остановится ни перед чем, чтобы раскрыть правду, доказать - Диана и его сын были убиты в результате заговора. Так настойчиво это звучало в каждом письме и телефонных разговорах, что я даже стал чувствовать себя неловко. Ведь в «Комсомолке» осенью заявил, что, похоже, египтянин сдался, его припугнули.

Приведу для убедительности выдержки из одного письма. Его автор - Джон Макнамара, личный представитель Аль-Файеда:

6 января 2013 года

«Уважаемый Геннадий!

…Направленные вами материалы я обсудил с г-ном Аль-Файедом. Мы оба находимся под глубоким впечатлением от результатов того масштабного расследования, которое вы провели, и вашего фанатичного внимания к малейшим деталям… Наши оценки аварии, случившейся 31 августа 1997 года в Париже, сходятся, но не во всех деталях. Однако, мы едины в главном: в том, что за ней стоят британская разведка МИ-6 и лица, дававшие ей указания. Как вам известно, г-н Аль-Файед не пожалеет никаких сил, чтобы призвать к ответу всех виновных в гибели леди Дианы и его сына Доди. После того фарса, в который было превращено официальное расследование этого преступления Скоттом Бейкером, мы потеряли надежду на достойный юридический подход к нашему делу в Великобритании. Теперь все наши надежды связаны с судебным разбирательством во Франции. Как вы знаете, сейчас судья Каддео ведет расследование по факту преступного укрывательства Скотленд-ярдом важнейших свидетельств по делу, отсутствие которых не дало возможности французской стороне провести расследование по факту преднамеренного убийства. Он уже провел допросы в качестве подозреваемых по делу лорда Кондона и сэра Дэвида Венесса. В скором времени на допрос будет вызван и главный детектив суперинтендант Джеффри Риис.

…Как вы правильно заметили, мы едины в нашем общем намерении добиться того, чтобы правда восторжествовала.

Желаю вам дальнейших успехов. Остаюсь в вашем распоряжении.

С наилучшими пожеланиями,

Джон. »

- Что это за процесс, Геннадий Евгеньевич?

- Аль-Файед начал его года два назад против тех, кто мешал расследованию с английской стороны. Главная зацепка − записка Дианы своему дворецкому Полу Баррэллу буквально за несколько месяцев до гибели: «Я уверена, они готовят несчастный случай со мной. Постараются убрать меня, чтобы Чарльз смог снова жениться». (Чарльз действительно женился на своей старой любовнице Камилле в 2005-м.) Диана попросила Пола сохранить записку: «Если со мной что-то случится, пусть она будет доказательством, что я знала». Записка была тогда скрыта от следствия, в суд не попала.

Нынешний процесс идет ни шатко, ни валко. Мне предложили приехать в Париж, остановиться у Аль-Файеда в его отеле «Ритц», том самом, откуда отправились в свою последнюю поездку Диана и Доди. И поучаствовать в судебном процессе.

Я отказался ехать и в Лондон, и в Париж. Мотивировав тем, что не могу предоставить неопровержимые для судебного разбирательства доказательства того, что следствие намеренно ввели в заблуждение. Дело в том, что спецслужбы за эти 15 лет зачистили всё до горизонта: документы, улики, свидетельства, да и самих свидетелей… Стопроцентных доказательств уже не найти. Вот если бы действовать по горячим следам, когда я отправлял досье!

Тогда возник другой вариант. Со стороны Аль-Файеда мне предложили (очевидно, не безвозмездно) препроводить мои источники в российских спецслужбах в парижский суд для дачи свидетельских показаний. Чтобы они под присягой и под защитой подтвердили характер тайной парижской миссии агентов МИ-6 в августе 1997-го. Не слабо, не правда ли?! Причем, предложение сделало первое лицо в команде миллиардера - Джон Макнамара. Прежде, по моим данным, он много лет проработал в знаменитом спецотделе Скотленд-ярда и должен прекрасно знать: люди из спецслужб никогда не пойдут на это. Хотя бы потому, что не имеют права говорить о своей работе... Такое можно предложить лишь в провокационных целях. Когда же по прямой линии я попросил Аль-Файеда подтвердить полномочия его контактеров на подобные предложения, ответа не получил. Полагаю, Аль-Файед и сам прекрасно понимает всю абсурдность этой идеи.

Думаю, в его стане до сих пор творится бог знает что. Он явно под плотным колпаком спецслужб. И хотя всенародно сжигал у себя в загородном имении Окстед, графство Сюррей, на газоне деревянный герб Виндзоров, висевший прежде в его элитном лондонском универмаге «Хэрродс», и даже снимал эту акцию на видео, похоже, это максимум того, что он может себе позволить. Миллиардер явно запуган, понимает, что бодаться с королевским домом Виндзоров ему не под силу. Очередной процесс в Париже будет наверняка проигран. А уж в английских судах и вовсе нет никаких перспектив, на мой взгляд. При той власти и влиянии, которые имеет дом Виндзоров, невозможно там искать правду в суде.

И, тем не менее, свою главную задачу Аль-Файед выполнил. И весьма успешно. Весь мир уже не верит в официальную версию о несчастном случае с Дианой и Доди. Мало кто теперь сомневается, что их намеренно убили, что был заговор, во главе которого стоял дом Виндзоров, а исполнители - люди из спецслужб. Он убедил в этом весь мир. И это - несомненная его победа.

Впрочем, здесь рано еще ставить точку. Мои контакты с командой Аль-Файеда продолжаются.

Большой резонанс имело за рубежом интервью «Слухач Советского Союза», опубликованное в «Комсомолке» 20 декабря, в профессиональный праздник чекистов, разведчиков. О легендарном бойце невидимого фронта, полковнике КГБ Вадиме Федоровиче Гончарове. В годы «холодной войны» он прослушивал в Москве и за рубежом президентов, премьеров, канцлеров, послов и много кого еще…

Центральные британские СМИ - агентство Рейтер, Би-Би-Си, «Дейли мейл», «Дейли экспресс» и другие - опубликовали выдержки из этой статьи. Крупнейшие американские и британские интернет-сайты, в том числе сайты спецслужб, вроде «Интелньюс. орг», дали перевод интервью в «Комсомолке» или его пересказ с собственными комментариями. Они были ошарашены этим материалом, его откровенностью. Действительно, многое мы рассказали впервые. Англичан же зацепил маленький абзац о том, что полковник Гончаров занимался прослушкой членов королевской семьи. В частности, принцессы Маргарет…

Это было в конце 50-х - начале 60-х годов. Тогда у королевы возник разлад с супругом из-за его любовных шашней. Елизавета II и герцог Эдинбургский спали в разных опочивальнях. Поговаривали о разводе. Тогда Филипп и соблазнил сестру своей жены, принцессу Маргарет… КГБ в ту пору как раз проводил сверхсекретную операцию «Дом» по сбору компромата на Виндзоров. Гончаров был задействован в спецоперации. По-моему, не было ни одной мало-мальски значимой английской газеты, которая бы не напечатала, ссылаясь на «Комсомолку», тот абзац под заголовком «КГБ признал, что подслушивал королевскую семью!»

Должен сказать, что из западных откликов на это интервью «КП» я узнал кое-что новое о своем герое. Оказывается, его долгие годы «вели» английские спецслужбы, даже пытались организовать покушение в третьих странах. И не раз. Но, к счастью, обошлось. Полковник КГБ в отставке Вадим Гончаров прожил долгую и успешную жизнь. Умер на родине в феврале 2006-го. Будучи уже не один год на заслуженном отдыхе.

Своеобразной была реакция английской прессы и на еще одно интервью в «Комсомолке» − «Наша шпионка Даша соблазнила лидеров трех мировых супердержав!»

Я рассказал об имперском агенте Александра I, легендарной, но мало кому известной российской разведчице княгине Дарье Христофоровне Ливен. За 45 лет тайной службы на благо России она не допустила ни единого промаха, никем не была расшифрована. В искусстве женского шпионажа, включая постель, ее до сих пор никто не смог превзойти. Ливен стала любовницей, близким другом и конфидентом руководителей трех ведущих государств: канцлера Австрии Меттерниха, премьер-министра Великобритании Каннинга и главы правительства Франции Гизо. А также близкой подругой других влиятельных западноевропейских аристократов. Все они стали источником ценнейшей разведывательной информации для российских императоров.

Знаете, какой вопрос задал мне по телефону корреспондент английской «Дейли мейл» после публикации в «Комсомолке»? « Есть ли в российских архивах документальные доказательства того, что английский король Георг IV действительно был отцом ее сына Георгия? Вроде бы у них был роман, недаром в королевской опочивальне висел портрет Дороти Ливен.»

Пришлось разочаровать журналиста. Документы княгини Ливен, ее письма и дневники, изученные мною в разных архивах Европы, умалчивают об отцовстве английского короля. Альковной сенсации в «Дейли мейл» не получилось. Хотя в «Комсомолке» была настоящая сенсация. Дарья Христофоровна выяснила и отправила царю секретное донесение, что знаменитая королева Виктория, будущая бабушка всех монархий Европы - незаконнорожденная! И незаслуженно заняла британский трон. Получается, что и нынешняя королева Елизавета II тоже, мягко скажем, самозванка. Но об этом британские журналисты меня не спрашивали. По понятным причинам. Слишком уж взрывоопасная тема. Все равно в Англии ничего по ней не позволят публиковать.