Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество10 марта 2016 15:35

Конституционный суд: изымать органы умершего можно и без согласия родных

Такое решение стало ответом на иск матери погибшей в ДТП девушки [аудио]
Конституционный суд России вынес решение, по которому получается: изымать органы умершего можно и без согласия его родственников

Конституционный суд России вынес решение, по которому получается: изымать органы умершего можно и без согласия его родственников

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Конституционный суд России вынес решение, по которому получается: изымать органы умершего можно и без согласия его родственников. Презумпция согласия, так сказать, - то есть ты должен заранее написать заявление, что против. Иначе органы могут быть изъяты, и врачи об этом не предупредят.

С иском в Конституционный суд обратилась мама Алины Саблиной из Екатеринбурга. Ее 19-летняя дочь училась в Москве, в университета дизайна и технологии. В 2014 году вечером переходила Ленинский проспект, заметим, по пешеходному переходу. И ее сбила машина. Девушку отвезли в горбольницу им. Пирогова - в коме. Не приходя в себя Алина пролежала там шесть дней. После матери позвонили из похоронного агентства и сообщили, что дочь умерла. Почему позвонили именно из похоронного агентства, это, видимо, повод для отдельного разбирательства, хотя ни для кого не секрет, что больницы продают сведения об умерших бюро ритуальных услуг.

В то время для родных Алины было важно другое. Как получилось, что в заключении судмедэксперта значится изъятие трех органов. А позднее выяснится, что их больше. В трупе девушки не было сердца, почек, части аорты и нижней полой вены, надпочечников, и части правого легкого.

Ведущий Радио "Комсомольская правда" Антон Арасланов дозвонился Елене Саблиной.

- Я читаю акт о заключении судебно-медицинской экспертизы, и меня приводит в шок то, что там был перечень органов, которые были изъяты. Но это мой ребенок... Шок. Как это могли сделать, когда я постоянно находилась у постели ребенка? Как это произошло без моего согласия, без согласия отца, который тоже был в больнице вместе со мной. После этого мы стали ходить по инстанциям, бороться и отстаивать право распоряжаться своей жизнью. Презумпция согласия на изъятие органов - этот законопроект продвигался конкретным депутатом, наверняка, не бесплатно, - говорит Елена Саблина.

- Что врачи говорили, на основании чего они органы вырезали?

- Я сразу же задала этот вопрос следователю: какое право они имели? Он говорит: существует такой закон - о трансплантации органов. По нему врачи имеют право изымать все, что хотят. Мол, почитайте закон. Не согласны - подавайте в суд. 90 процентов жителей нашей страны не знают, что есть такая презумпция согласия.

- Вам никто из медиков не объяснял этого?

- Все шесть дней я находилась в больнице, врачи меня видели постоянно, регулярно мы с ними разговаривали. Единственное, что врачи меня попросили подписать, - это заявление о том, что я добровольно за свои деньги покупаю лекарственный препарат. Я подписала. И больше ничего. Меня даже не поставили в известность о том, что мой ребенок умер. Хотя взяли номер телефона, мол, будут улучшения или ухудшения состояния - позвоним. - О том, куда органы вашей дочери пошли, вы знаете?

- Конечно, нет. На суде они говорили, что это секретная информация. Мы это не разглашаем. Мы действуем на основании закона. К нам никаких претензий не может быть. Они по сути из моего ребенка сделали поросенка на бойне... В первый же день, когда только дочка поступила в больницу, сделали такое глубокое обследование - только не для того, чтобы спасти, а чтобы узнать, подходят ли органы для пересадки. Они же не изъяли печень, потому что она им не понравилась.

В трупе девушки не было сердца, почек, части аорты и нижней полой вены, надпочечников, и части правого легкого

В трупе девушки не было сердца, почек, части аорты и нижней полой вены, надпочечников, и части правого легкого

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- Сейчас вы обратились в Европейский суд по правам человека. Чего вы намереваетесь добиться?

- Изменения нашего законодательства. Чтобы у нас спрашивали разрешение. А если его нет, чтобы не имели право изымать органы.

- То есть речи о компенсации морального ущерба не идет?

- В иске это, конечно, указано. Но основное - это изменение законодательства. Для нас это важно.

Понятное дело, что у сторонников презумпции согласия есть свои аргументы. Один из основных - это развитие трансплантологии.

А вы что думаете об этом?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эдигер: Нужно уголовно преследовать врачей, которые обсуждают изъятие органов при жизни пациента

Обсуждать изъятие органов у пациента еще до его смерти запрещено законом. И если врачи, лечившие Алину Саблину, действительно делали это, должно последовать немедленное уголовное преследование этих медиков. Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» заявил патологоанатом Александр Эдигер (подробности)