Премия Рунета-2020
Краснодар
+14°
Boom metrics
Авто29 июля 2017 9:36

Получить возмещение ущерба по ОСАГО 2017: страховые выплаты автомобилистам в Краснодаре

Как в полном объеме получить возмещение ущерба по ОСАГО в Краснодаре
В Краснодаре и пригороде по неофициальной статистике происходит порядка 100 ДТП в день

В Краснодаре и пригороде по неофициальной статистике происходит порядка 100 ДТП в день

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

С 28 апреля этого года в России вступил в силу закон, по которому у страховщиков в приоритете не выплата пострадавшему в аварии водителю определенной суммы денег, а отправка его в автосервис на ремонт авто, который оплачивает страховая компания. Корреспондент «КП» разобрался в тонкостях возмещения ущерба по ОСАГО, а также узнал, как работает новый закон в Краснодарском крае.

НАХОДИМ ВИНОВНОГО

- Если человек попал в ДТП, он вызывает на место сотрудников ГИБДД или составляет европротокол, - рассказывает юрист краснодарского правового центра «ЮИ-эксперт» Юрий Иванов. - Есть четкие критерии, когда вызов сотрудников ГИБДД на место аварии обязателен. Это случаи, когда у участников аварии есть спор, кто виновник ДТП, или в происшествии причинен вред жизни или здоровью человека. Все машины, участники ДТП, должны быть застрахованы, в противном случае вызов сотрудников Госавтоинспекции также обязателен. Участников ДТП двое или больше - вызываем инспекторов ГИБДД. Также их присутствие обязательно, если не было касаний автомобилей, например, когда один из автомобилистов резко затормозил, а другой ушел в сторону и врезается в дерево, в столб или в ограждение.

По словам юриста, если спора о виновнике ДТП нет, оба автомобилиста застрахованы, в аварии участвовало не больше двух автомобилей, не был причинен вред жизни и здоровью участникам аварии - достаточно европротокола.

ОБРАЩАЕМСЯ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ

Если пострадавшее в ДТП авто застраховано по КАСКО, то автомобилисту следует звонить на горячую линию своей страховой компании. Там страховщик расскажет ему, какой набор документов необходим, как оформить ДТП, какие сроки и прочую необходимую для получения страховки информацию.

Если пострадавший автомобилист застрахован по ОСАГО, он также может позвонить за консультацией в свою страховую компанию. Но можно обойтись и собственными знаниями. Во-первых, ему нужно обязательно получить справку о ДТП, которую выдают в ГИБДД, либо ее может выдать инспектор на месте аварии. И второй документ, который необходим пострадавшему автомобилисту, - постановление по делу об административном правонарушении. Потерпевшему выдается копия для обращения в страховую компанию, а виновнику оригинал, чтобы он выплачивал штраф. Это два основных документа, которые нужно получить от Госавтоинспекции.

Бывают случаи, когда вина в аварии обоюдная у двух участников. Каждый из них в таких случаях претендует на возмещение ущерба в размере 50 процентов от страховой выплаты.

- В стандартной ситуации потерпевший автомобилист, заручившись справкой о ДТП и копией постановления об административном правонарушении, прикладывает свои документы (копия паспорта, копия водительского удостоверения, документ о регистрации, банковские реквизиты для получения страхового возмещения) и обращается в свою страховую компанию, - рассказывает Юрий Иванов. - Но это в том случае, если не было причинения вреда здоровью. Если причинен вред здоровью, то пострадавший обращается в компанию виновника. Если потерпевший не был застрахован, а застрахован был только виновник ДТП, то также нужно обращаться в компанию виновника. Также в страховую компанию виновника следует обращаться в случае, если компания потерпевшего - банкрот или у нее отозвана лицензия.

ДЕНЬГАМИ ИЛИ РЕМОНТОМ?

Новый закон об ОСАГО вступил в силу после 28 апреля 2017 года, поэтому все ДТП, которые произошли до этой даты, регулируются старым законом, когда страховая компания выплачивает денежную компенсацию ущерба. Те, что произошли позже - регулируются новым законом, по которому страховая компания дает пострадавшему в ДТП автомобилисту направление на ремонт автомобиля в автосервис.

- Но и здесь существует ряд исключений, - рассказывает юрист. - Например, если полис у потерпевшего оформлен после 28 апреля 2017 года, то ему предложат в приоритетном порядке отдать машину на ремонт по направлению страховой компании. Если полис был выдан до 28 апреля, у потерпевшего уже нет такого приоритета, поэтому ему предложат, либо ремонт, либо деньги.

Потерпевшему автомобилисту выплачивают ущерб деньгами и в том случае, если автомобиль полностью аварийный и не подлежит ремонту. Если в ДТП причинен вред жизни или здоровью человеку (тяжкий, средней тяжести), или, например, если человек инвалид - страховка также выплачивается деньгами.

- Деньгами компенсируют ущерб и в том случае, если страховая компания понимает, что автомобиль пострадавшего в ДТП редкий и не удастся в установленные законом сроки получить на него запчасти, - говорит Юрий Иванов. - В таких случаях страховая компания выплачивает застрахованному лицу деньги по согласованию с ним. Если проще, то раньше выплата денежной компенсации была обязательной, то теперь - на выбор по согласованию страховщиков и потерпевшего.

Страховая компания предпочитает платить пострадавшему в ДТП лицу деньгами в том случае, если пострадавший - мотоциклист. Это связано с тем, что на мотоциклы достаточно дорогие запчасти и сложно найти автосервисы, которые возьмутся за ремонт мотоцикла.

- Практика сейчас такая, если страховая компания видит, что отправлять автомобиль на ремонт не целесообразно, то она заключает с пострадавшим в ДТП водителем соглашение об урегулировании убытка, где предлагает выплатить ему деньгами определенную сумму, - говорит юрист.

ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С ВЫПЛАТОЙ

Если человека отправили на ремонт автомобиля, то по закону ему должны отремонтировать машину в течение 30 рабочих дней. Денежная выплата должна прийти пострадавшему в течение 20 календарных дней. В течение пяти дней страховая компания должна осмотреть автомобиль, если собирается выплачивать страховку деньгами. Если автомобиль не на ходу, то на место для осмотра выезжает представитель компании-страховщика. После осмотра страховая компания принимает решение о компенсации ущерба либо в отказе от компенсации. Однако отказ должен быть четко аргументированный.

- Сейчас законом установлен порядок обязательного досудебного урегулирования споров о ДТП, - говорит Юрий Иванов. - Если пострадавший в ДТП автомобилист не согласен с той суммой, которую ему насчитали в страховой компании, он заказывает независимую экспертизу. Для участия в экспертизе приглашается представитель страховой компании. Но, как правило, страховщики туда не выезжают, поскольку если они уже проводили первые выплаты, то эксперт компании осматривал автомобиль. Независимый эксперт дает заключение о пострадавшем авто, указывает какие детали, по его мнению, нужно заменить, какие подлежат ремонту. С этим экспертным заключением потерпевший готовит претензию в страховую компанию. Там указывает обстоятельства ДТП, сроки обращения в страховую компанию, причины недовольства суммой выплаты или ее отсутствия, прикладывает к этому всему экспертное заключение. Страховая компания рассматривает претензию в течение 10 календарных дней и, как правило, соглашается доплатить пострадавшему, чтобы избежать судебных разбирательств. Если ответ от страховщиков в установленный срок дан не был, то автомобилист может обратиться с этими же документами в суд.

ВАЖНО!

Когда потерпевший обращается в страховую компанию, зачастую забывает предоставить копию справки о ДТП и копию протокола об административном правонарушении. А это самые важные документы для выплаты страховки.

КАК РАБОТАЕТ ЗАКОН В КРАСНОДАРЕ

Разные страховые компании по-разному реагируют на вступивший в силу закон об отправлении пострадавшего автомобиля на ремонт, констатирует юрист. Многим проще выплачивать страховку ОСАГО деньгами, так как не всем удобен вариант с автосервисом. Бывает, попросту не хватает автосервисов, которые имеют соответствующий функционал для ремонта определенных автомобилей. Есть и такой момент, что машина не старше двух лет с момента выпуска по закону должна ремонтироваться у официальных дилеров. Не у всех дилеров есть автосервисы, с которыми заключен договор у страховых компаний. Как правило, выгодно ремонтировать автомобили, примерно, не старше пяти лет. Как показывает практика, особенно проблематично иметь дело со старыми японскими автомобилями, потому что оригинальные запчасти на них уже не достать, а какие можно ставить - закон не дает четких разъяснений, нет наработанной практики. Кроме того, нет как таковых критериев по качеству ремонта.

- В Краснодаре и пригороде по неофициальной статистике происходит порядка 100 ДТП в день, это, грубо говоря, около 3 тысяч аварий в месяц, - рассуждает Юрий Иванов. - Все машины в любом случае не могут быть отправлены на ремонт в сервисы: либо там будут образовываться большие очереди, и пойдет просрочка по срокам выполнения ремонта, либо это отрицательно отразится на качестве работ. Страховая компания отвечает за качество ремонта и, вроде бы, заинтересована в нем, но, с другой стороны, автосервисы, получая такой поток автомобилей, не факт, что будут справляться с этими объемами.