Премия Рунета-2020
Краснодар
+18°
Boom metrics
Общество14 мая 2015 9:35

Анапский патриотизм и никакого мошенничества

Анапа становится форпостом казачества, которое знает 1000 способов отъема денег у населения
Виктория КАТАСОНОВА
Заматамана по экономике Н.Нестеренко (слева) мечтает усадить атамана городских казаков Анапы С.Бурлуцкого в мэрское кресло

Заматамана по экономике Н.Нестеренко (слева) мечтает усадить атамана городских казаков Анапы С.Бурлуцкого в мэрское кресло

Численность казачьих патрулей на улицах будет увеличена, сообщили кубанские СМИ со ссылкой на официальные источники. Но есть маленькое но: за прошлый год количество преступлений в общественных местах Краснодарского края выросло на 14 %, а в этом – почти на 20. То есть казачьи дружины, на которые до 2016 года уйдет больше трех миллиардов рублей, преступность не снижают. Впрочем, есть и другой повод сказать о ненужной трате бюджетных средств: иные казаки сами отлично зарабатывают. Несколько последних лет в редакцию поступали сигналы из Анапы, где казаки с успехом освоили торговлю, установили платный проезд к морю и застраивают знаменитый Утриш. Разбираться в ситуации отправилась Виктория Катасонова.

На акции городских казаков против Бориса Моисеева Николай Нестеренко с нескрываемым восхищением разглядывал танцора эпатажного певца

На акции городских казаков против Бориса Моисеева Николай Нестеренко с нескрываемым восхищением разглядывал танцора эпатажного певца

Возрождение с прибылью

Мало кто с ходу назовет вам имя анапского мэра. А вот кошевого атамана в Анапе знает, кажется, любой: мы говорим «казаки», подразумеваем «Нестеренко». Ведь все ходят на городские рынки и пляжи. Впрочем, историю восхождения нестеренковской звезды начнем издалека.

В советское время Николай Дмитриевич был историком-краеведом в местном музее. Он самоотверженно исследовал окрестности на предмет древнегреческих захоронений, коих тут немало. Как немало и оружия, оставшегося в земле со времен Великой Отечественной. За всем этим добром охотились черные копатели, которые непонятным образом узнавали о местах, где нужно копать. Копателей же отлавливал местный КГБ, кого-то сажая в тюрьму, а кого-то делая агентом.

К началу 90-х Николай Дмитриевич ощутил прилив патриотизма и принялся возрождать казачество. Постепенно казаки открыли в Анапе рынок, приносивший неплохие деньги. Правда, со временем государственные органы потребовали его зарегистрировать по всей форме. И тогда Нестеренко предложил себя директором: мол, это пустая формальность, а деньги все равно пойдут на местное казачье общество. Так и решили. Тем более что кошевой атаман – это зам. главного атамана по материальным вопросам.

Шли годы, рынок «Казачий» работал, а особой прибыли в городском обществе не ощущалось. В середине двухтысячных тогдашний атаман Анапы Александр Матеркин стал задавать своему заместителю неудобные вопросы. Матеркин даже хотел созвать казачий круг для публичного обсуждения ситуации. Но казачий круг не состоялся: 14 февраля 2008 года анапский атаман Матеркин был задержан сотрудниками ФСБ по Южному федеральному округу. У него нашли 15 килограммов тротила, две мины, 8 гранат и 6 пакетов с боеприпасами. Он отсидел и сейчас совсем отошел от дел. В Анапе до сих пор гадают, кто «сдал» атамана.

В списках значился

Любовь к России не избавляла кошевого атамана Николая Нестеренко от постоянного внимания правоохранительных органов. Если поднять Книги учета сообщений о преступлениях (КУСПы), то с 1997 года по настоящее время кошевой атаман в них упоминается 40 раз. Чаще всего милиция-полиция относит происшествия к категориям "вымогательство", «самоуправство» и «хулиганство». Читаем, например, сообщение от 17.05.1997 г. № 1271: «Нестеренко Николай Дмитриевич <год рождения и адрес> вымогает у <...> гражданина Алексеева Алексея Петровича <г.р. и адрес> деньги в сумме 1800000 рублей. Сообщено руководству УВД". Запись же за 23 июня 1997 года № 1748 отнесена к категории «мошенничество»: «зам. окружного атамана Нестеренко Николай Дмитриевич по фиктивным документам присваивал денежные суммы, поступающие в виде добровольных взносов в АКО" (т.е. Анапское казачье общество).

Есть и категория «фальсификация документов». Вот, например, сообщение от 19.07.2000 г. за № 1887: «при рассмотрении в городском суде иска <...> Нестеренко Н. Д. к ООО «Фонд культуры Горгиппия» Нестеренко Н. Д. представил в суд сфальсифицированные документы». Ту же категорию встречаем в сообщении от 18.12.2000 за № 3782: «Нестеренко Н. Д. предоставил в городской суд документы: требование о созыве общего собрания и акт об отказе созвать общее собрание, которые являются подложными».

Воистину биография этого доблестного казака достойна не статьи, а романа. 17.07.2003г. сообщение № 1489 повествует: «в ночное время в поселке Сукко, ул. Лесничество, д. 9 гражданин Нестеренко Н. Д. умышленно поджег дом, принадлежащий агрофирме «Кавказ». Ущерб 188093 руб.». И это не говоря о многочисленных побоях, угрозах, самовольном занятии земли, невыполнении судебных решений, уничтожении товаров и магазинов.

Справедливости ради отметим: сообщение о преступлении еще не есть преступление. Нарушен ли закон, решает только суд. Быть может, все 40 раз честного и законопослушного казака Николая Нестеренко оговаривали, сообщая в милицию ложные сведения. В таком случае правоохранительные органы должны были привлечь клеветников к ответу, чего почему-то тоже не сделано.

Бригада? Дружина!

Около санатория «Мотылек», где любят останавливаться московские звезды, – памятник атаману Безкровному, памятный камень в честь павших казаков, остатки турецкой крепости, именуемые Русскими воротами. А в паре шагов – тот самый казачий рынок, который сегодня называется ООО "На Крепостной". Некоторым казакам столь откровенное соседство не нравится, как не нравится и сам Нестеренко. Впрочем, о разногласиях позже. Вхожу на рынок и, изображая досужую туристку, заговариваю с охранником. Он парень простой и улыбчивый: "У нас кто в казачьем обществе состоит, тот и в дружине. А чего? Деньги есть, я не жалуюсь".

Среди активов Нестеренко значится и другой анапский рынок - "Восточный", где продается львиная доля местных фруктов и овощей. Доход, надо полагать, идет на борьбу за духовность. Во всяком случае городские казаки периодически устраивают в Анапе акции против гастролей эстрадных звезд вроде Бориса Моисеева.

Общаться с анапскими казаками на юридическом языке тяжело, любой довод упирается в высокие фразы вроде "это наша земля". В самом деле: летом, когда к морю устремляются миллионы отдыхающих, в самых красивых заповедных местах появляются шлагбаумы, которые охраняет все та же казачья дружина. Проезд одной машины стоит от 200 рублей, а кто начинает спорить, может обнаружить у себя синяк. Эти шлагбаумы есть в Большом Утрише, в Сукко, на Бугузской косе, на пляжах в станице Благовещенской и в поселке Витязево. Если заезжать нужно с трассы, казаки лихо разбирают дорожные ограждения.

Экология внаем

Огромный резонанс имела история в заказнике Большой Утриш: местная предпринимательница стала вырубать краснокнижные деревья, но городские казаки выставили в заказнике пост, в итоге остановив стройку. Был там и Николай Нестеренко, вдохновлявший подчиненных на подвиги во имя родной природы. А позже стройку в заказнике начал сам. Прошлым летом прокуратура Анапы официально сообщила, что Анапское городское казачье общество самовольно захватило почти два гектара на берегу, где ведет незаконное капитальное строительство. «Незаконным захватом земельного участка, являющегося особо охраняемой природной территорией, руководил заместитель атамана Анапского городского казачьего общества Н. Д. Нестеренко», – говорилось в сообщении.

Официально объект был обозначен как казачий "Учебно-оздоровительный центр", но за бетонным забором обнаружилось порядка 20 домиков, которые обычно сдают в аренду отдыхающим. В прошлом ноябре Анапский районный суд по иску прокуратуры обязал гражданина Нестеренко снести незаконные сооружения. Тот на заседание не явился, а потом подал апелляцию. Краснодарский краевой суд подтвердил решение, но выполнять его в полном объеме Николай Дмитриевич почему-то не спешит. Ведь надежда умирает последней.

Вперед навстречу креслам!

Впрочем, говорить об одном Нестеренко было бы несправедливостью. Ведь он лишь кошевой атаман, тогда как Анапским городским обществом руководит атаман Сергей Викторович Бурлуцкий. Все 90-е он был диджеем на дискотеке с невинным названием «Ромашка». А потом открыл собственную дискотеку, прямо напротив центрального пляжа в парке 30-летия Победы. Называлась она «Квазар» и поистине прославилась в анапской милиции. Только официально в КУСПах зарегистрировано более 50-ти сообщений о преступлениях на территории "Квазара": грабежи, избиения, разбои.

Крашенная челочка, модный пиджачок - владелец "Квазара" Сергей Бурлуцкий в середине 2000-х не думал и не гадал стать казаком

Крашенная челочка, модный пиджачок - владелец "Квазара" Сергей Бурлуцкий в середине 2000-х не думал и не гадал стать казаком

Предприимчивости Сергею Бурлуцкому было не занимать. Бутлегеры из поселка Витязево, в свое время делавшие паленую водку, это знают. В отличие от них местные казаки были страшно недовольны "Квазаром". Их нелюбовь вызывали артисты, которых Сергей Викторович то и дело рекрутировал с фестиваля «Казантип» из соседнего Крыма. И дело было не только в музыке, но и в огромном количестве шприцов, что валялись по местному парку после концертов. Горячие головы подумывали отловить Бурлуцкого в темном переулке и объяснить нагайкой, что за такой образ жизни Боженька карает. Но решили идти цивилизованным путем и закрыли "Квазар" через контролирующие службы. Оставшись не у дел, Сергей Викторович пошел на поклон к Николаю Нестеренко. Уж какие доводы он нашел, остается гадать, но вскоре Бурлуцкого приняли в городское казачье общество, а теперь он и вовсе атаман.

Повторю, не всем казакам происходящее по душе. Помимо Анапского городского общества, есть районное, которым руководит Валерий Плотников. И хотя здания штабов обоих обществ расположены на одной улице в Анапе, атаманы друг с другом не разговаривают. Интересно, что у Нестеренко в городском состоят около 200 человек, а в районном у Плотникова – в 10 раз больше. Но политический вес, судя по всему, зависит от суммы дохода. Складывается впечатление, что Николай Нестеренко точно знает, кто будет следующим анапским мэром.