Общество28 августа 2013 23:20

Трагедия парохода «Адмирал Нахимов»: роковым рейсом должна была плыть дочь Аллы Пугачевой и юморист Винокур

Накануне годовщины ЧП одна из выживших пассажирок лайнера рассказала «Комсомолке» о первых секундах катастрофы
Это фото было сделано за несколько часов до трагедии. "Адмирал Нахимов" в порту Новороссийска 31 августа 1986 года

Это фото было сделано за несколько часов до трагедии. "Адмирал Нахимов" в порту Новороссийска 31 августа 1986 года

С момента гибели парохода «Адмирал Нахимов», утянувшего за собой в морскую бездну под Новороссийском в ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года более четырехсот человек, опубликовано уже столько касающейся трагедии информации, что, казалось бы, нераскрытых тайн крушения лайнера уже и не осталось. Да и, собственно говоря, какие неясности еще могут быть? Отсидевших тюремные сроки капитанов столкнувшихся судов — пассажирского корабля и протаранившего его сухогруза «Петр Васев» - давно нет в живых. Официальные причины аварии озвучены. По мнению специально созданной сразу после ЧП правительственной комиссии, «Адмирал Нахимов» затонул из-за грубейших нарушений правил безопасности мореплавания. Хотя скептики по-прежнему уверены — пароход погубило не это. До сих пор выдвигаются различные версии инцидента в Цемесской бухте, вплоть до самых фантастических. Одни считают, что лайнер потопили агенты спецслужб из-за находившегося на его борту начальника управления КГБ по Одесской области Украины. Другие утверждают — корабль столкнулся с «Петром Васевым» по вине пьяного экипажа. Ну и самая необычная гипотеза произошедшего — якобы, в ту роковую ночь под Новороссийском проводились испытания современного микроволнового оружия. Его-то сигналы и внесли неясность в работу навигационного оборудования «Адмирала Нахимова». Но только по удивительному стечению обстоятельств тогда, в 1986 году в катастрофе «Русского Титаника» не погибли люди, известные в настоящее время не только во всей России, но и далеко за ее пределами. Бориса Моисеева от смертельного круиза отговорила примадонна российской эстрады.

Не послушайся Пугачевой, Борис Моисеев, возможно, так бы никогда и не стал заслуженным артистом России

Неизвестно как бы сложилась судьба автора хитов «Голубая луна» и «Щелкунчик», отправься он в плавание вдоль черноморского побережья на одном из самых комфортабельных отечественных пассажирских лайнеров середины восьмидесятых годов прошлого века. В августе 1986 года никому еще толком неизвестный Борис Моисеев отдыхал под Сочи — в Дагомысе - вместе с тогда еще совсем юной Кристиной Орбакайте, дочкой примадонны отечественной эстрады Аллы Борисовны Пугачевой.

- В конце августа ему поступило предложение подняться на борт «Адмирала Нахимова» и совершить на нем круиз, - сообщил «Комсомолке» арт-директор певца Сергей Горох. - После такого предложения Борис позвонил Алле Борисовне и поинтересовался, можно ли ему отправиться в путешествие вместе с Кристиной. Пугачева категорически запретила ему подниматься на борт лайнера.

Мать юной Кристины Орбакайте почувствовала неладное и запретила дочке подниматься на борт злополучного парохода

И как выяснилось, правильно сделала. И вообще, ходит немало легенд о том, что «женщина которая поет» может заглядывать в будущее. Незадолго до катастрофы парохода знаменитую певицу охватило странное предчувствие. Поэтому когда Моисеев спросил у нее разрешения прокатиться на лайнере, Пугачева и сказала свое твердое нет. Через сутки корабль ушел на дно.

Льва Лещенко от гибели на «Адмирале Нахимове» спасли срочные дела

Первый исполнитель легендарной песни «День Победы» и гимна «Олимпиады-80" Лев Лещенко на отплывавшем из Новороссийска пароходе должен был добираться до места проведения своего очередного концерта. Но в самый последний день у певца возникли неотложные дела и на борт лайнера звезда эстрады так и не попала.

Неразлучные друзья Лев Лещенко и Владимир Винокур могли потерять друг друга навсегда всего за восемь минут

- У Льва Валериановича, на самом деле, очень хороший ангел хранитель, - рассказал «КП» концертный директор артиста Олег Дмитриев. - Ведь случаев, когда он мог погибнуть и чудом избежал этого великое множество.

В мае 1972 года, к примеру, Лев Лещенко должен был лететь вместе со своими музыкантами и пародистом Виктором Чистяковым в Харьков. Но руководство Гостелерадио не отпустило певца из Москвы на гастроли в Украину, так как он являлся участником творческого вечера композитора Льва Ошанина. Повезло исполнителю нетленных хитов и в случае с «Адмиралом Нахимовым».

В конце августа 1986 года злой рок обошел также стороной и юмориста Владимира Винокура. В одном из интервью он признался, что от путешествия на пароходе его отговорили друзья.

Выжившая в крушении пассажирка парохода: «Когда судно ушло на дно, из глубины поднялся столб ледяной воды»

История спасения петербурженки Марины Яковлевой вполне сгодилась бы для съемок финальной части фильма-катастрофы «Титаник». Как и героиню эпической ленты после крушения ее затащил на колыхавшийся на поверхности моря плот молодой человек. Вот только с ним пассажирка «Адмирала Нахимова» никогда даже не была знакома. В остальном — ну точь в точь как в киношедевре Джеймса Камерона. Билет на борт парохода руководителю экскурсионной группы Марине Яковлевой достался чудом. По идее, она должна была ждать своих подопечных в Одессе, откуда в свое последнее плавание и отправился лайнер. Но представители туристического бюро билетик на борт «Адмирала Нахимова» очаровательной двадцатилетней девушке все-таки «нарыли». Ютиться ей, правда, пришлось в каюте, расположенной почти в самом трюме, гораздо ниже ватерлинии, но для никогда не плававшей на больших пассажирских судах Яковлевой и это было настоящим подарком судьбы.

- Мы так устали с ребятами в тот последний летний день, что буквально валились с ног от усталости, - поделилась воспоминаниями с «Комсомолкой» женщина. - Поэтому когда пароход едва отчалил из новороссийского порта, все сразу отправились по своим комнатам. Но отдохнуть так и не удалось. Я лежала с открытыми глазами на постели, как вдруг раздался звук, похожий на звон битого стекла. Пока переговаривалась с соседями, что все-таки произошло, погас свет и мы оказались в кромешной темноте. Стояла гробовая тишина. Никто не кричал, не сообщал об аварии. В конце-концов я схватила сумочку, открыла ключом дверь каюты и побежала по коридору. Паники не было. Дежурные по этажам заверили — все в порядке. А когда выскочила на нос парохода, его правый борт уже начал кренится. Люди стали перебираться на другую сторону корабля. А я с ребятами побежала на шлюпочную палубу, но спустить спасательные лодки на воду уже не было никакой возможности. И в это время судно резко накренилось, все находившиеся на палубе посыпались в море. Каким-то чудом зацепилась за железную дверь. Смотрю — прямо подо мной беспросветная глубина, а сверху люди гроздьями висят. Подумала тогда еще: «Неужели это конец?». Решила — на корабле шансов выжить нет никаких. Присела на корточки и аккуратно спустилась в воду. Стала барахтаться изо всех сил, чтобы подальше отплыть от тонущего парохода. Схватилась за какую-то скамейку. Оглянулась на «Адмирала Нахимова». И в этот момент, вероятней всего, из котлов, произошел выброс пара, после чего судно резко стало погружаться. Из открытых иллюминаторов тянулись чьи-то руки... На плот меня, помню, затащил курсант мореходки. Так мы и держались за него, находясь наполовину в воде. А как только пароход ушел на дно, из глубины поднялся обжигающий ноги столб ледяной воды. И все. Кругом только черная вода до горизонта и мерцающие вдалеке огоньки...

Марина Яковлева в ту страшную ночь спаслась чудом

Спасли Марину Яковлеву в числе других пассажиров только в четвертом часу утра. В здании порта, куда свозили и живых и мертвых, люди всматривались в лицо каждого входящего с улицы, надеясь узнать в нем своих родных и близких. Начинался новый день, который для сотен спасшихся стал, без преувеличения, вторым днем рождения.

СПРАВКА «КП»

Пароход «Адмирал Нахимов» был построен в Германии в 1925 году и изначально имел название «Берлин». Переименован в 1957 году. После этого переведен с Балтики на Черное море. Длина лайнера — 174,3 метра, ширина — 21,1 метр, водоизмещение — 23500 тонн, максимальная скорость — 16 узлов. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года в 23:12 примерно в восьми милях от порта столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», перевозившим груз канадского ячменя. В результате аварии в судне образовалась 80-ти метровая пробоина. Пароход стал резко крениться на правый борт и ушел на дно через 8 минут после столкновения. В катастрофе погибло 423 человека, 65 до сих пор находятся в корпусе «Адмирала Нахимова». Остатки круизного лайнера покоятся на глубине 47 метров всего в 2, 2 милях от ближайшего берега, напротив мыса Дооб.