Премия Рунета-2020
Краснодар
+10°
Boom metrics

В годы войны Сочи был всесоюзным госпиталем

Сюда везли раненых со всех уголков страны

Главный курорт Советского Союза в годы войны получил новый статус - госпиталь. На военные рельсы он вынужден был стать, когда с каждым днем неминуемо приближался фронт. В санаториях и пансионатах Сочи возвращали в строй людей. Сюда везли раненых - здесь ведь и климат особый, и уход. Поэтому солдаты шли быстрее на поправку.

- Практически все города и районы края были оккупированы немцами, фашисты не взяли только Сочи, Туапсе и Геленджик, - рассказывает заведующий кафедрой новейшей отечественной истории, профессор КубГУ Владимир Черный. - В годы войны в нашем крае работало больше 50 воинских лечебниц, в них поставили на ноги около 350 тысяч солдат. Врачи боролись за жизнь раненых, они работали днями и ночами, зачастую без сна и выходных - каждый день к ним поступали больные.

Обычные сочинцы помогали медикам переносить раненых, работали санитарами, готовили еду. За большую помощь в годы ВОВ город даже получил орден Отечественной войны I степени. Правда, через 35 лет после ее окончания.

- Когда объявили о войне, санатории и пансионаты Сочи были заполнены до предела. Все туристы собрали вещи и отправились по домам, гостиницы и дома отдыха опустели. Но тогда еще никто не знал, какую роль придется сыграть курорту в годы войны, - говорит Владимир Иванович. - Первое время сотрудницы санаториев (всех мужчин забрали на фронт) скучали без работы - они каждое утро приходили на трудовой пост, но лечить и обслуживать было некого. Около 180 врачей города пошли на фронт - спасать жизни наших бойцов.

В других городах Советского Союза под госпитали отдавались школы и детские сады, а на курортах правительство решило создать крупные эвакуационные базы.

Первых пациентов на курорт доставили 5 августа 1941 года на санитарных машинах. Весь город вышел встречать защитников Родины.

- Врачи так переживали за первых пациентов, что на цыпочках ходили по коридорам и разговаривали шепотом, - рассказывает Владимир Черный. - Уже потом эшелоны с ранеными стали приходить регулярно, количество лечебниц в городе увеличивалось - бойцов с контузиями и осколками в теле было так много, что места с трудом всем хватало. К 1 января 1942 года в 50 госпиталях курорта одновременно могли разместиться 20 500 раненых. Солдат везли на поездах, кораблях и машинах.

Так как в госпиталях работали в основном женщины, они и выносили раненых из эшелонов. Бойцов, которые были загипсованы, выгружали через окна на специальные деревянные щиты, а тяжелобольных спускали на простынях. Носили раненых в прямом смысле слова - на руках.

А когда у обычных жителей курорта, которые не ушли на фронт и не трудились в лечебницах, заканчивался рабочий день, они не спешили домой отдыхать. А отправлялись прямиком в госпитали - помогать. Там мыли полы, посуду, носили мебель. В общем, делали всю черновую работу. Когда больным не хватало еды, жители шли в лес за каштанами, грецкими орехами, ягодами, яблоками, грушами, сливами и все это несли в госпитали. Там варили компоты, пекли пироги из тех скудных запасов муки, что были в городе.

Кстати, белые простыни, занавески, матерчатые ширмы и покрывала на мебель - несколько миллионов метров ткани для госпиталей раскроили и сшили в городских мастерских. И исподнее белье, пижамы и прочую одежку для больных также шили сочинские женщины.

Школьники тоже активно помогали. В тисо-самшитовой роще они собирали с деревьев мох и несли его в лечебницы. И уже там они набивали им матрасы.

В 1943 году на курорте больных стало так много, что туда стали направлять только тяжелораненых бойцов. Это продолжалось до 1945 года. Между прочим, из сочинских госпиталей народу выписывалось больше, чем в среднем по стране. А когда начались бои под Туапсе, с перевалов раненых людей доставляли на ослах - только эти животные могли пройти по горным тропам.

Пока в Сочи возвращали в строй бойцов, женщины в Адлере строили новый аэродром. Его возвели за несколько месяцев. Уже в сентябре 1941 года здесь приземлился первый советский самолет, а потом базировались бомбардировщики и истребители. Воздушными судами сюда стали доставлять и раненых из Крыма.

Так, всей страной, бойцов поднимали на ноги и приближали долгожданную Победу.

ТОЛЬКО У НАС

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На парад Победы в Москву от Кубани поедет спецназовец, крушивший гитлеровские поезда

О подробностях всех спецопераций, в которых ему приходилось участвовать в годы Великой Отечественной войны, бывший боец диверсионного спецназа Константин Горожанин помнит и сейчас. Подразделение, где служил фронтовик, в 1941 году являлось, по сути, единственным в своем роде. Оно вело разведдеятельность против Германии, организовывало партизанскую борьбу на оккупированных территориях и вводило фашистов в заблуждение с помощью специальных радиограмм. А подчинялось напрямую наркому Берии.

Войну Горожанин знает с ее первых дней. Трагической осенью 1941-го он оборонял Москву - устанавливал сплошную линию заграждений на ближних и дальних подступах к белокаменной, минировал предприятия, стратегически важные объекты и правительственные здания, которые предполагалось взорвать в случае их захвата гитлеровцами. В ноябре 41-го фронтовик принял участие в легендарном марше войск по Красной площади, с которой солдаты и техника напрямую отправлялись на фронт (читайте далее)