Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика31 августа 2017 22:00

Российскому аммиаку открывают новый путь на юг

«Тольяттиазот» заканчивает строительство экспортного грузового терминала в Тамани
Дмитрий КОПТЕВ
В грузовом порту в Тамани крайне важно именно строительство терминала по перевалке химической продукции.В грузовом порту в Тамани крайне важно именно строительство терминала по перевалке химической продукции.

В грузовом порту в Тамани крайне важно именно строительство терминала по перевалке химической продукции.В грузовом порту в Тамани крайне важно именно строительство терминала по перевалке химической продукции.

ТОРГОВЫЕ ВОРОТА

В Краснодарском крае полным ходом идет строительство грузового порта Тамань, который согласно поручению Президента России Владимира Путина должен начать работу в 2020 году. Новые торговые ворота страны позволят существенно увеличить экспорт российской продукции, от зерна до аммиака, и повысить роль российских производителей на мировом рынке.

«Развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на внешнеторговую деятельность, сегодня является актуальным для России, - говорит старший аналитик инвестиционной компании Freedom Finance Богдан Зварич. - По прогнозам некоторых экспертов, экспорт из России в ближайшие годы может вырасти на 50%. Соответственно понадобится транспортная инфраструктура, способная выдержать такой грузопоток. В частности, речь идет о развитии морских перевозок, позволяющих транспортировать грузы в Южную Европу и Северную Африку. В сложившихся обстоятельствах можно оценивать строительство нового порта на Черном море как позитивный и своевременный шаг. Таманский грузовой порт, безусловно, является важной частью экспортной инфраструктуры, позволяющей экспортировать российские товары по всей акватории Черного и Средиземного морей».

Крайне важен именно терминал по перевалке химической продукции, который строит предприятие «Толь­яттиазот», ведь в настоящее время все производители вынуждены переваливать аммиак через иностранные порты, что в нынешней политической ситуации сопряжено со сложностями. Так, украинские власти регулярно выдвигают инициативы по повышению транзитной ставки за перекачку аммиака по своей территории. Чтобы снизить связанные с нестабильной политической ситуацией риски и одновременно повысить экспортный потенциал флагмана российской химической промышленности, необходимо запустить альтернативный маршрут доставки продукции комбината, пролегающий через Кубань. «По поводу повышения Украиной платежей за транзит: сейчас строится порт Тамань, в котором будут наливные терминалы. То есть со временем у нас потоки транспорта аммиака просто будут перенаправлены на этот порт в Краснодарском крае», - констатировал ранее аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

ПАЛКИ В КОЛЕСА

О необходимости подстраховаться от неожиданных действий южного партнера говорили и другие эксперты. «Украина рубит сук, на котором сидит, это совершенно несомненно, - писал ранее генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. - Но рубит она его с определенной целью. Для киевского руководства чем хуже - тем лучше. Ведь оно полностью доверилось «вашингтонскому обкому» и пытается поставить себя на его баланс. Именно с этим связано такое маниакальное желание обрубить все связи с Россией, чтобы, предъявив обрубленные концы Вашингтону, требовать от него компенсацию за понесенный ущерб. Это похоже на человека, который страхуется, потом сжигает свой дом и приходит требовать страховку».

По этой причине государство не остается в стороне от ведущегося «Тольяттиазотом» строительства. В 2013 году Президент России Владимир Путин поддержал создание в Тамани сухогрузного порта, а премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении морского порта Тамань. В мае минувшего года правительство включило перевалочный комплекс ТоАЗа в Тамани в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», а в июле - в утвержденную постановлением правительства дорожную карту развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне. В сентябре 2016 года правительством РФ порт был включен также в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.

К настоящему времени сооружения и службы терминала ТоАЗа находятся в высокой степени готовности. По словам заместителя гендиректора предприятия Николая Федорова, некоторые из них построены уже на 80 - 90%.

А вот на местном уровне у проекта государственной важности, к сожалению, не все гладко, в частности, в судах было оспорено право собственности на уже построенные «Тольяттиазотом» объекты инфраструктуры. Однако затеянный судебный процесс вряд ли способен серьезно помешать запуску терминала в порту Тамань, хотя и вносит определенные затруднения в процесс строительства.