Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество16 июля 2013 22:00

Во сколько обошлось строительство олимпийских дорог

Стоимость километра магистрали Сочи - Красная Поляна дешевле западных аналогов
Источник:kp.ru
Для строительства совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна применены сложнейшие инженерные решения - проложено 12 тоннелей, возведено более 50 мостов и эстакад.

Для строительства совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна применены сложнейшие инженерные решения - проложено 12 тоннелей, возведено более 50 мостов и эстакад.

Уже в августе РЖД планируют сдать основные железнодорожные объекты, построенные к Олимпиаде в Сочи.

РЖД взялись за реализацию шести проектов. Сейчас завершается строительство и отделка многоуровневого вокзального комплекса в Адлере. Зимой прошлого года запущен аэроэкспресс, связавший аэропорт с центром города. А чтобы увеличить пропускную способность на участке Туапсе - Адлер, на девяти перегонах построены двухпутные вставки, тут стали особенностью и берегоукрепительные работы - от наступления моря защищены и железная дорога, и пляжи.

КИЛОМЕТР ЗА ТРИ

Но, пожалуй, самым грандиозным проектом стала совмещенная с автомобильной дорога Адлер - станция Альпика-Сервис. Именно по ней гости и участники Олимпиады поедут к местам размещения и проведения соревнований. Для ее строительства были применены сложнейшие инженерные решения - проложено 12 тоннелей, возведено более 50 мостов и эстакад. Поезда «Ласточка» будут ходить здесь со скоростью до 80 км/час, время в пути займет полчаса. Основные работы на этом участке также завершены, поезда уже пущены в тестовом режиме.

Тем временем стоимость этого проекта в последнее время оказалась в центре особого внимания. Мол, в сравнении с зарубежными аналогами 48 километров дороги обошлись слишком дорого.

- Затраты сопоставимы, при этом по масштабам, сложности и темпам строительства аналогов нашему проекту в мире нет, - объясняет президент РЖД Владимир Якунин. - Уникальность сооружений отмечена золотой медалью Международной Тоннельной Ассоциации (ITA). Мы спроектировали и проложили транспортную инфраструктуру в сложнейших инженерно-геологических условиях, сохранив уникальный природный ландшафт Сочинского заповедника.

Чтобы разобраться подробнее, что почем, мы обратились к специалистам.

- Авторы критики в большинстве своем не являются экспертами в вопросах инфраструктурного строительства, вследствие чего приведенные ими сравнения некорректны, а сделанные выводы некомпетентны, - говорит вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков.

Как объяснили в компании, основные работы по проекту включают:

45,6 км автодороги с 6 развязками, соединяющими новую и действующие магистрали;

48,2 км электрофицированной железной дороги с двухпутными вставками от Адлера до станции Альпика-Сервис;

четыре станции с пассажирскими вокзалами: Альпика-Сервис, Эсто-Садок, Олимпийский парк и Адлер. Все они построены как пересадочные узлы - на автотранспорт и канатные дороги;

37,2 км вторых железнодорожных путей на участке Сочи - Адлер - Веселое;

27,3 км тоннелей и 38 км мостов и эстакад.

- Общая протяженность построенных линий составляет 131 км, именно эту цифру нужно учитывать при подсчете стоимости километра дорог, - объясняет вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков. - В итоговую стоимость проекта также включено строительство четырех новых вокзалов.

В ЕВРОПЕ ДОРОЖЕ

Сравнить стоимость строительства дороги Адлер - Красная Поляна с зарубежными аналогами взялись специалисты международной корпорации LAVALIN. Она управляла транспортными проектами при подготовке к зимней Олимпиаде-2010 в канадском Ванкувере.

Подобный анализ - очень сложная и кропотливая работа. Ведь нужно не просто выбрать и сравнить проекты, а учесть местные особенности, такие, как стоимость ресурсов и - самое главное - развитие инфраструктуры.

Понятно, что если рядом есть сеть автодорог, ЛЭПы и промышленные предприятия, то это помогает снизить затраты. В Сочи, на том участке, где строилась совмещенная дорога, ничего подобного практически не было. Так что прежде пришлось построить 37 км временных автодорог, 10 технологических мостов, производственные базы и вахтовые поселки.

Тем не менее эксперты корпорации LAVALIN выбрали сопоставимые по топографическим условиям и техническим показателям проекты, которые сейчас реализуются или завершены в Канаде, Швейцарии, Австрии, Италии и Франции.

Проведенный анализ показал, что стоимость строительства совмещенной дороги Адлер - Красная Поляна, как и стоимость строительства искусственных сооружений в рамках единого проекта, соизмерима или не превышает стоимости аналогичных транспортных объектов в этих странах (см. таблицу).

ТОННЕЛЯМ АНАЛОГОВ НЕТ

По оценке компании Amberg Engineering Ltd (ее специалисты были приглашены для инженерного сопровождения проекта), технические и проектные решения, примененные на участке до Красной Поляны, не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения.

Горный массив в районе Большого Сочи своеобразен. Горы здесь испещрены карстовыми разломами: талые воды растворяют мягкие породы - гипсы и известняки, - образуя пустоты, которые значительно усложняют проходку тоннелей. Для их прокладки специалисты международной рабочей группы придумали уникальное решение. Все это наряду с применением самых современных машин и специальных технологий по защите сооружения от схода лавин и оползней, конечно же, потребовало дополнительных затрат.

Критики не устают повторять, что строительством природе нанесен непоправимый вред. На самом же деле проект изначально был спланирован так, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду - большая часть пути специально поднята на эстакады. А там, где все-таки потребовалась вырубка деревьев, проведены так называемые компенсационные высадки - более 70 тысяч краснокнижных растений были перемещены или посажены заново.

- Анализ, проводимый экспертами каждые три месяца, показывает, что инженерные решения и проводимые природоохранные мероприятия смогли минимизировать степень воздействия на окружающую среду, - говорят в пресс-службе РЖД.

Кстати, сочинский проект нередко сравнивают с БАМом, проектирование и строительство которого велось с 1967 года. До конца 1984 года планировалось построить 29 км железнодорожных тоннелей. Но грянула перестройка, и последний, самый длинный Северомуйский тоннель протяженностью 15,3 км был сдан только в 2003 году. В итоге на реализацию проекта ушло долгих 36 лет. На проектирование и строительство совмещенной дороги до Красной Поляны, где проложено более 27 км тоннелей, ушло всего 5 лет.

Олимпиада пройдет, а транспортная проблема Большого Сочи, растянувшегося более чем на 100 километров вдоль побережья, будет решена раз и навсегда. Благодаря электричкам и пересадочным узлам можно будет быстро и комфортно добраться и до центра города, и до любого поселка, и до горнолыжных курортов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

285,44 млрд. руб. составляет стоимость объекта согласно сметной документации.

241,07 млрд. рублей - средства федерального бюджета, а 44,37 млрд. рублей - собственные средства РЖД из инвестиционного бюджета компании.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

* С учетом 45,6 км автомобильной дороги, 48,2 км железной дороги, 37,2 км второго пути на участке Сочи - Адлер - Веселое.

** Стоимость строительства с 2009 г. выросла с 7,45 млрд. евро до 12,5 млрд. евро в 2012 г. и не окончательная.

*** Строительство продолжается, стоимость предварительная.

А КАК У НИХ?

Франция и Италия строят 155-километровую скоростную линию Леон - Турин. Большая часть участка будет проходить в горной местности, протяженность основного тоннеля - 53,1 км, еще одного - 12,2 км. Стоимость строительства с 2009 г. выросла с 7,45 млрд. евро до 12,5 млрд. евро в 2012 г. и не является окончательной.

Австрия и Италия прокладывают дорогу Инсбрук - Фортеца протяженностью 112 км, из них 56 км - тоннель Бреннер. Это будет самая длинная подземная железная дорога в мире. Планируемая стоимость проекта уже превысила 6 млрд. евро.

В Швейцарии решено строить железнодорожную инфраструктуру в труднодоступных районах Лотхсберг и Готтард. Протяженность линий составит 114 км, планируемая стоимость проекта превышает 7,2 млрд. евро.

Линия «Канада Лайн», построенная к Олимпиаде-2010, соединяет аэропорт Ванкувера с центром города. Беспилотная система легкого метро протяженностью 19 км обошлась в 2,1 млрд. канадских долларов (1,4 млрд. евро), то есть километр канадского легкого метро стоил дороже, чем километр совмещенной дороги из Адлера в Красную Поляну.