Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+20°
Boom metrics
Происшествия2 мая 2015 19:00

Экс-генпрокурор РФ о захвате боевиками больницы в Кизляре в 1996 году: «Обыкновенный фашизм!»

На территории ЦГБ открыли мемориальный камень, посвященный тем трагическим событиям, и почтили память погибшего тогда врача из Ставрополя [фотохроника]
Фото: пресс-служба администрации Кизляра

Фото: пресс-служба администрации Кизляра

Справа от главного входа центральной горбольницы Кизляра теперь стоит трехтонный камень.

- Мама, а что это? Для чего?

- Чтобы такие маленькие детки как ты, знали и помнили. А мы и так никогда не забудем, - вздыхает женщина, крепко прижимает дочурку к себе и гладит, гладит, гладит по упругим кудряшкам. То, что сейчас она услышит - даже для взрослых очень тяжело. Если разгон демонстрантов в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года вошел в историю России как «кровавое воскресенье», то 9 января 1996 года можно назвать настоящим «кровавым вторником» для Кизляра...

ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Шел второй год чеченской войны. Озверевшие боевики шли на все более бесчеловечные преступления. Под Рождество отряды двух известных террористов Салмана Радуева и Хункар-Паши Исрапилова получили приказ уничтожить вертолетную базу российских войск под Кизляром. Хоть боевикам и удалось сжечь два «Ми-8» и топливозаправщик, вылазку они в целом провалили. Около 300 бандитов отступили в город.

- Жителей города необходимо было собрать в двух-трех местах, не для того, чтобы объявить их заложниками, а чтобы поведать миру о масштабе операции и привлечь внимание мировой общественности к проблемам Чечни, - рассказывал потом на допросах Радуев (здесь и далее цитаты приводятся по стенограмме обвинительной речи генпрокурора России Владимира Устинова по делу банды Радуева от 19 декабря 2001 года - Прим.).

Салман Радуев. Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

Салман Радуев. Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

Террористы с гранатометами на спинах, «лимонками» на поясах, патронными лентами на плечах и пулеметами в руках врывались в дома, захватывали и женщин с детьми, и стариков. С попадающими по пути милиционерами не церемонились - расстреливали, сжигали. Из магазинов выносили продукты и загружали ими «КАМАЗы».

Заложников колоннами гнали в больницу. Фото: стоп-кадр архивных съемок. 5 канал.

Заложников колоннами гнали в больницу. Фото: стоп-кадр архивных съемок. 5 канал.

Заложников стали сгонять в главный корпус центральной городской больницы. Вывели всех даже из родильного отделения - у одной женщины схватки начались прямо в коридоре. Говорят, именно тогда Радуев получил одну из своих кличек - «Гинеколог».

- Одну роженицу уже прямо с гинекологического кресла подняли, другая в тяжелом состоянии после родов была - столкнули с кровати, - вспоминает Айшат Джамалова. - Сама я родила за два дня до этого. Это мой пятый ребенок был. Сына вынесла другая женщина, это его спасло. Вообще, собирали новорожденных, не зная даже, чьи они... Меня муж пришел навестить в тот день. Его ранили, и он умер от потери крови.

Почему никто не смог оказать мужчине помощь, объяснил врач Гаджиев:

- Боевики ворвались в кабинет, сказали, что я во власти армии Дудаева. Заставили оперировать своих. Сказали, если с теми что-то случится - расстреляют. Пока умирал муж Айшат, я оперировал раненого араба…

- А мы все это время стояли, присесть негде было, хотя я только родила, и было очень тяжело, - говорит пациентка Магомедова. - Мы детям рты зажимали, потому что они плакали, а боевики кричали, что если они не замолчат, их расстреляют. Женщин выставляли в окна живым щитом, и мы махали белыми тряпками, чтобы военные по нам не стреляли.

Три тысячи заложников с трудом помещались в больнице. Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

Три тысячи заложников с трудом помещались в больнице. Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

- Я даже не стану спрашивать Радуева и его подельников, как это все расценивать. Знаете, этому однажды уже дано определение - обыкновенный фашизм, - заявил потом на суде генпрокурор Устинов.

ПАМЯТНИК-ГЛЫБА - ЛЮДЯМ-ГЛЫБАМ

Когда заложников скопилось около трех тысяч, боевики стали требовать от российского правительства «коридор» для беспрепятственного выхода из Дагестана на территорию Чечни. Тяжелые переговоры шли всю ночь. В итоге, бандитам предоставили 11 автобусов, а большинство захваченных кизлярцев они согласились обменять на заложников из числа депутатов, членов республиканского правительства, журналистов и других добровольцев.

В их числе был и стоматолог Ахмед Саламов. Он переступил не порог больницы. Он переступил черту между обычной жизнью и бандитским миром, в котором нет места правилам, здравому смыслу и состраданию.

- Я позвонил своему другу Камилю Омарову, директору телестудии «Прометей», - делится Саламов. - Мы стали первыми парламентерами, с которыми Радуев согласился общаться. Все дальнейшие переговоры он вел только с нашим участием. История еще даст свою оценку этим событиям. Но нам уже тогда все говорили, что это первый в истории страны случай, когда парламентерам удалось провести такие удачные переговоры и спасти столько жизней.

Заложники махали белыми тряпками: "Не стреляйте!". Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

Заложники махали белыми тряпками: "Не стреляйте!". Фото: стоп-кадр архивных съемок. НТВ

Километров через 10 отходящую колонну боевиков остановили под селом Первомайское. Переговоры возобновились и растянулись на пять дней. Но когда боевики расстреляли несколько милиционеров и дагестанских старейших, стало понятно - говорить дальше не о чем. Поступил приказ на штурм. При поддержке вертолетов и артиллерии Первомайское взяли.

Более 150 террористов было уничтожено, около 30 взято в плен, еще нескольким десяткам удалось сбежать. В Чечню они удирали босиком, чтобы не создавать дополнительного шума, и прямо через минные поля - терять им было уже нечего.

Через год после этих страшных событий в городском парке Кизляра установили монумент в честь всех жертв теракта. Но главный врач ЦГБ Ибрагим Алиев после этого долгие годы мечтал, чтобы памятный знак был установлен и на территории больницы. Его мечта сбылась 30 апреля 2015 года. Именно в этот день состоялось открытие трехтонного камня с мемориальной табличкой. Его специально искали и везли из гор. Людям-глыбам - памятник-глыбу...

Памятник жертва теракта 9 января 1996 года. Парк Кизляра. Фото: пресс-служба горадминистрации

Памятник жертва теракта 9 января 1996 года. Парк Кизляра. Фото: пресс-служба горадминистрации

Главврач настаивал - мемориал должен появиться до 20-й годовщины трагедии, торопил всех. Сам Алиев в момент захвата заложников в кизлярской больнице еще не работал там. Но он пришел всего через месяц после теракта, поэтому успел лично пообщаться со всеми медиками, самоотверженно продолжившим оказывать помощь пациентам под дулами автоматов, перешагивая через мины, установленные по всей больнице.

Из 80 человек Алиев не застал только одного - Магомеда Газимагомедова. Он до последнего не покидал свой пост. Только пуля смогла заставить его выпустить скальпель из рук. Посмертно Газимагомедов был награжден Орденом Мужества.

- А ведь он только-только вышел на работу после переезда из Ставрополя, - рассказал на открытии памятного камня главврач больницы. - Защищая земляков, он погиб как герой, ни на минуту не задумываясь о том, что его пятеро детей останутся сиротами. Мы всегда будем помнить о его подвиге, и чтить его память, как и память остальных 51 погибшего (по другим данным их было не менее 78 - Прим.).

Помимо Газимагомедова Орден Мужества получил Ахмед Саламов. А еще одного врача Магомедгаджи Читаева наградили медалью «За спасение погибающих».

- В те дни кизлярцы всех конфессий и национальностей как никогда продемонстрировали интернационализм, понимание, взаимопомощь и поддержку, - сказал Саламов на торжественной церемонии.

9 января 2012 году ко всем наградам заслуженного врача республики (помимо Ордена мужества, у него есть орден Имама Шамиля, медали Георгия Жукова, «За ратную доблест», «Участнику КТО» и «Участнику боевых действий» ) Ахмеда Саламова добавилось звание «Народный Герой Дагестана».

- У меня все земляки - герои, - скромно отвечает Саламов. - Когда в 1999 году бандформирования вторглись в Дагестан, кизлярцы поднялись как один. Многие уехали защищать малую родину - в Ботлихский, Новолакский, Цумадинский районы. А мы, ополченцы, сутками охраняли покой кизлярцев и готовились отразить нападение бандитов. Очень мужественно вели себя наши женщины. Они нас поддерживали, как могли, приносили еду и воду.

- Доченька, пойдем... - женщина убирает руку с кудрявой копны. Но дочка, кажется, ее не слышит, погрузившись в мысли. Может, она представляет - а смогла бы она, рискуя жизнью, но не задумываясь об этом ни на миг, помогать своим защитникам? Маленькая, пусть никогда тебе не придется этого делать. Мирного неба тебе над головой...