Немалую роль играют слаборазвитые механизмы контроля и пресечения работы нарушителей
Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Покупки в Интернете стали обыденным явлением. Известно, что, где деньги, там и мошенники. За неполных три месяца этого года от нечистых на руку интернет-продавцов пострадали 200 человек.
- В мировой паутине покупатели защищены меньше всего, - поясняют «Комсомольской правде» - Кубань» в краевом Роспотребнадзоре. – Бумага вместо посылки, деревянные бруски вместо гаджетов или просто нерабочая техника – самые частые жалобы.
Проработкой торговли в Интернете занимаются разные страны мира, но на данный момент совет один – нужно помнить, что бесплатный сыр только в мышеловке.
В ведомстве проводят регулярные мониторинги интернет-магазинов. В прошлом году удалось проверить 700.
- Нарушения нашли в 100.Они не указали свой юридический адрес, хотя это обязательное условие. Еще девять фирм предоставили вообще неверные адреса, - пояснили в Роспортебнадзоре.
На первый взгляд, юридический адрес не касается покупок. А если купленный товар не подошел или был с дефектом, то куда его отправлять обратно? Соответственно, не будет и возврата денег, да и в суд не подать, потому что повестки просто не доходят.
- Среди найденных нарушений также разница в цене на один и тот же товар в зависимости от формы оплаты. Для тех, кто хотел перевести деньги по карте, стоимость была выше, - продолжают в Роспортебнадзоре.
В ведомстве также подчеркивают, что такого рода нарушения и мошенничества связаны с фактическим отсутствием каких-либо требований или ограничений для входа на рынок интернет торговли. Также немалую роль играют слаборазвитые механизмы контроля и пресечения работы нарушителей.
КАК НЕ ПОПАСТЬ НА УДОЧКУ?
Первое, что нужно сделать, это изучить репутацию магазина и качество товара на форумах. Чем больше положительных отзывов, тем лучше.
На сайте должна быть полная информация о продавце.
- Указанная на сайте электронная почта магазина, телефоны для связи, адреса сервисных центров, информация о местах самовывоза является хорошим тоном и показателем добросовестности, - подчеркнули в ведомстве.
Затем необходимо проверить описание товара. Продавец обязан дать исчерпывающую информацию, включая страну изготовления, срок службы, гарантии. Ну и, конечно же, должны быть перечислены свойства товара.
- Сроки доставки также должны быть в открытом доступе, - добавили в Роспотребнадзоре.
Если цена неоправданно ниже среднерыночной, то это повод задуматься в качестве вещи.
- Стоит спросить продавца, почему такая низкая цена. Если есть сомнения, то поищите в Интернете, как должна выглядеть ваша будущая покупка, - продолжают специалисты.
Следующим шагом нужно убедиться в точности цены на товар и доставку.
При получении на почте стоит сразу вскрыть товар и проверить его состояние и комплектацию.
- В случае чего фотографируйте и составляете акт прямо на почте, - советуют в ведомстве.
Если покупку привезли курьером, то первым делом нужно посмотреть, а то ли доставили. Если привезли другую вещь, то у вас есть полное право не платить за нее.
- Обязательно прочтите акт доставки, который курьер предлагает подписать. Если там написано, что претензий по качеству вы не имеете, но товар вы еще не опробовали, то не поленитесь и напишите, что состояние посылки оценивалось только по внешнему виду, - заключили в Роспотребнадзоре.
И последнее - возврат. По закону, каждый купивший что-либо в интернете имеет право вернуть товар в течение семи дней даже если покупка качественная. Правда, доставку обратно нужно будет оплатить из своего кармана. Продавец примет покупку назад, если у нее сохранен товарный вид и потребительские свойства.
Если брак товара проявился через, скажем, несколько недель, то покупатель в праве требовать соразмерную компенсацию.
- В таком случае обратную доставку оплачивает сам продавец, - пояснили специалисты.