Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+14°
Boom metrics
Общество2 мая 2017 10:40

В Ростове-на-Дону разрушена могила одного из последних матросов легендарного крейсера «Варяг»

Обелиск, установленный в честь Ивана Капленкова, приходит в негодность
Основание памятника уже сильно разрушилось.

Основание памятника уже сильно разрушилось.

Сегодня уже немногие знают, что есть на Братском кладбище южной столицы одна могила, которая вправе считаться настоящим памятником воинской доблести: там покоятся останки Ивана Ефимовича Капленкова — последнего матроса легендарного крейсера «Варяг», первым, вместе с канонерской лодкой «Кореец», принявшего удар японской эскадры в 1904-м, который и стал началом русско-японской войны.

Однако сегодня этот обелиск уже практически пришел в плачевное состояние и постепенно разрушается.

- Дорогая «Комсомолка», нужно что-то делать, ведь происходящее, особенно накануне Великого праздника — Дня Победы, просто недопустимо! - возмущается в беседе с корреспондентом «КП-Ростов» ростовчанин Владимир Заиченко. - Наш город может гордиться этим памятником, но беда: основание монумента разрушилось. Я уж и звонил, и писал по этому вопросу в разные инстанции, но толку – ноль. А ведь это место могло бы стать знаковым для Ростова, интересным для туристов, полезным для воспитания молодежи. По-хорошему — там работы-то совсем на чуть-чуть: укрепить, забетонировать, благоустроить, но ведь этим кто-то должен заняться, так?

Этот памятник на могиле Ивана Капленкова уже переживал такое отношение к себе — в 90-х и начале «нулевых», когда им никто не занимался, и только после того, как в 2003-м дочь Капленкова Мария обратила на происходящее внимание общественности, прежний мемориал убрали и заменили его новым. Однако прошло менее 15 лет — и все повторяется.

Между тем, в России таких памятных мест, связанных с «Варягом», можно сказать, и нет: только братская могила во Владивостоке, где были перезахоронены на Морском кладбище останки тех, кто погиб в том сражении. А Иван Капленков долгие годы — до своей кончины в 1954-м, судя по архивным документам, оставался одним из последних живых матросов «Варяга». И жил он в Ростове.

В том сражении, когда «Варяг» и «Кореец» приняли в корейском порту Чемульпо неравный бой с превосходящими силами японского флота, получил серьезные повреждения и был затоплен свой же командой, чтобы он не достался врагу.

Среди выживших моряком, спасенных французским кораблем, был и Иван Капленков - потом ему на грудь повесил Георгиевский крест лично император Николай II. Фото: Википедия / "Ростовский словарь".

Среди выживших моряком, спасенных французским кораблем, был и Иван Капленков - потом ему на грудь повесил Георгиевский крест лично император Николай II. Фото: Википедия / "Ростовский словарь".

Матрос Капленков вместе с другими выжившими моряками был поднят на борт французского крейсера «Паскаль», потом был переправлен в Россию, где император Николай Второй принял матросов в своей резиденции и лично прикрепил на грудь каждого из них Георгиевский крест, вручил благодарственную грамоту, именные часы и сервиз.

После демобилизации Иван Капленков, получивший помимо всего этого еще и пожизненное содержание, переехал жить в Ростов, где женился, у него родились две дочери. Правда, новая власть оказалась сурова к бывшему матросу, ставшему служащим на швейном предприятии: его обвинили в антисоветской пропаганде и выслали в Архангельскую область, а полученные царские подарки после обыска исчезли.

Впрочем, через несколько лет его вернули обратно в Ростов. Потом была Великая Отечественная, оккупация (он пережил ее здесь, в городе), и только после того, как в послевоенные годы широкую популярность получил роман «Порт-Артур» о русско-японской войне, о Капленкове вспомнили: его стали приглашать в школы, училища — выступать перед подрастающим поколением.

Когда Иван Ефимович скончался, его похоронили на Братском кладбище и установили там обелиск. В советское время за могилой ухаживали и присматривали, а вот потом — забыли. В 2003-м снова вспомнили — не вновь не надолго.