Премия Рунета-2020
Краснодар
+17°
Boom metrics

Николай Долуда: «Не самое главное надеть на казачонка форму, важно, что у него в душе»

В станице Владимирской Лабинского района говорили о том, каким должно быть настоящее казачье образование
Татьяна АЛЕКСЕЕНКО, Татьяна ВИННИЧЕНКО
Для почетных гостей казачата провели экскурсию

Для почетных гостей казачата провели экскурсию

Это уже четвертое зональное совещание, которое проводил атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал, вице-губернатор Николай Долуда. Для чего и зачем атаман собирает начальников управлений образования, директоров школ, классных руководителей казачьих классов, педагогов, представителей родительских комитетов? Прежде всего, для того, чтобы кубанцы понимали, что такое образование – не муштра, не бездумное заучивание исторических фактов, не разделение детей по национальному признаку и вероисповеданию. Это воспитание, прежде всего, духовно богатой личности, для которой простые человеческие ценности должны стать основополагающими принципами жизни. И каждый директор, каждый учитель и родитель должны это понимать.

Не секрет, что социум влияет на формирование личности ребенка, на его внутренний мир. С той информацией, которая буквально обрушивается на подрастающее поколение из интернета, радио, телевидения молодежь, подчас не в состоянии справиться и отделить, что называется, зерна от плевел. В этом, по словам Николая Долуды, и призвано помочь казачье образование.

Вместе с атаманом ККВ на встречу приехали министр образования, науки и молодежной политики края Татьяна Синюгина, глава Лабинского района Александр Садчиков. В Доме культуры станицы более 900 человек из 13 районов. Прибыли на совещание и соседи из Карачаево-Черкесской Республики, где территориально располагается Баталпашинский казачий отдел. В этом учебном году на территории КЧР открыто два казачьих класса.

Лабинцы приготовили почетным гостям сюрприз, перед началом совещания учащиеся 4-го класса казачьей школы №28 станицы Вознесенской провели для них экскурсию на выставке творческих работ, рассказали о своей школе, чем они занимаются в рамках казачьего образования. Познакомившись с экспозицией, Николай Александрович отметил, что не все ученики казачьих классов получают в школах столько знаний о родном крае. На территории, где располагается Лабинский отдел, открыты 220 казачьих классов, в которых обучаются 6, 5 тысяч детей, а это уже немало.

Прежде чем обратиться к основной теме совещания, Николай Долуда, рассказал о современной жизни и деятельности Кубанского казачьего войска. Ведь без полного понимания того, чем сегодня занимается современное казачество невозможно грамотно вести казачье обучение, а владеют этой информаций пока, увы, немногие.

На перспективу атаман ККВ казачий генерал Николай Долуда работает с командой единомышленников

На перспективу атаман ККВ казачий генерал Николай Долуда работает с командой единомышленников

Благодарная аудитория с большим вниманием и интересом слушала атамана. В своей речи Николай Долуда заострил внимание на том, какие важные задачи ставит казачье образование. Вместе с тем обучение в казачьем классе должно быть только добровольным, а для этого необходимо грамотно разъяснять родителям его содержание.

Нужно признать, что многие вековые приоритеты в системе воспитания на протяжении нескольких лет утрачивались. И виной этому, в том числе, тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, – восхваления силы и жестокости, свободы от требований общественной морали, пропаганды свободной любви. Сформировались новые установки и ценности, поменялись критерии оценок, деформировались исторически существующие убеждения. Понятия «долга», «чести», «духовности», «патриотизма» стали размытыми. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на традициях кубанского казачества – сама жизнь выдвинула на передний план.

– В настоящее время у нас 25 казачьих школ, около 3 тысяч казачьих классов, в которых обучается более 63 тысяч детей, сказал казачий генерал, -это огромное количество. И от нас с вами зависит, как мы организуем преподавание в этих классах. В этой системе обучения мы закладываем принципы, которые близки людям любой национальности. В основе своей они содержат уважение к старшим, уважение к труду, любовь к своему Отечеству и готовность его защищать. Наша сила – в творчестве наших коллективов, в нашей истории, культуре, традициях и обычаях!

Очень важно, по мнению войскового атамана, чтобы занятия эти проводились не только классными руководителями, но и казаками-наставниками, а по возможности, и атаманами. Наставник должен стать вторым классным руководителем в казачьем классе. И уроки ни в коем случае не должны проходить для галочки, нужно уходить от формального подхода к преподаванию.

– Не самое главное надеть на казачонка форму, важно, что у него в душе, как он усвоил материал, – подчеркнул Николай Долуда

С огорчением войсковой атаман признал тот факт, что приезжая на поминовения, дети в большинстве не владеют информацией.

– Как правило, все дружно опускают голову, - с горечью заметил вице-губернатор, - только в этом году на Гречишкинских поминовениях ребята начали что-то отвечать. А вот именно на этих исторических примерах и нужно учить наших детей.

Николай Долуда посетовал на то, что сегодня, увы, в условиях легкой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, интернет на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции. То творчество, которое сегодня предлагается молодым людям в большинстве своем способствует деградации. Этой тенденции может активно противостоять казачье образование.

Особую благодарность за понимание и поддержку Николай Долуда выразил вице-губернатору Анне Миньковой и министру образования края Татьяне Синюгиной – настоящим единомышленникам, в команде с которыми работа приносит отличные результаты.

– К первому декабря у нас уже будет скорректирована программа по изучению истории, культуры, традиций и обычаев кубанского казачества, – рассказал атаман, - будут также готовы методические пособия, которые наполнят библиотеки всех школ. Благодаря им, классный руководитель, наставник смогут достойно подготовиться к занятию.

Методическим пособия представляют собой план, курс лекций, приложений, практических заданий в разнообразной форме, презентации и видеоматериалы с учетом возрастных особенностей, с первого по одиннадцатый классы. А пока хорошим подспорьем у педагогов послужат плакаты и диски, специально им подготовленные в помощь сотрудниками сектора образования Кубанского казачьего войска.

По словам Николая Долуды и Татьяны Синюгиной, дата и время проведения занятий по казачьей тематике должно стать единым для всех классов. Нужно это для того, чтобы была возможность оценить уровень преподавания и знаний в каждом классе, а также выявить проблемы.

– Я очень хочу, чтобы у нас с вами было полное понимание, - обратился Николай Александрович к наставникам и педагогам, - а то приезжают войсковые сотрудники в понедельник, выясняется, что занятие проходят в среду, приезжаешь в среду, говорят, что оно проходит в пятницу.

Также Николай Долуда попросил по возможности включить казачьи факультативы в учебные программы.

– Если проводить занятия в форме факультативов, то выходит, что в год их проводится всего 34, а это очень мало, - посетовал атаман,- к тому же, распределять время на них нужно правильно, не уделять 6-8 часов колядкам или обрядам, о которых ребенку могут рассказать в семье. А ставить в приоритет изучение истории, культуры, традиций и обычаев. Также я должен понимать, что за каждым классом закреплен конкретный наставник, за этим должен быть контроль. Уже после того, как вы получите все методические материалы, программы, у нас начет работу комиссия, в состав которой войдут сотрудник правления войска и министерства образования. В течение всего учебного года они будут выезжать в классы, и проводить тестирование. По итогам мы будем определять 10-20 лучших казачьих классов на территории Краснодарского края.

Атаман ККВ уверен, что ребята обязательно должны побывать на экскурсиях в Краснодаре, чтобы увидеть и войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского, побывать в историко-археологическом музее им Фелицына, где хранятся регалии и реликвии Кубанского казачьего войска, посетить могилу автора истории Кубанского казачьего войска, казачьего «Дiда» Федора Щербины, увидеть Александровскую триумфальную арку. Посетить первый на Кубани храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы построенный казаками в 1793 году на Тамани - колыбели кубанского казачества.

– За хорошую работу классных руководителей и наставников ждет материальное поощрение, - пообещал войсковой батька. Атаманы, найдите средства и окажите помощь классному руководителю, которые занимаются с вашими детьми. Сколько можете, но это обязательно! У вас такая возможность есть.

Факты поощрения, Николай Александрович обещал проверять, а за нерадивость наказывать атаманов. Такое предложение было встречено бурными аплодисментами.

Министр образования края Татьяна Синюгина рассказала, что казачье образование поддерживают и на федеральном уровне - глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева считает, что в стране нужно развивать сеть казачьих образовательных организаций и ставит Краснодарский край как хороший пример.

– Более 5 тысяч педагогов работают в классах казачьей направленности, – отметила Татьяна Юрьевна, - именно мы с вами закладываем в ребенка его отношение к миру. Очень важно при этом, чтобы в нашей с вами работе не было двойных стандартов, чтобы не получалось, что в кабинетах мы проповедуем одно, а в жизни следуем совершенно другим идеалам.

Министр образования подчеркнула, что подход должен быть системным и целостным, начинаться в начальном классе и заканчиваться – в выпускном. Казачье образование включает в себя воспитание высоких духовных, морально-нравственных и боевых качеств, патриотическое воспитание в сочетании с усиленной физической и военной подготовкой, а также усвоение системных знаний по казачьей тематике.

По словам Татьяны Синюгиной, опыт некоторых школ, классов уже сегодня может стать площадкой для повышения квалификации многих педагогов, например, школа №28 станицы Вознесенской.

Со слов министра образования кардинальных преобразований в системе преподавания в казачьих классах не будет, как и прежде, оно будет базироваться на четырех основных направлениях: кубановедении, основ православной культуры, традиционной культуры кубанских казаков и военно-спортивных дисциплин. Изменения коснутся курса «История кубанского казачества» в 5-9-х классах, и «История казачества России» в 10-11-х классах.

– Много сделано для того, чтобы увеличить количество казачьих классов, теперь пора переходить от количества к качеству, - отметила министр, - мы должны вместе сработать так, чтобы престиж казачьего класса был высочайшим. Чтобы родители стремились своего ребенка отдать именно в этот класс, они должны быть уверены, что их детям дадут не только качественные знания, но и совершено другое воспитание.

Своим опытом работы поделилась директор казачьей школы №4 Тбилисского района Вера Мишуринская, Татьяна Митракова классный руководитель 4 класса школы №28 станицы Вознесенской. О том, как ведется наставническая работа в классах, рассказали казаки - Гулькевичского районного общества Виталий Мясников и заместитель атамана Лабинского районного общества Василий Козлов.

Школа№28 станицы Вознесенской единственная в Лабинском районе со статусом «казачья». Первый казачий класс появился в 2003 году. Это были «трудные» дети из трех классов, причем только мальчишки, всего 25 человек. Как вспоминает директор школы Лилия Елисеева, за три года обучения в казачьем классе никто из этих детей не попал на учет в детскую комнату милиции, хотя кандидатов было много:

— Они целый день были заняты - много физических занятий, занятий по истории, культуре, даже специальные занятия по музыке, по авторской программе. Тогда мы сталкивались с различными проблемами и, прежде всего, непониманием со стороны родителей. Многие были против, что ребенок проводит весь день в школе. Тогда мы и решили, что 7-й класс делать казачьим уже слишком поздно: у детей уже сформирован характер, есть свое видение, а начинать надо с начальных классов. Именно в этом возрасте лучше всего закладывать основу будущего воспитания.

На сегодняшний день в 28 школе семнадцать казачьих классов, еще 2 первых класса вот-вот войдут в большую семью под литерой «К». В течение учебного года они будут учить кодекс чести казака, изучать историю, а перед летними каникулами пройдут обряд посвящения в казачата.

— Для детей это будет настоящий праздник, - продолжает директор, приедут атаманы Лабинского отдела всех уровней, священники. Вы бы видели глаза детей, которые бегут к родителям и показывают от них подарки. Для них это настоящая награда.

За время становления казачьего образования на Кубани изменилось многое. То, что раньше считалось инновацией, теперь норма. Появился Федеральный образовательный стандарт, а вместе с ним и возможность для дополнительных часов на внеурочную деятельность. Теперь в каждом классе есть десять дополнительных часов, которые заняты историей кубанского казачества, культуры, основами православной культуры, казачьими ремеслами.

Узнать о реформах в системе казачьего образования приехали более 900 человек из 13 районов

Узнать о реформах в системе казачьего образования приехали более 900 человек из 13 районов

В Лабинском районе действует центр внешкольной работы «Мир Лабы», одним из направлений работы которого изучение казачества, его традиций и основ православной культуры. Существует отдел, который координирует работу казачьих классов всего района. «Мир Лабы» организует и проводит много мероприятий для казачат: это и смотры – конкурсы и еще много всего. Но самое главное - «Мир Лабы» это место, где всегда можно получить методические пособия, литературу и другие сопутствующие материалы, которые помогут в работе педагогу, начинающему деятельность в казачьем образовании.

— Мы не работаем одни, — говорит директор центра Ирина Ситникова, — нам всегда помогает и районный атаман Игорь Юренко, и атаман города Лабинска Василий Козлов. К мероприятиям они всегда предоставляют призы. Ежемесячно мы собираем атаманов казачьих классов и классных руководителей, обсуждаем общие проблемы и планы мероприятий.

Такая деятельность в Лабинском районе притягивает начинающих педагогов с соседних районов, где казачьи классы только начали открываться.

Дарья Кильтенберг - педагог начальных классов из села Ковалевского, Новокубанского района. Первые казачьи классы появились в школе в этом году и чтобы перенять опыт, учитель ездила в школу станицы Вознесенской:

— К сожалению, пока нет программы, по которым можно было бы работать. Но мы не первопроходцы и с удовольствием пользуемся опытом педагогов из других школ.

Не стоит в стороне от проблем воспитания и православная церковь. По традиции казачата, прежде чем принести клятву, обязательно исповедуются и причащаются. А занятия по основам православной культуры, по мнению благочинного церквей Усть-Лабинского округа настоятеля храма св. Сергия Радонежского протоиерея Александра Черных, лучше проводить в храме.

– У нас есть автобус, и вот мы вместе с моими священниками организовали для ребят паломнические поездки по Золотому кольцу, - говорит он, - вместе мы посещаем много храмов. Один из них в станице Воронежской, в этом году ему исполняется 100 лет. На территории Лабинского района за последнее время было построено 7 храмов и все с участием казаков. Только на один храм они замешали и подали 3 тысячи кубов бетона и все за свой счет. Это тоже говорит о возрождающейся духовной составляющей.

Священники принимают участие в родительских собраниях, просят приводить на беседы в храм так называемых трудных детей, особенно склонных к суициду.

– Ко мне на исповедь полгода назад пришла девочка, - рассказывает отец Александр, - руки все порезанные, говорит, мальчик не отвечает взаимностью. Нужно их учить молитве и духовной жизни.