Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Туризм13 июня 2017 17:20

Как мы искали ветер в Московском море

Журналисты “КП” приняли участие в парусном фестивале “Народная регата” в Конаково [фото, видео]
Парусный фестиваль “Народная регата” проходил в яхт-клубе Konakovo River Club в Тверской области

Парусный фестиваль “Народная регата” проходил в яхт-клубе Konakovo River Club в Тверской области

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Ложись на нос! Правее, еще правее. А ты встань на правый борт. А теперь сядь. И сидеть лучше на корточках, а не на попе. Когда на попе сидишь, не получится быстро двигаться, а надо быстро! Бы-ы-ыстро все на подветер! - команды эти я слушаю на яхте J70 во время Народной регаты на Иваньковском водохранилище (его еще называют Московским морем). Хотя мысль про то, что сидя на попе, никуда не сдвинешься, справедлива и в земной, неяхтенной жизни.

Парусный фестиваль “Народная регата” проходил в яхт-клубе Konakovo River Club в Тверской области в праздничные выходные, с 9 по 13 июня. Название на первый взгляд парадоксальное: казалось бы, где яхты, а где народ!

- Да, есть мнение, что парусный спорт элитарный и далек от народа. И что яхта – это как у Абрамовича или Мельниченко. Это далеко не так, - считает Марк Каганский, председатель оргкомитета “Народной регаты”. - Мы хотим показать, что парус доступен во всех смыслах – и по деньгам, и для людей любого возраста и физической подготовки. На нашу регату заявились около 60 яхт и катамаранов и 150 яхтсменов, плюс еще 70 детей. Для России это реально много. При том, что в мире парусные регаты того же уровня собираю и 200, и 600 яхт. В Италии самый массовый детский старт на маленьких яхтах “Оптимист” - 1300 человек на воде! Вот они и берут олимпийские медали. В этом, кстати, наша сверхзадача. Чем популярнее станут яхты, тем больше детей придут в парусные школы – и кто-то из них станет олимпийским чемпионом.

Парус доступен во всех смыслах – и по деньгам, и для людей любого возраста и физической подготовки

Парус доступен во всех смыслах – и по деньгам, и для людей любого возраста и физической подготовки

Фото: Евгения ГУСЕВА

ИЗ КОНАКОВО... ДО КУДА ВЕТРА ХВАТИТ

С экипажем Марка Каганского я участвовала в маршрутной гонке. Вышли из яхт-клуба Konakovo River Club, планировали дойти вдоль живописных берегов и зеленых островов до Завидово и вернуться обратно. Не получилось: ветер очень слабый, всего 2 - 4 узла (не больше 2 метров в секунду). Вернулись бы к утру!

Так что судьи финиш передвинули поближе к Конаково. В других видах спорта подобную ситуацию представить сложно. Марафонец бежит, и вдруг ему говорят – а не надо 42 километра бежать, двадцатки хватит, жарко сегодня. В парусном же спорте все зависит от погоды: и когда старт дадут (случается, что яхтсмены ждут часами – если ветер слишком сильный или слишком слабый. Мы отделались часом “загорания” перед стартом), и какой будет дистанция гонки.

Но и сокращенного варианта хватило, чтобы насладиться и восхититься. Чем?

Волжскими пейзажами – десятки белых парусов на фоне зеленых берегов, синего неба и драматичных облаков пятидесяти оттенков серого смотрелись ну просто как живой рекламный ролик о красивой жизни.

Азартом реальной борьбы – стартовала наша яхта с номером 5 на парусе третьей, по ходу гонки отстали и шли пятыми-шестыми, потом выравались на первое место, но у самого финиша не угадали с ветром и пришли третьими. И все это время следили за конкурентами. “Двойка” ушла под берег, “шестерке” включили ветер, “восьмерка” уже практически в космосе, не догнать (очень даже догнать, как выяснилось).

После четырех часов регаты четыре яхты пришли к финишу почти нос к носу, корма к корме! А третье и четвертое место определяли чуть ли не по фотофинишу. Да, в парусных регатах куда интереснее участвовать, чем смотреть с берега!

Талантами яхтсменов – наш рулевой Марк Каганский и тактик Александр Зыбин умудрялись одновременно следить за кучей деталей и принимать решения. Ветра нет? Надо искать. Вот там, впереди, порыв (это понятно по ряби на воде). У острова вроде бы дует – видим по парусам катамарана, который идет впереди. Но там мели... Рискнуть ли нет? Рискуем. Облачко к нам идет, под ним будет ветер, ура! Да, еще ветер бывает “не новый”, отработанный – если сначала он попадает в паруса других яхт, а потом уже к нам. Такой ветер нам не очень интересен, лучше получать его первыми.

Десятки белых парусов на фоне зеленых берегов и синего неба смотрелись ну просто как живой рекламный ролик о красивой жизни

Десятки белых парусов на фоне зеленых берегов и синего неба смотрелись ну просто как живой рекламный ролик о красивой жизни

Фото: Евгения ГУСЕВА

Стратегия, тактика, психологические игры с соперниками – не зря парусный спорт называют шахматами на воде! И это все параллельно с собственно парусами. Ставим геннакер (“пузатый” большой парус), убираем стаксель, потом наоборот – генакер надо быстро засунуть с каюту. Александр и Иван Батраков, еще один член экипажа, паруса настраивают буквально по сантиметрам - чуть отпусти грот, еще подтяни стаксель, передвинь каретку на пару делений. На наши прыжки по корпусу – на наветренный борт, на подветренный, на нос – легкая лодочка тоже реагирует. И ведь тактику надо в секунды рассчитать, куда кого отправить, чтобы скорость стала больше! “Отлично, летим с бубенцами!” - радуется он, если все получается.

И ведь получилось! Яхта Марка Каганского и Александра Зыбина в маршрутной гонке стала третьей, на следующий день выиграла две коротких гонки и в итоге заняли первое место в своем классе J70.

ЯХТЫ, БИЗНЕС И УРАГАН

- Очень было интересно! Ветер гулял, лидеры все время менялись. При более сильном и стабильном ветре конкуренты могли бы сразу улететь вперед со старта – и никто бы уже не догнал. А тут интрига! - делится впечатлениями наш тактик Саша на причале после финиша. А причал Konakovo River Club реально напоминает средиземноморский курорт. Солнце, вода, паруса, бокал вина на террасе, волейбол на пляже, счастливые люди со свежим загаром...

Парусный спорт называют шахматами на воде

Парусный спорт называют шахматами на воде

Фото: Евгения ГУСЕВА

Александр Зыбин - мастер спорта международного класса, призер чемпионата мира в классе яхт 470 и чемпионата России в классе яхт SB20. Парус у него, что называется, в ДНК. Отец – чемпион Европы 1984 года. Советский олимпийский чемпион Валентин Манкин подарил Александру свою легендарную яхту, на которой выиграл Олимпиаду

- Самое главное - правильно стартовать, это 60% успеха. 20% - рулежка контроль соперников, и еще 20% - настройка парусов и ветровые условия, - вот какая, оказывается, формула успеха в парусном спорте. А все остальное – в общем-то, как в жизни:

- В гонке заранее надо просчитывать действия соперника, мыслить на 3 – 4 хода вперед – как в шахматах или в покере, - проводит параллели Александр. - И в бизнесе то же самое. Если умеешь это делать, сможешь контролировать ситуацию.

Мастер спорта международного класса Александр Зыбин каким-то чудом успевает следить за всем, что происходит на яхте и вокруг.

Мастер спорта международного класса Александр Зыбин каким-то чудом успевает следить за всем, что происходит на яхте и вокруг.

Фото: Юлия СМИРНОВА

- Я сегодня смотрела на мальчишек семи-восьми лет на маленьких яхтах и поражалась – далеко не каждый взрослый человек способен сделать то, что они!

- Да! Они уже готовы к любой экстремальной ситуации. Одно только знание морских узлов может спасти жизнь во многих случаях, с яхтами никак не связанных. Или взять ураган в Москве: объявляют, что ветер 23 метра в секунду. Обычный человек, может, и не представляет, что это значит. А яхтсмен понимает, что это 45 узлов, и реально очень сильный ветер. На яхте, где все время крен или качка, отлично развивается координация - в автобусе я не упаду, мое тело как пружинка. Дети начинают заниматься на своих первых яхточках, “Оптмистах”, с 6 лет. И каждый отвечает за свою лодку – сам ставит мачту, паруса. Один выходит на воду, остается один на один с ветром, водой и соперниками. Это развивает самостоятельность и ответственность. И умение сконцентрироваться, причем на многих вещах сразу, и логическое мышление, и психологию. Яхтсмен знает, когда надо стремиться к победе, а когда забыть о соперничестве и помочь - потому что у твоего соперника лодка перевернулась, и спасти его важнее всего.

На яхте, где все время крен или качка, отлично развивается координация

На яхте, где все время крен или качка, отлично развивается координация

Фото: Евгения ГУСЕВА

С ЧЕГО НАЧАТЬ

- Можно приехать на регату выходого дня, их проводится очень много – и у нас в Тверской области, и в Москве, и в Подмосковье, - рекомендует Марк Каганский. - Если опыта нет совсем, я бы начинал с надувных катамаранов – чтобы понять, откуда дует ветер, в самом прямом смысле. А совершенствоваться можно до седых волос и дальше. У нас на “Кубке Конаково” в классе яхт эМКа победил Сергей Соболев - ему 73 года! А он побил трех чемпионов России, и абсолютно заслуженно

В Konakovo River Club работает детская парусная школа. Для конаковских школьников занятия в ней бесплатны. Летом тренируются на воде под парусом, зимой – физподготовка, теория и сноукайт.

ЦЕНА ВОПРОСА

Сколько стоит участие в такой регате

- Оно может вообще ничего не стоить. Можно привезти на электричке надувной катамаран, поставить палатку (а многие участники жили именно в палатках, а не в отеле). И получить прекрасные выходные! - рассказывает Марк Каганский.

Впрочем, придется заплатить хотя бы за электричку и стартовый взнос:

250 рублей – билет на элетричку из Москвы в Конаково.

1000 рублей – стартовый взнос для надувных катамаранов

2000 рублей – для парусных яхт

3000 рублей в день – услуги шкипера (многие экипажи и сами отлично справляются)

12 000 рублей в день - аренда яхты J70

Дети начинают заниматься с 6 лет. И каждый отвечает за свою лодку – сам ставит мачту, паруса. Один выходит на воду, остается один на один с ветром, водой и соперниками. Это

Дети начинают заниматься с 6 лет. И каждый отвечает за свою лодку – сам ставит мачту, паруса. Один выходит на воду, остается один на один с ветром, водой и соперниками. Это

Фото: Евгения ГУСЕВА

ПОБЕДИТЕЛИ ВЕРХНЕВОЛЖСКОГО ПАРУСНОГО ФЕСТИВАЛЯ “НАРОДНАЯ РЕГАТА”

Класс “Оптимист”: Баглаев Кирилл (Тверь)

Класс “Лазер-радиал”: Грезнов Виктор (Конаково)

Класс “Микро”: Селин Владимир, Селина Анна, Селина Елизавета, Глинская Алиса (г. Жуковский)

Класс "Летучий голландец" (FD): Новодережкин Борис, Карелин Михаил (Пушкино – Долгопрудный, яхт-клуб “Галс”

Класс К10: Якуненко Александр (Жуковский)

Класс К9: Святенко Виталий, Снигирев Андрей (Москва)

Класс К8: Саранча Сергей, Бубнов Савва (Москва)

Класс Maxus: Чулков Владимир, Гороховский Евгений, Гороховская Ирина, Голджева Мария

Класс эМКа: Аманов Илья, Пунтус Владимир, Хамидов Ильяс, Чеботарева Маргарита (Конаково)

Класс J 70: Каганский Марк, Зыбин Александр, Зинковский Леонид, Батраков Иван (Конаково – Москва)