Николай Янковский, руководитель группы по развитию сети "Бош Авто Сервис"
Бизнес в России, кажется, уже пережил времена бурного роста, и сейчас стало модным говорить о стагнации или, еще хуже, о вялотекущем кризисе. Автосервисный бизнес переживает время, когда наценки на работы и запчасти снижаются, а сложность автомобилей и запросы клиентов к уровню сервиса повышаются. Сейчас можно говорить о ежегодной ротации 10 % всех автосервисов, то есть каждый год из десяти сервисов один закрывается и на его месте появляется новый.
- Развивая нашу сеть, по сути, франчайзинговую систему, мы обратили внимание на успешный старт предпринимателей, не имеющих опыт в автобизнесе, - рассказывает руководитель группы по развитию сети «Бош Авто Сервис» Николай Янковский. - Отрасли, откуда пришли эти предприниматели, совершенно разные - от ИТ-бизнеса до торговли продуктами питания.
В чем секрет успеха тех, кому многие говорили, что в эту тему новичкам путь закрыт? В использовании технологий тех компаний, которые являются лидерами отрасли. Современный автомобиль стал, по сути, компьютером на колесах, поэтому большинство ремонтных операций требует как поиска информации в специальных программах, так и непосредственно подключения диагностического прибора. Естественно, чтобы получить доступ к таким технологиям, нужно быть готовым к продвижению товара той компании, которая помогает наладить бизнес.
Свежий взгляд новичков сослужил сервисам добрую службу: советы «Бош» по организации работы и обученные специалисты позволили сделать бизнес эффективным в короткий срок. Также был очень уместен опыт, привнесенный из других отраслей: опыт управления аптеками дал возможность создать эффективный склад, а ИТ-технологий - возможность получить значительный поток клиентов с сайта.
Вместе с тем непродуманный перенос опыта может привести к проблемам. Так это очень часто случается, когда для привлечения новых клиентов используется массированная рекламная атака. Клиентура автосервиса выращивается месяцами и годами, до сих пор в основном с помощью сарафанного радио. А этот наиболее эффективный метод находится в поле быстрого и качественного предоставления услуг, то есть мы опять возвращаемся к технологиям.
НА ЗАМЕТКУ
Пять способов сделать автосервис эффективным и прибыльным
Используя опыт сети «Бош Авто Сервис», которая сейчас насчитывает 271 СТО в России, и опыт группы, состоящей из десяти экспертов «Бош», хотелось бы дать несколько советов тем, кто думает над созданием своего автосервиса.
1.Здание, помещения и прилегающая территория. Эффективный автосервис должен насчитывать не менее 6 и не более 10 постов. В этом случае, с одной стороны, количество офисных сотрудников не будет превышать количество специалистов, работающих в ремзоне, а с другой - коллектив ремзоны будет управляем. Нужно также помнить, что в современном автосервисе должно быть специальное помещение, в котором клиент сможет подождать, пока моют его машину. А на территории необходимо обустроить парковку, причем не только для клиентов, но и для сотрудников.
2. Оборудование. Имея план здания, нужно обратиться к дилеру по продажам гаражного и диагностического оборудования. Квалифицированные компании могут составить полный перечень оборудования и выполнить его расстановку на плане, а также оказать проектное сопровождение технологической части проекта.
3. Персонал. Практика успешных автосервисов говорит о необходимости поиска технического директора и специалиста по запчастям еще до окончания работ по проектированию здания и оборудования. Нужно обязательно понимать, что современные сотрудники автосервиса требовательны к условиям работ: качественное отопление, освещение, инструмент, наличие помещения для приема пищи, душевая и раздевалка - это необходимые атрибуты современного автосервиса.
4. Запчасти. В экономике автосервиса запчасти занимают ведущую роль - не менее 70 % чистой прибыли, поэтому до момента открытия автосервиса нужно определиться с поставщиком материалов. Причем это должна быть большая оптовая компания, которая может предложить все необходимые запчасти для всех работ. И не забудьте, что доставка и помощь с подбором запчастей - забота поставщика. Необходимо определиться и с тем, с какими брендами производителей запчастей и смазочных материалов будет работать автосервис. Это важно для снижения затрат, например, на покупку спецодежды и оформление помещения приемки.
5.Привлечение клиентов. Современный потребитель ставит работу автосервиса в один ряд с деятельностью ресторана, отеля, химчистки. А это значит, что выглядеть автосервис должен не хуже этих заведений, а учитывая, что потребитель обращается в станцию, как правило, с проблемой, лучше помещение красиво и по-современному оформить. Когда автосервис уже будет готов к работе, не лишнем провести его праздничное открытие и акцию для новых клиентов. Огромную роль играет сайт, бонусные карты, различные акции, совмещенные с другими компаниями (сетью АЗС, ресторанами и т. п.). Все это обязательные атрибуты эффективного автосервиса.
Сетевой формат для автосервисов в России только начинает свой путь. Компания «Бош», развивая сеть «Бош Авто Сервис», видит в таком сотрудничестве большие перспективы. Независимо от размера автосервиса и его местоположения, предприниматели, ступившие впервые на этот путь, могут рассчитывать на нашу помощь.