Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды7 июня 2017 16:00

Любовь холоднее смерти

Фестиваль «Кинотавр» открылся фильмом Павла Чухрая «Холодное танго»
Новая работа автора «Вора» и «Водителя для Веры» - еще одна жестокая историческая мелодрама. Фото: кадр фильма «Холодное танго»

Новая работа автора «Вора» и «Водителя для Веры» - еще одна жестокая историческая мелодрама. Фото: кадр фильма «Холодное танго»

Новая работа автора «Вора» и «Водителя для Веры» - еще одна жестокая историческая мелодрама: Павел Чухрай, чьи заслуги перед российским кино на открытии «Кинотавра» отметили почетным призом, по праву считается мастером этого жанра. При всей своей олдскульности (или старомодно говоря, старомодности), а может быть именно и по этой причине, новый фильм Чухрая отмечен каким-то редким внутренним благородством.

Действие происходит в Литве в предвоенное, военное и послевоенное время. Главные герои - еврейский юноша Макс (актер «Гоголь-центра» Риналь Мухаметов, прославившийся ролью инопланетянина в «Притяжении» Федора Бондарчука) и литовская девушка Лайма (Юлия Пересильд). Их изломанная, с самого начала несчастливая, полная изощренного садизма и мазохизма история любви служит для автора рамкой для разговора на серьезную и важную тему - кажется, впервые поднимаемую в российском кино (в советские времена был знаменитый фильм «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичуса). И Макс, и Лайма ничем не похожи на трафаретных героев мелодрам, скорее это вполне себе «антигерои». Макс забит и безволен, в самые ответственные моменты он раз за разом предает Лайму, а в детстве стал бессильным свидетелем ее изнасилования немецким офицером. Лайма вынуждена жить с этой травмой, к которой в припадках саморазрушения добавляет еще и еще, не в состоянии ни забыть Макса, ни простить его. У него к ней не менее сложные чувства: родители Лаймы въехали в дом расстрелянной семьи Макса (что было общей практикой), ее отец был членом зондеркоманды, продававшим вещи убитых евреев. Ни к чему хорошему завязавшиеся таким образом отношения, конечно, привести не могут - столь необходимые мелодраме роковые влечения и самоубийственные страсти Чухрай находит не в придуманном мире женских романов, а в реальной истории отношений России с Прибалтикой, которые на разных исторических этапах, будучи не в состоянии никуда друг от друга деться, вынуждены танцевать это бесконечное «холодное танго».

Литовцы признали факт истребления евреев. Известный драматург, автор многих пьес, идущих в московских театрах, Марюс Ивашкявичус недавно провел Марш памяти жертв Холокоста в своем родном городе Молетай («Когда я понял, что в один летний день в моем городе было убито две трети населения, мне стало жутко»). Об исторической вине России, как правопреемнице СССР, перед народами Прибалтики говорить пока не очень принято. Чухрай смело рифмует в своем фильме кадры угона еврейских детей литовцами во время войны с кадрами оправки в Сибирь литовцев в послевоенное время. То, что делает это наследник по прямой великой гуманистической традиции отечественного кино, сын автора «Баллады о солдате», режиссера-фронтовика Григория Чухрая, говорит само за себя.

Действие происходит в Литве в предвоенное, военное и послевоенное время. Фото: кадр фильма «Холодное танго»

Действие происходит в Литве в предвоенное, военное и послевоенное время. Фото: кадр фильма «Холодное танго»

Венчают фильм, который выйдет в широкий прокат в день начала войны, 22 июня, при поддержке телеканала «Россия», титры с цифрами, которые неплохо бы знать:

«Во время немецкой оккупации в Литве было уничтожено более 200 тысяч евреев.

В советский период было сослано в сибирские лагеря и на поселение более 260 тысяч литовцев.

При освобождении Прибалтики от немецких войск погибло более 120 тысяч советских солдат.»