Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество14 сентября 2016 21:59

«Насмотрится «Ну, погоди!» и начнет курить»

Чему на самом деле учат cоветские мультики
«Комсомолка» проанализировала, что дети могут почерпнуть из мультиков времен СССР. Фото: Фотобанк Лори

«Комсомолка» проанализировала, что дети могут почерпнуть из мультиков времен СССР. Фото: Фотобанк Лори

Не утихают споры о том, пользу или вред несут старые советские мультфильмы. Сами посудите: Малыш из «Карлсона» втайне от родителей дружит с «мужчиной в самом расцвете сил», дядя Федор сбегает из дома и живет как бомж в заброшенной деревушке. Крокодил Гена катается безбилетным на крыше поезда, а Волк из «Ну, погоди!» вообще курит!

Действительно, как-то нехорошо получается. Но ведь мы-то на этих мультфильмах нормальными людьми выросли! «Комсомолка» проанализировала, что дети могут почерпнуть из мультиков времен СССР.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Карлсон - «Малыш и Карлсон»

Знаковая фраза: «Малыш, а как же я? Я же лучше собаки!»

Чему учит: Даже если у тебя есть все-все-все: и собственный домик на крыше, и моторчик с пропеллером, плохо, если нет друзей. Причем дружба начинается тогда, когда ты учишься слушать и слышать своего товарища.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Крокодил Гена и Чебурашка - «Чебурашка и крокодил Гена»

Знаковая фраза: «Молодой каракодил 50 лет желает завести себе друзей»

Чему учит: Даже самые необычные и страшные (как крокодил) существа могут найти настоящего друга.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Шапокляк - «Чебурашка и крокодил Гена»

Знаковая фраза: «Хорошими делами прославиться нельзя»

Чему учит: Неблаговидные поступки иногда дают более быстрый и эффектный результат, чем хорошие. Но в перспективе «шапокляки» проигрывают более честным и открытым персонажам. И еще: вредными становятся люди, когда им не хватает любви и внимания.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Заяц - «Ну, погоди!»

Чему учит: С помощью ловкости и смекалки можно победить даже гораздо более сильного соперника. Главное - не сдаваться.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Волк - «Ну, погоди!»

Знаковая фраза: «Ну, заяц, погоди!»

Чему учит: Маленьких обижать не надо. Во-первых, они тоже могут за себя постоять. Во-вторых, ты сам можешь оказаться для кого-то маленьким.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Дядя Федор - «Трое из Простоквашино»

Знаковая фраза: «Дорогие мои родители, папа и мама. Я вас очень люблю, но и зверей я тоже люблю»

Чему учит: Быть самостоятельным и домовитым - хорошо. Такие мальчики не пропадут, даже оказавшись в заброшенной деревне без взрослых. К тому же, если ты ведешь себя как взрослый, родители дают тебе больше свободы.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Домовенок Кузя - «Приключения домовенка»

Знаковая фраза: «Убытки, убытки-то какие!»

Чему учит: К вещам и ресурсам нужно относиться бережно. Но важнее всех вещей на свете - близкие люди. Их нужно беречь в первую очередь.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Попугай Кеша - «Возвращение блудного попугая»

Знаковая фраза: «В чем я хожу?! В рванье! Как Золушка!»

Чему учит: Самые крутые гаджеты, самая модная одежда не заменят тепла близкого человека.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Ежик - «Ежик в тумане»

Знаковая фраза: Медвежонок говорил, говорил, а Ежик думал: «Все-таки хорошо, что мы снова вместе»

Чему учит: Мир вокруг может быть враждебным и непонятным. Но все это преодолимо, если рядом есть надежный товарищ.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Папаня Волк - «Волк и теленок»

Знаковая фраза: «Папаня! Ну вот то-то, а то все «мама, мама»!»

Чему учит: Пока дети маленькие, их защищают родители. А потом они вырастают и становятся защитниками для своих пап и мам.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Фрекен Бок - «Карлсон вернулся»

Знаковая фраза: «По телевизору показывают жуликов… Ну чем я хуже?!»

Чему учит: Даже если делать гадости втихаря, наказание не заставит себя ждать.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Фунтик - «Приключения поросенка Фунтика»

Знаковая фраза: «Дети плачут, а родители платят»

Чему учит: Быть честным важнее всего золота мира.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Водяной - «Летучий корабль»

Знаковая фраза: «Внутри меня водица, ну что с таким водиться!»

Чему учит: Как бы ни выглядел человек, он достоин дружбы. Душевные качества гораздо важнее внешности.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Джулико Бандитто и Де ля Воро Гангстеритто - «Приключения капитана Врунгеля»

Знаковая фраза: «Постоянно пьем чинзано, постоянно сыто-пьяно. Держим банко миллионо и плеванто на законо»

Чему учит: Несмотря на романтический антураж, судьба преступника печальна. Закон и порядок все равно побеждают.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Пес Барбос - «Бобик в гостях у Барбоса»

Знаковая фраза: «Человек собаке друг»

Чему учит: Не нужно пытаться казаться тем, кем ты не являешься. Самозванцев обязательно разоблачают, и это бывает весьма болезненным.

Фото: кадр из мультфильма.

Фото: кадр из мультфильма.

Персонаж, мультфильм: Волк - «Жил-был пес»

Знаковая фраза: «- А помнишь, как ты меня гонял? - Так я ведь… - Ага. Работа такая?»

Чему учит: Все мы играем определенные социальные роли: учитель или ученик, кондуктор или безбилетник, начальник или работник. Но в любой из этих ролей важно не терять человеческих качеств.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«На этих примерах ребенок понимает, что хорошо, а что плохо»

На наши вопросы ответила детский психолог Евгения Курилова.

- Какие мультики полезны для детей?

- Чем меньше малыш, тем больше ему нужно времени на понимание увиденного. Поэтому для совсем маленьких подходят мультики с небольшим количеством деталей, где персонажи имеют простые силуэты, цвета яркие, фон нейтральный. Сюжет состоит из коротеньких сценок, перемежающихся незатейливыми песенками. В этом смысле идеально подходит классика советского мультфильма - про Винни-Пуха, кота Леопольда, обезьянок и т. п.

Несколько лет назад студенты Московского государственного психолого-педагогического университета провели исследование, как дети воспринимают современные мультфильмы. Дошкольникам показывали «Петсон и Финдус» о жизни старика и его котенка Финдуса и сериал о супергерое «Человек-паук».

После приключений Финдуса дети воспроизводили в своих играх сюжеты мультика. То есть этот мульт-фильм они поняли. Когда проанализировали игры малышей после просмотра «Человека-паука», психологи обнаружили: дети не повторяют сюжета мульт-фильма. А просто разыгрывают сцены драк по принципу «все дерутся со всеми». Очевидно, этот мульт можно смотреть тем, кто постарше.

- Когда начинать и сколько времени можно смотреть мультики?

- Зависать часами точно не стоит. Для детей младше трех лет самой главной деятельностью, которая их развивает, является общение со взрослыми. Мама и папа в это время закладывают фундамент, на котором будет строиться характер ребенка, его отношения с миром. Подменять это общение просмотром мультфильмов, даже самых правильных, не стоит. Начинать нужно с коротеньких, минут по пять, мультиков не больше 3 - 4 раз в день.

- А не могут дети научиться плохому, насмотревшись мультфильмов? Вот зачем волк курит?

- В детских мультфильмах, книгах не обойтись без отрицательных персонажей. Как иначе ребенку понять, что хорошо, а что плохо. Да, волк курит. Но он ведь плохой, значит, и курить плохо.