Парусный фестиваль “Народная регата” проходил в яхт-клубе Konakovo River Club в Тверской области
Фото: Евгения ГУСЕВА
- Ложись на нос! Правее, еще правее. А ты встань на правый борт. А теперь сядь. И сидеть лучше на корточках, а не на попе. Когда на попе сидишь, не получится быстро двигаться, а надо быстро! Бы-ы-ыстро все на подветер! - команды эти я слушаю на яхте J70 во время Народной регаты на Иваньковском водохранилище (его еще называют Московским морем). Хотя мысль про то, что сидя на попе, никуда не сдвинешься, справедлива и в земной, неяхтенной жизни.
Парусный фестиваль “Народная регата” проходил в яхт-клубе Konakovo River Club в Тверской области в праздничные выходные, с 9 по 13 июня. Название на первый взгляд парадоксальное: казалось бы, где яхты, а где народ!
- Да, есть мнение, что парусный спорт элитарный и далек от народа. И что яхта – это как у Абрамовича или Мельниченко. Это далеко не так, - считает Марк Каганский, председатель оргкомитета “Народной регаты”. - Мы хотим показать, что парус доступен во всех смыслах – и по деньгам, и для людей любого возраста и физической подготовки. На нашу регату заявились около 60 яхт и катамаранов и 150 яхтсменов, плюс еще 70 детей. Для России это реально много. При том, что в мире парусные регаты того же уровня собираю и 200, и 600 яхт. В Италии самый массовый детский старт на маленьких яхтах “Оптимист” - 1300 человек на воде! Вот они и берут олимпийские медали. В этом, кстати, наша сверхзадача. Чем популярнее станут яхты, тем больше детей придут в парусные школы – и кто-то из них станет олимпийским чемпионом.
Парус доступен во всех смыслах – и по деньгам, и для людей любого возраста и физической подготовки
Фото: Евгения ГУСЕВА
ИЗ КОНАКОВО... ДО КУДА ВЕТРА ХВАТИТ
С экипажем Марка Каганского я участвовала в маршрутной гонке. Вышли из яхт-клуба Konakovo River Club, планировали дойти вдоль живописных берегов и зеленых островов до Завидово и вернуться обратно. Не получилось: ветер очень слабый, всего 2 - 4 узла (не больше 2 метров в секунду). Вернулись бы к утру!
Так что судьи финиш передвинули поближе к Конаково. В других видах спорта подобную ситуацию представить сложно. Марафонец бежит, и вдруг ему говорят – а не надо 42 километра бежать, двадцатки хватит, жарко сегодня. В парусном же спорте все зависит от погоды: и когда старт дадут (случается, что яхтсмены ждут часами – если ветер слишком сильный или слишком слабый. Мы отделались часом “загорания” перед стартом), и какой будет дистанция гонки.
Но и сокращенного варианта хватило, чтобы насладиться и восхититься. Чем?
Волжскими пейзажами – десятки белых парусов на фоне зеленых берегов, синего неба и драматичных облаков пятидесяти оттенков серого смотрелись ну просто как живой рекламный ролик о красивой жизни.
Азартом реальной борьбы – стартовала наша яхта с номером 5 на парусе третьей, по ходу гонки отстали и шли пятыми-шестыми, потом выравались на первое место, но у самого финиша не угадали с ветром и пришли третьими. И все это время следили за конкурентами. “Двойка” ушла под берег, “шестерке” включили ветер, “восьмерка” уже практически в космосе, не догнать (очень даже догнать, как выяснилось).
После четырех часов регаты четыре яхты пришли к финишу почти нос к носу, корма к корме! А третье и четвертое место определяли чуть ли не по фотофинишу. Да, в парусных регатах куда интереснее участвовать, чем смотреть с берега!
Талантами яхтсменов – наш рулевой Марк Каганский и тактик Александр Зыбин умудрялись одновременно следить за кучей деталей и принимать решения. Ветра нет? Надо искать. Вот там, впереди, порыв (это понятно по ряби на воде). У острова вроде бы дует – видим по парусам катамарана, который идет впереди. Но там мели... Рискнуть ли нет? Рискуем. Облачко к нам идет, под ним будет ветер, ура! Да, еще ветер бывает “не новый”, отработанный – если сначала он попадает в паруса других яхт, а потом уже к нам. Такой ветер нам не очень интересен, лучше получать его первыми.
Десятки белых парусов на фоне зеленых берегов и синего неба смотрелись ну просто как живой рекламный ролик о красивой жизни
Фото: Евгения ГУСЕВА
Стратегия, тактика, психологические игры с соперниками – не зря парусный спорт называют шахматами на воде! И это все параллельно с собственно парусами. Ставим геннакер (“пузатый” большой парус), убираем стаксель, потом наоборот – генакер надо быстро засунуть с каюту. Александр и Иван Батраков, еще один член экипажа, паруса настраивают буквально по сантиметрам - чуть отпусти грот, еще подтяни стаксель, передвинь каретку на пару делений. На наши прыжки по корпусу – на наветренный борт, на подветренный, на нос – легкая лодочка тоже реагирует. И ведь тактику надо в секунды рассчитать, куда кого отправить, чтобы скорость стала больше! “Отлично, летим с бубенцами!” - радуется он, если все получается.
И ведь получилось! Яхта Марка Каганского и Александра Зыбина в маршрутной гонке стала третьей, на следующий день выиграла две коротких гонки и в итоге заняли первое место в своем классе J70.
ЯХТЫ, БИЗНЕС И УРАГАН
- Очень было интересно! Ветер гулял, лидеры все время менялись. При более сильном и стабильном ветре конкуренты могли бы сразу улететь вперед со старта – и никто бы уже не догнал. А тут интрига! - делится впечатлениями наш тактик Саша на причале после финиша. А причал Konakovo River Club реально напоминает средиземноморский курорт. Солнце, вода, паруса, бокал вина на террасе, волейбол на пляже, счастливые люди со свежим загаром...
Парусный спорт называют шахматами на воде
Фото: Евгения ГУСЕВА
Александр Зыбин - мастер спорта международного класса, призер чемпионата мира в классе яхт 470 и чемпионата России в классе яхт SB20. Парус у него, что называется, в ДНК. Отец – чемпион Европы 1984 года. Советский олимпийский чемпион Валентин Манкин подарил Александру свою легендарную яхту, на которой выиграл Олимпиаду
- Самое главное - правильно стартовать, это 60% успеха. 20% - рулежка контроль соперников, и еще 20% - настройка парусов и ветровые условия, - вот какая, оказывается, формула успеха в парусном спорте. А все остальное – в общем-то, как в жизни:
- В гонке заранее надо просчитывать действия соперника, мыслить на 3 – 4 хода вперед – как в шахматах или в покере, - проводит параллели Александр. - И в бизнесе то же самое. Если умеешь это делать, сможешь контролировать ситуацию.
Мастер спорта международного класса Александр Зыбин каким-то чудом успевает следить за всем, что происходит на яхте и вокруг.
Фото: Юлия СМИРНОВА
- Я сегодня смотрела на мальчишек семи-восьми лет на маленьких яхтах и поражалась – далеко не каждый взрослый человек способен сделать то, что они!
- Да! Они уже готовы к любой экстремальной ситуации. Одно только знание морских узлов может спасти жизнь во многих случаях, с яхтами никак не связанных. Или взять ураган в Москве: объявляют, что ветер 23 метра в секунду. Обычный человек, может, и не представляет, что это значит. А яхтсмен понимает, что это 45 узлов, и реально очень сильный ветер. На яхте, где все время крен или качка, отлично развивается координация - в автобусе я не упаду, мое тело как пружинка. Дети начинают заниматься на своих первых яхточках, “Оптмистах”, с 6 лет. И каждый отвечает за свою лодку – сам ставит мачту, паруса. Один выходит на воду, остается один на один с ветром, водой и соперниками. Это развивает самостоятельность и ответственность. И умение сконцентрироваться, причем на многих вещах сразу, и логическое мышление, и психологию. Яхтсмен знает, когда надо стремиться к победе, а когда забыть о соперничестве и помочь - потому что у твоего соперника лодка перевернулась, и спасти его важнее всего.
На яхте, где все время крен или качка, отлично развивается координация
Фото: Евгения ГУСЕВА
С ЧЕГО НАЧАТЬ
- Можно приехать на регату выходого дня, их проводится очень много – и у нас в Тверской области, и в Москве, и в Подмосковье, - рекомендует Марк Каганский. - Если опыта нет совсем, я бы начинал с надувных катамаранов – чтобы понять, откуда дует ветер, в самом прямом смысле. А совершенствоваться можно до седых волос и дальше. У нас на “Кубке Конаково” в классе яхт эМКа победил Сергей Соболев - ему 73 года! А он побил трех чемпионов России, и абсолютно заслуженно
В Konakovo River Club работает детская парусная школа. Для конаковских школьников занятия в ней бесплатны. Летом тренируются на воде под парусом, зимой – физподготовка, теория и сноукайт.
ЦЕНА ВОПРОСА
Сколько стоит участие в такой регате
- Оно может вообще ничего не стоить. Можно привезти на электричке надувной катамаран, поставить палатку (а многие участники жили именно в палатках, а не в отеле). И получить прекрасные выходные! - рассказывает Марк Каганский.
Впрочем, придется заплатить хотя бы за электричку и стартовый взнос:
250 рублей – билет на элетричку из Москвы в Конаково.
1000 рублей – стартовый взнос для надувных катамаранов
2000 рублей – для парусных яхт
3000 рублей в день – услуги шкипера (многие экипажи и сами отлично справляются)
12 000 рублей в день - аренда яхты J70
Дети начинают заниматься с 6 лет. И каждый отвечает за свою лодку – сам ставит мачту, паруса. Один выходит на воду, остается один на один с ветром, водой и соперниками. Это
Фото: Евгения ГУСЕВА
ПОБЕДИТЕЛИ ВЕРХНЕВОЛЖСКОГО ПАРУСНОГО ФЕСТИВАЛЯ “НАРОДНАЯ РЕГАТА”
Класс “Оптимист”: Баглаев Кирилл (Тверь)
Класс “Лазер-радиал”: Грезнов Виктор (Конаково)
Класс “Микро”: Селин Владимир, Селина Анна, Селина Елизавета, Глинская Алиса (г. Жуковский)
Класс "Летучий голландец" (FD): Новодережкин Борис, Карелин Михаил (Пушкино – Долгопрудный, яхт-клуб “Галс”
Класс К10: Якуненко Александр (Жуковский)
Класс К9: Святенко Виталий, Снигирев Андрей (Москва)
Класс К8: Саранча Сергей, Бубнов Савва (Москва)
Класс Maxus: Чулков Владимир, Гороховский Евгений, Гороховская Ирина, Голджева Мария
Класс эМКа: Аманов Илья, Пунтус Владимир, Хамидов Ильяс, Чеботарева Маргарита (Конаково)
Класс J 70: Каганский Марк, Зыбин Александр, Зинковский Леонид, Батраков Иван (Конаково – Москва)