2016-08-27T16:55:00+03:00

При чем тут Сталин? Нужен хоть шаг наверх со дна

Что должен сделать новый министр, чтобы образование и наука в России перестали уничтожаться
Поделиться:
Комментарии: comments200
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. ФОТО Артем Геодакян/ТАССМинистр образования и науки РФ Ольга Васильева. ФОТО Артем Геодакян/ТАСС
Изменить размер текста:

Что бы ни происходило в современной российской политике и экономике хорошего или плохого, а образование и наука у нас почему-то до сих пор неумолимо шаг за шагом уничтожались.

Как это происходит — мы знаем.

Первое. Если в столице учителя еще как-то зарабатывают, то в провинции у них чаще всего копеечные, постыдные зарплаты.

Второе. Замена экзаменов на тесты ЕГЭ — чтобы не нужно было думать и рассуждать, а только механически зубрить цифры и факты.

Третье. Невыносимая бюрократическая нагрузка на школу, о которой все время говорят учителя.

Засилье бессмысленных лжедисциплин и лжефакультетов, всего этого бесконечного маркетинга, пиара и госуправления. Это четвертое.

Обучение нескончаемых миллионов юристов и менеджеров, которым просто нечего делать — при страшном дефиците хороших инженеров, врачей, да и много кого, кто нужен здесь и сейчас. Уже пятое.

Шестое. Обилие коммерческих вузов — и постоянное сокращение бюджетных мест там, где их только что было больше.

Седьмое. Многолетняя — еще с перестройки — эмиграция специалистов туда, где им платят, - и полная невозможность их вернуть (хотя денег на «Бентли» в Москве почему-то хватает).

Есть и восьмое, и двадцать пятое. Но это все частности, они все печальны, и их много.

Главное — другое.

Главное — это идея, что единственной задачей образования является подготовка кадров для бизнеса, выпуск сотрудников на рынок, а задачей науки — опять же, решения для бизнеса, на которых уже завтра можно наварить миллиард.

Зарабатывать, любой ценой зарабатывать как можно больше и быстрее— других задач нет.

А если не получается зарабатывать — так хоть сокращать.

Ведь школы, университеты, научные институты — по мнению нашей системы — ничем не отличаются от фирмы, которая торгует ботинками. Мало ботинок продано — ну так хоть расходы урежем. Уволим учителей, закроем или укрупним школы, сольем несколько НИИ в один, а в освободившихся зданиях откроем офисы или на этом месте построим «апартаменты».

Это мышление тараканов.

Нет, хуже.

Это мышление надзирателей концлагеря: заключенный должен меньше есть, больше рубить деревьев или умереть.

В реальности, конечно, бизнес не может быть самоцелью хотя бы потому, что его потребности меняются очень быстро, а образование и наука — это игра вдолгую.

И, что важнее, учить надо не зарабатывать — этому человек научится сам, куда денется, - учить надо думать и узнавать мир вокруг себя.

Для очеловечивания, для продления и усложнения цивилизации, чтобы вас не ограбили и не ударили топором, чтобы могли написать связный текст без грубейших ошибок.

С точки зрения «бизнеса» - это все глупая лирика, конечно.

Но для долгой и счастливой жизни в своей стране и со своим народом — полезно.

У нас сейчас назначили нового министра, Ольгу Васильеву, — и теперь спорят: а что она думает о Сталине? Не слишком ли она религиозна?

Все это ерунда.

То единственное, что действительно важно — это понять, будет ли при новой власти в Минобрнауки сделан хоть шаг наверх со дна?

Сделает ли что-нибудь новый министр с догмой «образование - это бизнес»?

Ниже падать уже некуда. Хуже уже не будет. И еще больше денег — не заработать.

Может, пора начать их вкладывать и отдавать?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новый министр Васильева - Вундеркинд, дирижер, знаток Церкви и дипломат

Новым министром образования стала заместитель начальника Управления Администрации президента по общественным проектам, профессор, доктор исторических наук Ольга Васильева (подробности)

 
Читайте также