Кадр из телеэкранизации романа "Анна Каренина" канала Россия.
Ничего хорошего от «Анны Карениной» Карена Шахназарова я не ждал. Чем не угодили сто пятьдесят предыдущих экранизаций? Лишь бы не снимать о сегодняшних героях. К тому же нравоучительный подтекст романа Льва Николаевича, на мой взгляд, был откровением лишь тогда, в конце 19 века, а сейчас генеральная идея произведения слишком очевидна.
Так что телевизор я включил только по долгу службы. И залип.
Сомнительная идея отбросить все лишнее, чтобы сконцентрироваться на рефлексии постаревшего Вронского, которого расспрашивает о своей матери возмужавший Сережа Каренин, вдруг оказалась блестящей. Прежним экранизаторам, чтобы охватить роман целиком, приходилось жертвовать нюансами и выбрасывать «неважные» сцены с главными героями. У Шахназарова все наоборот: отношения двоих выпуклы и подробны, зато некоторых линий нет совсем. Например, исчез Лёвин. И правильно: этот зануда мне никогда особо не нравился (хоть он и транслятор сокровенных воззрений автора, как принято считать).
Уместна и русско-японская война, которая не просто оправдание новой сюжетной коллизии. Пожалуй, это война еще и в метафизическом плане - с самим собой, когда телесные раны, увы, не лечат те, что в душе. Режиссер сделал все, чтобы вся эта история не выглядела «преданьем старины», справившись без переодевания персонажей в современные одежды и переноса действия в наши дни. В результате ты не слишком отвлекаешься на рассуждения о нравственности общества и конкретных его членов (чего, безусловно, желал Толстой), а видишь, простите за возможную пошлость, только чудо любви.
Елизавета Боярская тонка и деликатна, равно как и Максим Матвеев. Виталий Кищенко в роли Каренина многослоен и неоднозначен. Сериал снят на нюансах, когда молчат, но говорят; на будоражащих полунамеках - словом, так, как для нашего телевидения практически не снимают (а я думал, и не умеют).
Революционное толстовское полотно с обнажением множества проблем превращается в камерную психодраму, где вопрос всего один: где расположена точка невозврата, после чего главное чувство, на которое только способен человек, превращается в напалм, уничтожающий все вокруг в значительном радиусе? В такой трактовке за 140 лет, прошедших с момента первой публикации романа, ответ не стал очевиднее. То ли к ужасу, то ли к счастью для всего человечества.
«Россия 1»
«Анна Каренина»
Среда-четверг, 21.00.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Новая экранизация "Анны Карениной": И я на шпалах, опять на шпалах...
Артем ГУСЯТИНСКИЙ
Когда искусственно (и не очень убедительно) состаренный Максим Матвеев начинает рассказывать сыну женщины, которую любил, об истории этой любви, невольно возникает вопрос - кто, собственно, здесь сын, а кто мамин друг? Играющий Каренина-младшего актер Кирилл Гребенщиков выглядит явно старше Вронского, которому лишних лет не добавляют ни нарочито усталый взгляд, ни фальшивая седина (подробности)
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ВОПРОС ДНЯ
Стоит ли бесконечно переснимать классику?
Владимир СОЛОВЬЕВ, тележурналист:
- Переснимать много раз стоит не только классику, но и все талантливые произведения. Прежде чем судить эту «Анну Каренину», ее нужно посмотреть. Мне повезло - я сериал видел. И могу сказать: режиссер фильма войдет в золотой фонд отечественного кинематографа.
Ярослав БОЙКО, актер (сыграл Вронского в экранизации Сергея Соловьева 2009 года):
- Почему нет? Разные художники, разное видение классики. Творчество Льва Николаевича не стареет. Мне очень интересно будет посмотреть новый фильм!
Евгений ГЕРАСИМОВ, народный артист России:
- На то она и классика, чтобы ее переснимали бесконечное количество раз. Такие фильмы привлекают внимание молодежи.
Николай БУРОВ, директор музея «Исаакиевский собор»:
- «Анну Каренину» переснимать можно до бесконечности. Пока я видел крохотный кусочек. Но вижу, что это интересная работа. Каждое поколение имеет свой взгляд на классику, она тем и хороша, что не умирает в своем веке.
Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель-маринист:
- Перечитывать точно стоит. А вот переснимать - не уверен.
Евгений ЕРШОВ, слесарь локомотивного депо:
- Переснимать стоит, чтобы молодежь привлечь. Но волевая Боярская - совсем не сомневающаяся Самойлова из черно-белого кино. Лиза так играет, что, кажется, паровоз на ходу остановит.
Юрий СЫЧЕВ, сценарист, завлитчастью Молодежного театра, Челябинск:
- Нужно обязательно создавать фильмы на основе классических произведений, которые априори превосходят по художественным качествам даже самые лучшие произведения современных драматургов. Но иметь свежий взгляд.
Василич, читатель сайта KP.RU:
- Не скажу про кино, но на афишах всех провинциальных театров все те же «Гроза», «Бесприданница», «Горе от ума»… Хотелось бы что-нибудь современное уже.
Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):
- А зачем? Неужели мало других историй и пьес, которые еще не экранизированы?