Общество

Дело «Гоголь-центра»: бухгалтера «Седьмой студии» ранее судили за растраты

А Юрия Итина, как выяснилось, на работу к Серебренникову устроила пресс-секретарь Олега Табакова
Бывший главный бухгалтер театральной компании "Седьмая студия" Нина Масляев перед рассмотрением ходатайства об аресте в Пресненском районном суде. ФОТО Александр Щербак/ТАСС

Бывший главный бухгалтер театральной компании "Седьмая студия" Нина Масляев перед рассмотрением ходатайства об аресте в Пресненском районном суде. ФОТО Александр Щербак/ТАСС

"КП" стали известны новые подробности так называемого "Дела "Гоголь-центра". А если быть точными, дела о возможных хищениях в "Седьмой студии", которой руководил известный режиссер Кирилл Серебренников, худрук "Гоголь-центра".

Как выяснислось, Нина Масляева - она была главным бухгалтером «Седьмой студии», и сейчас находится под арестом - прежде работала в Брянске и уже попадалась на «театральной афере». По рассказам нашего источника в правительстве Брянской области, в 2009 году женщина занимала должность главного бухгалтера местного драмтеатра. Во время одной из ревизий выяснилось, что, начисляя актерам зарплату, Масляева укрывала часть налогов, а деньги тратила на погашение своих многочисленных кредитов.

За искажение бухгалтерской отчетности, что по закону является грубым административным правонарушением, Масляеву оштрафовали, а затем уволили из театра без права занимать должность главного бухгалтера в течение пяти лет. Кроме того, ее обязали вернуть налоговую недоимку. Она ее, кстати, погасила за два года. Каким же образом? Нашла другое доходное место. Еще до конца пятилетнего запрета на работу Масляева устроилась в театр "Модернъ", худруком которого тогда была Светлана Врагова, а директором работал уже известный Юрий Итин. Там они и познакомились. Кстати, по слухам, Итина туда устроила его мать - легендарная в театральном мире Алла Шполянская, помощница Олега Павловича Табакова, его "пресс-генерал" в МХТ им.Чехова и Табакерке. Вроде бы Шполянская позвонила Враговой и попросила, чтобы та взяла на работу ее сына, когда он ушел из ГИТИСа - не сработался с новым ректором.

Бывший генеральный директор театральной компании "Седьмая студия" Юрий Итин в Пресненском районном суде. ФОТО Александр Щербак/ТАСС

Бывший генеральный директор театральной компании "Седьмая студия" Юрий Итин в Пресненском районном суде. ФОТО Александр Щербак/ТАСС

Однако и со Светланой Враговой возникли проблемы. Тогда Алла Юрьевна попросила Кирилла Серебренникова взять ее сына в «Седьмую студию». Режиссер не смог отказать - отношения у него со Шполянской были прекрасные: Алла Юрьевна признавала его талант, а он к ней относился почти с сыновней любовью. Когда Итин перешёл из «Модерна» к Серебренникову и как только они подписали соглашение о выделении денег на "Седьмую студию", Нина Масляева тоже уволилась из «Модерна» и ушла к своему бывшему директору.

Кстати, и Светлану Врагову недавно уволили с формулировкой "за отсутствие доверия". Но по сути, за нарушение финансово-хозяйственной дисциплины.

КСТАТИ

Куда уходят средства в театрах?

«Комсомолка» заглянула за кулисы и узнала про доходы и расходы

Криминальный скандал в «Гоголь-центре» и других структурах, связанных с режиссером Кириллом Серебрянниковым вызвал всплеск интереса к театральному искусству. Точнее, к тому, "бешеные" ли деньги там вращаются. Оказывается, театр – вполне себе доходное место.

Экономика и сцена

Оплата коммунальных расходов. Власти как учредители театров обязаны содержать помещения. В Москве на ЖКХ выделяется примерно 1500 рублей с квадратного метра. В других регионах суммы иные. Но в итоге свет, тепло, чистая крыша должны быть везде.

Зарплаты

В каждом театре оклады разные. Обычно, чем крупнее организация, тем больше там получают. Зарплаты артистов - дело темное. Об этом не принято говорить вслух. Понятно, что гонорары звезд и оклад стажера – разные вещи. Скажем, в театре им. Вахтангова в прошлом году в «среднем по больнице» актеры зарабатывали 108,2 тысячи рублей в месяц. Гордится высокими зарплатами в своем коллективе худрук МХТ им.Чехова Олег Табаков: «Наши актеры получают зарплаты, аналогичные тем, что их коллеги из европейских муниципальных театров».

Эти расходы государство тоже берет на себя.

Выполненные государственные задания

Перед каждым бюджетным театром ставится условие: за год нужно столько-то раз показать столько-то спектаклей. На это тоже выделяется какое-то количество денег — декорации, костюмы… Суммы на госзадание разные. Зависят от площади, количества актеров, региона. В Москве больше, чем в других регионах.

Государственный академический Большой театр России. Публика перед началом спектакля.

Государственный академический Большой театр России. Публика перед началом спектакля.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Гранты

Около десяти оперных, драматических, кукольных государственных и негосударственных театров ежегодно получают от Минкульта от 3 млн до 22 млн. рублей.

Есть отдельные бюджеты на поддержку современной драматургии и молодой режиссуры.

Международные, всероссийские и региональные театральные фестивали получают адресную помощь от федеральных и региональных властей.

Целевое финансирование проектов

Театры всех форм могут получать целевое финансирование – на осуществление конкретных проектов. Так Минкульт выделил за три года 216 млн руб «Седьмой студии» на реализацию проекта «Платформа». После чего и началось уголовное дело.

Суммы и адреса финансирования каждый год варьируются.

Побилетное финансирование

Это относительное новшество. Некоторые федеральные и региональные театры часть бюджета получают пропорционально проданным билетам. Чем больше заполняется зал, тем больше поддержка. В полную меру этот подход примут, когда заработает информационная система учета билетных продаж. Предположительно в 2017-2018 годах.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Сколько театры зарабатывают на билетах?

Назвать точную вместимость театрального зала нереально. В современных театрах залы-трансформеры, которые способны приспособиться к творческим замыслам режиссера. Кто-то хочет поставить спектакль на обычной сцене, кто-то выстраивает мизансцены в центре круга. И получается на некоторые спектакли своя схема зала. И тем не менее...

Структура бюджетов самых богатых театров

Структура бюджетов самых богатых театров

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Как зарабатывает московская мельпомена.

Как зарабатывает московская мельпомена.

Выручка от билетов.

Выручка от билетов.

Средняя зарплата.

Средняя зарплата.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Серебрянников нанял охрану?

В четверг вечером режиссера и худрука театра "Гоголь-Центр" Кирилла Серебрянникова заметили недалеко от ресторана "Лук-кафе" на Большой Никитской. Он шел в окружении свиты среди компаний выпускников, которые отмечали последний звонок, и разговаривал по телефону. Двое молодых людей, которые шли впереди, вели себя как охранники: выделялись из толпы, и постоянно осматривались по сторонам.

Александ БОЙКО.

МНЕНИЯ

Слеза застряла

В истории с «Гоголь-центром» и режиссером Алексеем Учителем, остро и выпукло обнажилась бесчеловечная, коварная сущность Режима. Пока арестовывали губернаторов и министров, либерально-артистическая общественность требовала: «Разве это посадки? Надо ширше и глубже! На бис!» И вдруг этот самый Режим «на бис» подло и точно ударил в самый эпицентр штатных «борцов с коррупцией», посетителей «болотных» и «сахарова». Это не укладывается в голове: за коррупцию взяли под руки самих «антикоррупционеров», выставили их на посмешище. И «антикоррупционеры», всей своей крикливой медийной мощью, пытаются вывернуть ситуацию наизнанку, доказывая, что похабщина и непотребщина, которая ставилась ими на бюджетные деньги в «Гоголь-центре», это гениальные творения, к которым следователи не имеют права прикасаться. И не важно, что внутри России людей от фото с таких спектаклей натурально рвет. Важно - что Запад тоже уныло молчит, подводит. А было бы славно выставить «творца» Гоголь-центра идеологической жертвой режима, чтобы в Европа что-то с трибуны сказала, Мадонна в твиттере написала, Госдеп высказал озабоченность «новым 37 годом». Казалось, схема отработана, но в этот раз что-то пошло не так. Может, слишком много украли? Оглушительно много? Так много, что слеза не выдавливается - застряла?

Дмитрий СТЕШИН.

Головы набекрень

Я вот не люблю Николая Второго. Я считаю его преступником, погубившим страну и миллионы людей. И если завтра за эти слова меня вызовут к следователю, я удивлюсь. Мы не живем в эпоху идолов. Мы, вроде как, имели право читать книги. А значит получайте - у всех есть мнение.

Сейчас вся страна с упоением наблюдает, как идут обыски у режиссера Серебренникова (по заявлению депутата Федорова, опирающегося на требование уже несуществующей общественной организации), а депутат Поклонская травит режиссера Учителя. Запрос избирателей? Но эти запросы удивительно точно повторяют запросы самого депутата. И будь это злобные старушки в автобусе, пусть бы спорили до опупения. Но депутаты! Ответственно заявляю - в стране по горло работы. У депутатов в первую очередь. Отстаньте от художников, разберитесь с медициной, образованием, коррупцией, дорогами, транспортом, гостиницами, малым бизнесом, пенсионерами... Нет? Интереснее поспорить о Матильде? О спектаклях «Гоголь-центра», которых 99,9 процентов кричащих в глаза не видели? Мне одному кажется, что у господ депутатов голова набекрень?

Павел САДКОВ.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

На какие мысли вас это наводит?

Юрий ЛОЗА, певец:

- Правильно, начинают разбираться, как тратят деньги. Первым спросили Райкина. Он ушел от ответа. Мол, чиновнику нельзя лезть не в свое дело. Вранье! Это художнику нельзя вставать в такую позу. Дали деньги? Отчитайся.

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

- Это две очень разные истории. Серебренников проходит как свидетель. И в этой истории есть человек, который признался в коррупции. А Учителя проверяют по просьбе депутата Поклонской. И это тревожно. Злоупотреблять правом нельзя.

Николай СВАНИДЗЕ, публицист:

- Такие люди должны попадать под пристальное внимание правоохранителей, только если есть причины. А просто так прийти в театр и отнять у актеров мобильники - это очень избыточно.

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:

- Да, следователи не должны быть художественными критиками. Но и Учитель, и Серебренников имели доступ к крупным бюджетным деньгам. И на эти суммы разрушали культурное и нравственное пространство.

Юрий СТОЯНОВ, режиссер:

- Люди, которые поддержали Серебренникова, не просили президента прекратить проверку. Нет! Актеры просили остановить показательность и излишнюю жестокость.

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист, политолог:

- Здесь много пустого шума. Одни кричат - наказать, другие - отпустить. Проверки финансовой отчетности нужны. Да, проходят они не так элегантно, как сюжеты некоторых произведений из классики. Но современные режиссеры любят жесткое творчество. Его и получают.

Алексей КОРТНЕВ, музыкант:

- Обыскивают тех, кто позволяет себе высказываться против власти в нашей стране. Думаю, выбор объектов этих расследований не случайный.

Станислав САДАЛЬСКИЙ, актер:

- Есть такая гениальная фраза: «Тень, знай свое место». Вот ее сказали в отношении Серебренникова и Учителя.

Александр МИХАЙЛОВ, генерал-майор ФСБ в запасе:

- Режиссеры занимались финансовой и хозяйственной деятельностью. А государство вправе ее контролировать.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ (опубликовано 04.12.2019 г.)

Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 26.10.2018 г. признаны не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Враговой – Гюрджян Светланы Александровны сведения, распространенные в электронной версии издания «Комсомольская правда» на сайте www.msk.kp.ru от 26.05.2017 г. под названием «Дело «Гоголь-центра: бухгалтера «Седьмой студии» ранее судили за растраты», а именно сведения: «…Кстати, и Светлану Врагову недавно уволили с формулировкой «за отсутствие доверия».