Премия Рунета-2020
Краснодар
+21°
Boom metrics

Рубили шашкой Гитлера под самый корешок

Вместе с другими солдатами немцев на фронтах Великой отечественной теснили и кубанские казаки [фото]
Во время коротких передышек между сражениями бойцы в папахах находили время для простой солдатской шутки

Во время коротких передышек между сражениями бойцы в папахах находили время для простой солдатской шутки

О ключевых битвах Великой Отечественной сегодня знает, пожалуй, каждый из нас. В современных учебниках по истории довольно детально расписаны сражения под Сталинградом, на Курской дуге и сама операция по взятию нашими войсками Берлина в апреле-мае 1945 года. Но, к сожалению, практически нигде не упоминаются героические поступки кубанских казаков, плечом к плечу воевавших на фронтах от Бреста до Москвы, бесстрашно ходивших в атаку на врага под градом пуль и снарядов наравне с другими солдатами. Информацию об этих малоизвестных эпизодах можно отыскать лишь в сугубо научных публикациях и отрывочно - в отдельных литературных произведениях. Чего, к примеру, стоит только одна сформированная в Тихорецке 62-я отдельная кавалерийская дивизия, брошенная осенью 1942 года на охрану Азовского побережья и южного берега Дона. Толком не вооруженная, испытывающая огромные трудности со снабжением и вынужденная во время первых морозов сдерживать натиск врага в бумажных пилотках и летних портянках.

Всего же, по данным исследователей, на фронтах Великой Отечественной войны в разное время воевали 12 кубанских кавалерийских дивизий - около 50 тысяч человек.

Первый бой казаки дали 22 июня

В схватку с немцами наши хлопцы вступили в первый же день вторжения агрессора на территорию СССР. Отпор фашистам, в частности, дал дислоцированный в городе Ломжи (в то время он входил в состав Белоруссии, сегодня это территория современной Польши) 94-й Северо-Донецкий Кубанский казачий полк подполковника Николая Петросьянца. Вместе с 48-м Белоглинским казачьим полком он вступил в противостояние с гитлеровцами рядом с проходящей вблизи госграницы железной дорогой уже в 10 часов утра 22 июня. Затем к месту сражения подтянулись 3-й Кубанский и 152-й Терский казачьи полки. Целые сутки немногочисленное войско сдерживало превосходящие силы врага! Огромные же потери 6-й кавалерийской дивизии, куда и входили полки, нанесла немецкая бомбардировочная авиация, совершившая налет на приграничный город.

Вместе с другими подразделениями Красной Армии воины-казаки прошли от Москвы до Берлина

Вместе с другими подразделениями Красной Армии воины-казаки прошли от Москвы до Берлина

- Время приближалось к четырем утра, вот-вот уже должно было появиться солнце, - пишет в своих мемуарах бывший начштаба 94-го полка Владимир Гречаниченко. - И тут мы увидели в небе большую группу неизвестных самолетов. Затем со стороны города послышалось несколько артиллерийских выстрелов. Ничего не понимая, мы обменивались недоуменными замечаниями. Все стало на свои места, когда на Ломжу посыпались фашистские бомбы. Удар был комбинированным. После массированной бомбардировки налетели вражеские истребители, расстреливая из крупнокалиберных пулеметов выбегавших из казарм бойцов и командиров, привязанных к коновязям коней…

Несмотря на это, части 6-й кавдивизии не потеряли управляемость и сосредоточились в лесу, на три километра южнее военного городка. Попытка немцев сходу прорваться к Ломже была отбита. Однако следующий день стал для кавалерийской дивизии трагическим - вражеские бомбардировщики и артиллерия практически полностью уничтожили казачьи подразделения. Командир 6-го кавкорпуса Иван Никитин так отзывался об отчаянных парнях в папахах: «Вначале все было хорошо. Конники дрались превосходно. Они буквально усеяли землю вражескими трупами и ни на один шаг не отступили. Тогда немцы бросили на дивизию авиацию. А как кавалерии защищаться от самолетов? Клинком их не перебьешь! Прикрытия с воздуха тоже нет. Так и растрепали фашисты дивизию. Жаль людей, замечательные хлопцы. Орлы, один в одного».

Через несколько суток общее положение наших войск на Западном фронте сложилось катастрофическое. 27 июня был оставлен Белосток, 28 - Волковысск, кольцо сразу двух армий в белостокском выступе замкнулось. Те, кто смог из него вырваться, вторично попали в окружение в районе Минска. Немцы то и дело открывали по отступавшим казачьим полкам убийственный перекрестный огонь. Десятки людей падали замертво, а их крики заглушало дикое ржание искалеченных лощадей.

Большая часть кубанских и терских казаков 6-й кавдивизии погибли или попали в плен. Спасшиеся продолжали бороться против захватчиков, став партизанами и подпольщиками. Поэтому среди «народных мстителей» было немало наших земляков.

Особого внимания засуживает 42-я стрелковая дивизия под командованием кубанского казака комбрига Ивана Лазаренко. За неудачи в первые дни войны его обвинили в трусости и потере управления вверенными ему войсками. Своих ребят героический командир бригады не бросал до самого своего ареста 4 июля 1941 года. Он командовал оставшимся личным составом дивизии, сколачивал из отставших бойцов отряды для занятия обороны на наиболее «тонких» участках фронта.

Казаки выжгли фашистов «лавой»

За время Великой Отечественной войны кубанские казаки не раз удивляли сослуживцев храбростью. Когда исследователи рассказывают в своих трудах о героических поступках наших ребят в черкесках, то они всегда упоминают о событиях августа 1942 года под станицей Кущевской в Краснодарском крае. Неприметный, казалось бы, в общей военной суматохе того времени боевой эпизод на самом деле стал последним в истории примером кавалерийского наступления лавой. Это такой боевой порядок и способ тактических действий, применявшийся сначала в казачьих войсках, а с введением в 1912 году Строевого устава - во всей русской кавалерии.

К концу лета 1942 года ситуация на Южном фронте сложилась критическая. Не встречая на своем пути практически никакого сопротивления, вермахт быстро продвигался по территории нашего края. На Кубань наступали отборные фашистские части. На острие же главного удара немцев шли тяжелые танки, разрывавшие советскую оборону буквально в клочья. Строить ее затрудняла равнинная местность - всю степь-то противотанковыми рвами не перекопаешь.

17-й кавалерийский корпус под командованием генерала Николая Кириченко в составе 12, 13-й кубанских и 15, 116-й донских казачьих дивизий задержал наступление фрицев на три дня.

Выжженная же солнцем и плоская, как стол, степь представляла собой идеальный плацдарм для стремительной атаки на лощадях. Корпус Кириченко формировался из добровольцев непризывных возрастов. И хотя в нем было немало семнадцатилетних мальчишек, основную массу составляли все-таки 50-летние мужчины и старики, прошедшие до этого горнило Гражданской войны.

По словам участника Кущевской атаки Ефима Мостового, незадолго до легендарного наступления конницей, Николай Кириченко обошел вверенный ему корпус и произнес краткую речь.

- Он нам сказал: «Перед вами вояки Гитлера - горно-стрелковая дивизия «Эдельвейс, - поделился воспоминаниями ветеран. - Красиво, говорит, гады себя назвали, да только в их поганых, кровавых руках любой цветок умирает. Остановить их не могут. От безнаказанности обнаглели, своей кровью еще ни разу не умывались. Вот мы их и умоем. Кроме нас - некому. На фронте паника. Но мы же казаки!

Кавалерию враги боялись и прозвали кубанцев чертями на стальных конях

Кавалерию враги боялись и прозвали кубанцев чертями на стальных конях

Встав в лесопосадках недалеко от Кущевской, бойцы в папахах ждали приказа о начале атаки. А когда он поступил, двинулись навстречу врагу шагом. Никто тогда не проронил ни слова. Преодолев треть пути до позиций противника, казаки пустили коней рысью, а когда фашисты стали видны уже невооруженным глазом - галопом. Сидевшие в окопах фрицы с ужасом наблюдали за надвигавшейся на них живой стеной, и какое-то время оставались словно парализованные. Один из немецких солдат потом вспоминал: «Даже одна мысль о той атаке повергала меня в ужас. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки - это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего». Другой гитлеровский вояка - итальянский офицер - сравнил наших конников с чертями, у которых стальные лошади.

Пока противник ошарашенно глазел на приближающуюся кавалерию, казаки с ходу врубились шашками в его позиции. После кровавой схватки фашисты, несмотря на явное преимущество, дрогнули и побежали назад. Авиация вермахта в той ситуации оказалась бесполезной, поскольку люфтваффе не рисковали сбрасывать бомбы, боясь зацепить своих. Желая напугать коней, немецкие самолеты кружили над полем боя на бреющем полете. Однако лошади казаков не обращали на шум техники никакого внимания. Из рук в руки станица Кущевская переходила несколько раз. За это время 17-й казачий кавалерийский корпус выполнил боевую задачу - обеспечил организованный отход регулярных частей Красной армии на туапсинском и моздокском направлениях. Пока казаки насмерть стояли в голой степи, удалось демонтировать и оборудование нефтяных скважин. Кубанское черное золото противнику так и не досталось…

За ту героическую атаку 17-й казачий кавалерийский корпус был переименован в 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус. А впереди у бравых хлопцев лежали еще тысячи непройденных фронтовых дорог до столицы Третьего рейха.

От Крыма до Берлина

Формирование кавалерийских дивизий в Северо-Кавказском военном округе началось практически сразу после начала войны. В их состав вошло огромное количество казаков. Чего и говорить - некоторые воинские подразделения состояли из них наполовину. Всего же в СКВО появилось 26 кавдивизий. Из этого количества 12 образовалось в нашем крае. Одна - 53-я - частично состояла из казаков бывших кубанских станиц, перешедших в административное управление Ставрополья.

Наш край хлебнул горя войны с лихвой

Наш край хлебнул горя войны с лихвой

С боями воины в черкесках прошли по всей оккупированной немцами территории СССР, сначала обороняли, а потом освобождали многие города страны. Немало наших ребят полегло и в Крыму. Насмерть там стояли солдаты 40-й и 42-й сформированных на Кубани кавалерийских дивизий. Проредили ряды фашистов кубанские хлопцы и на западных рубежах страны. На начальном этапе войны, к примеру, в районе деревень Подвязье и Устье Смоленской области казаки 50-й и 53-й кавдивизий под командованием Льва Доватора прорвали фронт противника, полностью уничтожив при этом батальон 430-го полка 129-й пехотной дивизии гитлеровцев, провели стремительный рейд по тылам 9-й немецкой армии. И сковали тем самым действия огромного количества фашистских войск. Казаки перехватывали коммуникации, жгли вражеские склады, рубили шашками солдат и офицеров. Командование вермахта издало даже специальный приказ «Об истреблении казачьего отряда». На следующий день бумага попала в руки наших конников. Они в итоге прокладывали себе путь среди глухих болот и лесов, появлялись там, где их ждали меньше всего. Бойцы захватили немало вооружения, уничтожили 138 солдат и офицеров, разбили 58 грузовиков (!) и 3 цистерны с горючим.

В 1943 году, когда СССР все чаще начал одерживать верх над Германией и была освобождена большая часть Кубани, краевой комитет ВКП(б) и местный исполнительный комитет народных депутатов обратились в Ставку Верховного Главнокомандующего (ВГК) с предложением сформировать у нас пластунское соединение на ополченческой основе. В обращении кубанского казачества, в частности, говорилось: «Кубанцы всегда били иноземных захватчиков, они сражались в войне 1812 года, они обороняли Севастополь в 1854-55 годах. По примеру своих предков просим сформировать Кубанскую пластунскую дивизию. Наши пластуны в боях за Родину покажут проклятому врагу, что такое казак!»

ВГК инициативу одобрила.

На месте знаменитой атаки под Кущевской позже воздвигли величественный монумент

На месте знаменитой атаки под Кущевской позже воздвигли величественный монумент

Многие из наших казаков получили звание героев Советского Союза. После окончания Великой Отечественной вернулись на свою малую родину, к мирному труду. Им предстояло восстанавливать лежавшие в руинах родные города и села, поднимать хозяйство и растить детей. Но это уже другая история.

ТОЛЬКО У НАС