Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество22 августа 2017 22:00

Вера Сотникова: Глаголева чувствовала себя хорошо. Что-то пошло не так в немецкой клинике

Известная актриса скончалась на 62-м году жизни
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
До последнего часа актрисы в клинике Баден-Бадена рядом с ней был ее второй муж, бизнесмен Кирилл Шубский.

До последнего часа актрисы в клинике Баден-Бадена рядом с ней был ее второй муж, бизнесмен Кирилл Шубский.

Фото: Борис КУДРЯВОВ

Миниатюрная блондинка Глаголева выглядела младше своих лет. «Женщина без возраста», - говорили про нее поклонники. «Вера была малоежкой, могла говорить, как она любит блины, за вечер съесть полблина и сказать, ах, как объелась! Я завидовала ее фигуре», - вспоминала про нее подруга Лариса Гузеева. По ее рассказам, Глаголева всегда была очень энергична: в руках сразу два телефона, при этом она успевала раздавать указания, могла делать несколько дел одновременно. Была прекрасной актрисой и попутно освоила режиссуру. Да еще и стала мастером по стрельбе из лука.

У Глаголевой выросли три красавицы дочки, младшая из которых, Анастасия Шубская, вышла замуж за хоккеиста Александра Овечкина. Актриса признавалась, что души не чает в спортивном зяте, не пропускает его матчи и следит, сколько он забил шайб. Уже зная о своем смертельном недуге, она устроила дочери роскошную свадьбу и со спокойным сердцем перепоручила Настю Овечкину.

Вера Витальевна скрывала свою болезнь - рак, о ней знали лишь самые близкие. Поэтому для всех остальных ее уход из жизни стал неожиданным.

- С Верой Глаголевой я виделась в конце июля на одной из вечеринок Московского кинофестиваля, - рассказала «КП» актриса Вера Сотникова. - Вера улыбалась, была в хорошем настроении. Говорила, что чувствует себя прекрасно. Когда человек сильно болен, когда ему плохо, он на вечеринки не ходит, не надевает белое платье. А она была вся такая светлая и выглядела абсолютно здоровой. Что там могло случиться в этой клинике Баден-Бадена? Ошибка врачей или лекарство не подошло?

«В театре тебя сожрут»

- Единственное, о чем Глаголева жалела всю жизнь, - что отказалась от предложения режиссера Анатолия Эфроса (у него она снималась в фильме «В четверг и больше никогда») играть в его театральных спектаклях, - рассказывает писатель Федор Раззаков. - Спустя годы она говорила: «Я поступила как полная идиотка: лучший театральный режиссер Москвы просит все-таки подумать над его предложением, а я мямлю, что у меня ничего не получится».

В картине «В четверг и больше никогда» ее партнерами были Смоктуновский и Даль. Сразу после съемок фильма Эфрос пригласил Веру на главную роль в спектакль «Месяц в деревне», который шел в Театре на Малой Бронной. Глаголева была готова принять это предложение, но вмешался муж Родион Нахапетов. Он запретил жене даже думать о театральной карьере, мотивируя это тем, что театральный коллектив - это ужасные нравы, интриги, зависть. «Тебя там просто сожрут!» - говорил он жене.

- Вполне вероятно, что поводом к запрету стала ревность Нахапетова - он просто испугался, что Эфрос может стать его соперником в отношениях с любимой женщиной, - уверен Раззаков.

По жизни Глаголевой везло на мужчин. Первый муж и первая любовь - известный режиссер Родион Нахапетов, который сделал юную Веру актрисой и первым снял ее, 18-летнюю неопытную девочку, в своем фильме «На край света». Глаголева признавалась, что любила своего «Пигмалиона» до беспамятства. Однако он же и нанес актрисе душевную рану, влюбившись в Америке в другую женщину, компаньона по кинобизнесу Наталью Шляпникову.

Пережить тяжелый развод актрисе помогли дочки Анна и Мария и работа. А в начале 90-х на кинофестивале в Одессе она познакомилась со вторым мужем - бизнесменом-миллионером Кириллом Шубским. Причем при знакомстве попросила его помочь с финансированием фильма ее бывшего мужа Нахапетова, с которым сохранила дружеские отношения. Фильм так и не состоялся, а Глаголева и Шубский через год поженились, у них родилась дочь Настя. Глаголева рожала в Швейцарии, в Женеве, где они всей семьей жили в течение года.

Родион Нахапетов стал учителем и первой любовью Веры. Глаголева подарила ему двух дочерей, Аню и Машу. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ/РИА Новости

Родион Нахапетов стал учителем и первой любовью Веры. Глаголева подарила ему двух дочерей, Аню и Машу. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ/РИА Новости

«Не хочу быть артисткой»

- История о том, как Вера Глаголева впервые попала на съемочную площадку, похожа на сотни таких же историй из жизни многих российских киноактеров, - продолжает Федор Раззаков.

Глаголева вспоминала:

«Нахапетову я понравилась чисто внешне. У меня были модные штаны-трубы, расклешенные от бедра, и необычная по тем временам стрижка. Челка, как у Мирей Матье. Стриг мой брат Борис. Я как раз ездила со школой в Польшу, вернулась и сказала: «Там все ходят на платформах и во-от в таких клешах!» Брат сшил мне брюки и комбинезончик - не супер-экстравагантно, но мало у кого были такие вещи».

А вот как вспоминает об этом же Нахапетов:

«Я никак не мог найти главную героиню для фильма «На край света». Ассистенты мне говорили:

- Вы скажите, какая девушка вам нужна: высокая или маленькая, полная или худая, блондинка или брюнетка, - и мы вам такую найдем.

- Это трудно объяснить... - пожимал я плечами.

Но однажды сказал:

- Ну вот, к примеру, эта девушка в зеленом комбинезоне. Что-то французское было в ее прическе.

За месяц до смерти артистка успела устроить дочери Насте роскошную свадьбу с хоккеистом Александром Овечкиным. Фото: instagram.com/nastyashubskaya

За месяц до смерти артистка успела устроить дочери Насте роскошную свадьбу с хоккеистом Александром Овечкиным. Фото: instagram.com/nastyashubskaya

Ассистенты бросились вслед за девушкой.

- Хотите сниматься? - остановили они ее.

- Нет, - равнодушно ответила девушка.

- А что вы тогда на «Мосфильме» делаете?

- Подруга пригласила. На просмотр. А что?

- Вы что, с луны свалились? Хотите быть актрисой?

- Нет, - уверенно повторила девушка. - Я не хочу быть актрисой. Я мастер спорта по стрельбе из лука.

«Не стреляйте в белых лебедей», 1980 год.

«Не стреляйте в белых лебедей», 1980 год.

Фото: kinopoisk.ru

Мосфильмовские ассистенты - народ настойчивый: им удалось-таки уговорить юную спортсменку прийти на фотопробы. Однако на фотографиях девушка выглядела иначе, чем в жизни.

- Нет, не то, - сказал я и забросил неудачные снимки в дальний ящик стола.

Тем временем шли кинопробы. И вдруг накануне кинопроб партнерша главного героя заболела. Так Вера Глаголева впервые появилась перед камерой. Не задумываясь, я поставил ее спиной к объективу, вручил листочек с текстом и сказал:

- Просто читай вслух. Ты не в кадре.

Пока я занимался главным героем, Вера выучила свой текст и стала «подбрасывать» его с такой естественностью и легкостью, как будто он сию минуту рождался в ее голове. Раскованность Веры объяснялась тем, что она мечтала о спортивной карьере, а не о кинематографической. Ей было наплевать.

- Неплохо. А что, если я тебе дам сейчас самую трудную сцену?

- Давайте.

«Выйти замуж за капитана», 1985 год.

«Выйти замуж за капитана», 1985 год.

Фото: kinopoisk.ru

Я рассмеялся. Мне нравилась ее уверенность, но уверенность еще не талант. Сцена была и в самом деле очень трудная. Но как только отняли хлопушку от лица актрисы, я понял, что сцена получится. На глазах у Веры были слезы. Что было удивительно, так это то, что, плача, Вера старалась улыбаться. Странный и трогательный эффект.

- У меня тоже так бывает, - говорила она. - Становится грустно-грустно. И кажется, никто тебе не нужен...

Когда она произнесла это «грустно-грустно», я вдруг почувствовал, что сердце мое сжалось и затрепетало».

К моменту завершения работы над этим фильмом Нахапетов и Глаголева стали жить вместе. Разница в 12 лет их не испугала. 14 октября 1978 года у них с Нахапетовым родилась дочь Анна. А 28 июня 1980 года - еще одна дочь, Маша.

«Сошедшие с небес», 1986 год.

«Сошедшие с небес», 1986 год.

Фото: kinopoisk.ru

ДОСЛОВНО

«В мужчине ценю ум. Я бы никогда не полюбила просто красивого»

В прошлом году актриса дала «Комсомолке» интервью, в котором рассказала о работе и семейной жизни.

- Вы стали режиссером - это чисто мужская профессия. Можно сказать, что вы лидер по характеру?

- Я не рвусь в лидеры, хотя, конечно, когда я на съемочной площадке, я лидер. Но ведь необязательно быть первой во всем. В отношениях с мужем, например, я не борюсь за лидерство. Я разделяю такие вещи, как профессия и личная жизнь. Мой муж Кирилл - лидер по характеру. Он сильный человек. И мне нравится рядом с ним быть слабой.

- Ваш второй муж - очень богатый человек, бизнесмен Кирилл Шубский. Какой он дома, в быту?

- Остроумный. Честный. Великодушный. Рядом с таким мужчиной чувствуешь себя женщиной. Если Кирилл приезжает из другой страны, обязательно всем нам привозит новые духи, подарки. И мне, и дочкам. Я люблю подчиняться, быть слабой, беззащитной. Он все это мне дает.

Мы случайно с ним встретились. На вечеринке, где за столом сидели артисты, мои коллеги. Он к людям искусства не имел никакого отношения. Кирилл обращал на себя внимание даже чисто внешне, и я стала к нему приглядываться. Он прекрасно ухаживал, был внимателен ко всем сразу. Все выпивали. Он считал, что все актеры должны пить водку стаканами. Потом, когда мы разговорились, он признался, что таковы были его впечатления об актерской богеме. У меня стоял стакан с минеральной водой. Это его приятно удивило. Я вообще не пью, а тем более водку. Уже позже он признался, что тоже наблюдал за мной со стороны.

- Вы тогда еще были замужем за Родионом Нахапетовым?

- Это было, когда Родион уехал в Америку и жил там уже год. Я знала, что у него появилась женщина, и я морально считала себя свободной - могла позволить себе с кем-то познакомиться. Я считаю, что если один из супругов изменяет, существование такого союза немыслимо и ненужно. Ради детей терпеть не стоит, если предано главное - чувства.

- А что вы цените в мужчинах?

- Верность. Измену я считаю предательством, причем измену жене наравне с предательством друга. Я не прощаю таких вещей. Еще для меня в мужчине важен ум. Я никогда бы не полюбила только красивого человека. А еще я считаю, что если человек не умеет ухаживать, он жлоб. Не в смысле не потратил на тебя денег, а в смысле не умеет быть обходительным.

- Кто вам помогал в воспитании детей?

- У меня три дочки. Мне было 22 года, когда родилась Аня, 24 - когда родилась Маша. Я много снималась. Приходилось оставлять на маму, потому что хотелось работать. Было трудно. Когда маленькие дети - это действительно очень тяжело. Сейчас все по-другому. У маленькой Насти была няня.

- Как думаете, что в воспитании главное?

- Для девочек нередко ставятся две задачи: быть хорошенькой и удачно выйти замуж. Это все, что нужно для счастья. Ну, еще можно стать фото- или топ-моделью. Я считаю, что человек прежде всего должен получить профессию. Моя старшая дочь - балерина, снимается в кино, средняя окончила ВГИК, чтобы стать художником. Они уже самостоятельные люди.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА, Наталия ГЕОРГИЕВА.

КСТАТИ

Джуна советовала ей врачевать

«Нахапетов страстно любил Глаголеву. Мы с ним были в командировке в Испании. Я хотела там походить по кафешкам, расслабиться, но была вынуждена бегать с ним по спортивным магазинам, потому что он искал для Веры лук (для стрельбы). И рассказывал, какие у Верки длинные пальцы, что даже сама Джуна, когда увидела ее руки, сказала: «Вера, ты должна врачевать», - вспоминала подруга актрисы Лариса Гузеева.

В ТЕМУ

Режиссер Дмитрий АСТРАХАН:

«Вера ушла неожиданно для всех»

- Я снимал Веру Глаголеву в фильме «Зал ожидания». Потом мы время от времени виделись, она делилась творческими планами. Я не знал про ее болезнь - она сумела это скрыть, мужественно все это переживала. Ужасно и неожиданно для всех: раз - и нет человека. А ведь все в жизни Веры шло на взлет. Новая жизнь в новой профессии режиссера. Творческая удовлетворенность и реализованность. Меня не удивило, что она пошла в режиссуру - здравый, аналитический, даже несколько мужской ум всегда отличал ее от других актрис. И в семейных делах все было нормально. С детьми не всегда хорошо складывается в актерских семьях, когда не хватает времени на воспитание. У Веры в этом плане все более чем хорошо...

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Анна НАХАПЕТОВА - матери:

Ты была всем для меня

Дочь актрисы поделилась в соцсетях своей болью

Старшая дочь актрисы опубликовала в интернете трогательное послание, которое посвятила маме.

Анна Нахапетова опубликовала на интернет-страничке свой детский снимок с мамой.

Анна Нахапетова опубликовала на интернет-страничке свой детский снимок с мамой.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«Ты была всем для меня! Все мои 38 лет мы были рядом, созванивались по десять раз на день, и это была наша жизнь, - пишет Анна. - Ты знала все про нас, кто где и как, мы даже никогда не ссорились по-настоящему, мы жили все эти годы рядом, и это было самым большим счастьем - всегда ощущать рядом с тобой себя маленькой девочкой. Ты всегда была нашей поддержкой и опорой. Ты слишком рано нас оставила, слишком несправедливо рано. У нас столько было планов, ты так много могла еще сделать. Ты всегда говорила, что плохая бабушка, но ты была лучшей бабушкой и самой лучшей мамой! Я могу много писать и напишу обязательно, но сейчас душат слезы и невозможно дышать. Наша жизнь разделилась на до и после...»

Анна Нахапетова, 38-летняя дочь Веры Глаголевой и режиссера Родиона Нахапетова, - известная балерина. По словам друзей семьи, на свадьбе Анастасии Шубской и Александра Овечкина старшая сестра выглядела очень грустной. В один из моментов свадебного торжества Анна расплакалась. Тогда все решили, что это случилось от избытка чувств. Теперь же близкие друзья семьи говорят о том, что Анна знала о тяжелой болезни матери и предчувствовала ее уход.

Лучшие роли

«На край света…» (1975) - Сима

«В четверг и больше никогда» (1977) - Варя, подруга главного героя, ждущая от него ребенка

«Не стреляйте в белых лебедей» (1980) - учительница Нонна Юрьевна

«Воскресный папа» (1985) - Лена

«Выйти замуж за капитана» (1985) - фотокорреспондент Елена Павловна Журавлева

«Зал ожидания» (1998) - кинорежиссер Мария Сергеевна Семенова

«Женщин обижать не рекомендуется» (1999) - Вера Ивановна Кириллова

Режиссерские работы

«Сломанный свет» (1990)

«Одна война» (2009)

«Случайные знакомые» (2012)

«Две женщины» (2014)