Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды9 июня 2017 11:40

Кинотавр-2017: «Блокбастер» и пустота

В конкурсе «Кинотавра» тусовочный московский псевдеж соседствует с серьезным и важным новым кино, в котором ощутим кровоток жизни
«Блокбастер» - история о внезапной дружбе московской телеведущей в кризисе с хабалкой-провинциалкой, спонтанно решившей ограбить банк

«Блокбастер» - история о внезапной дружбе московской телеведущей в кризисе с хабалкой-провинциалкой, спонтанно решившей ограбить банк

Фото: кадр из фильма

Первое направление представляет иронически названное «Блокбастером» кино Романа Волобуева, бывшего кинокритика, снявшего свой второй фильм, но так и не ставшего режиссером. Однако придумавшего эффектный ход, заявив о том, что он снимает свое имя с титров будущего блокбастера в знак протеста против действий продюсеров, представивших на фестивале свою версию. Это обвинение создало вокруг никчемной вещи хоть какой-то сюжет. Потому что история о внезапной дружбе московской телеведущей в кризисе с хабалкой-провинциалкой, спонтанно решившей ограбить банк (смотреть на Светлану Устинову и Аню Чиповскую в соответствующих ролях приятно, несмотря ни на что), режиссерски настолько беспомощна, что не в состоянии вызвать к себе хоть какой-то интерес.

Чтобы усомниться в том, что авторская версия произведения намного лучше продюсерской, как утверждает группа поддержки Волобуева из числа его экс-коллег, достаточно сравнить тон их рецензий на «Блокбастер» и «Нелюбовь». Автору первого с малахольным восторгом приписывается хитроумная игра сразу в «Кубрика, Коэнов, Балабанова, Иствуда», плюс еще, чтобы мало не показалось, Де Пальма и Хичкок. Звягинцеву же тот же автор, напротив, укоризненно пеняет «на оммажи Бергману, Тарковскому, Балабанову, и, кажется, Кубрику?». Оммажи, как видим, подвластны исключительно Волобуеву, проявившему - если без коллегиальных игр в поддавки - полную несостоятельность по всем фронтам: ни остроумной синефильской игры, ни хоть какой-то убедительности отношений между героями, ни даже элементарной иллюзии «химии» между ними и близко нет в этом кое-как размороженном полуфабрикате, который не то что «блокбастером», просто «фильмом» не назовешь. Сюжетов о сближении (как бы) диаметрально противоположных героев, угораздивших попасть в одну авантюру, в мировом кино пруд пруди, но чтобы соорудить крепкий вторичный фильм, все же нужна какая-никакая профессия. Производству «блокбастеров» также способствует отсутствие понтов: чем понтоваться, если варганишь кино по самоучителю, добавляя к готовым - только разогреть - жанровым схемам приметы «реальности», о которой явно имеешь самое поверхностное представление?

«Теснота» - очень свежая по фактуре и лицам очень серьезная по замыслу и, главное, воплощению работа настоящего автора

«Теснота» - очень свежая по фактуре и лицам очень серьезная по замыслу и, главное, воплощению работа настоящего автора

Фото: кадр из фильма

На фоне этой звенящей пустоты и павлиньей безголосицы делаются в еще большей степени очевидны достоинства уже прогремевшей в Каннах картины «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Его счастливым образом не коснулись ни легкость мыслей, свойственная представителям (не только) его поколения, ни кукольная хипстерская «мимимишность», ни игра в бисер, ни игра в имитацию. «Теснота» - очень свежая по фактуре и лицам (мастерство режиссера в работе с малоизвестными или непрофессиональными актерами заслуживает отдельного упоминания), очень серьезная по замыслу и, главное, воплощению работа настоящего автора, пришедшего в мир чахлого на идеи российского кино со своей темой, своим почерком, уникальным видением мира, знанием жизни в ее неэффектном, немосковском сегменте и удивительным талантом в нее всматриваться.