2017-09-11T22:01:52+03:00

“Броненосец” c “Занозой”, или Тысяча миль по холодной Балтике

Журналист “КП” вместе с российской командой прошла один из этапов парусной регаты Nord Stream Race
Вот такие паруса-флаги украшают в эти дни Балтийское море. Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream RaceВот такие паруса-флаги украшают в эти дни Балтийское море. Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream Race
Изменить размер текста:

Солнце, теплое море, Лазурный берег, красивые девушки в купальниках, шампанское... Яхты - это же так, да?

Не угадали. Балтика, собачий холод, брутальные дядьки в резиновых сапогах и растоворимый кофе. Мне яхты достались именно в таком варианте. На парусной регате Nord Stream Race. Хотя первый, знаю, тоже существует...

Холодно на Балтике, хоть и солнце светит! Фото: Юлия СМИРНОВА

Холодно на Балтике, хоть и солнце светит!Фото: Юлия СМИРНОВА

СПРАВКА “КП”

Nord Stream Race – парусная регата на Балтийском морю. Проводится с 2012 года.

Старт в Киле (Германия) 25 августа. Финиш в Санкт-Петербурге (Россия) 6 сентября. Считается самой длинной яхтенной гонкой на Балтике.

5 яхт и 5 команд лучших яхт-клубов пяти стран участвуют в регате 2017 года.

1000 морских миль (примерно 1850 км) – маршрут гонки. Он разделен на 4 этапа:

- КильКопенгаген (150 миль)

- Копенгаген – Стокгольм (470 миль)

- Стокгольм – Хельсинки (230 миль). Так было по плану. В реальности этот переход оказался на 100 морских миль меньше – время старта перенесли на 8 часов, а маршрут сократили, чтобы яхты не попали в шторм.

- Хельсинки – Санкт – Петербург (150 миль).

Ноздря в ноздрю, бушприт к бушприту! Даже после суток регаты две первые яхты финишировали в двух минутах. А уж на короткие дистанциях тем более. Организаторы даже переживали: держите хоть какую-то дистанцию! Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream Race

Ноздря в ноздрю, бушприт к бушприту! Даже после суток регаты две первые яхты финишировали в двух минутах. А уж на короткие дистанциях тем более. Организаторы даже переживали: держите хоть какую-то дистанцию! Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream Race

- Впервые регату Nord Stream Race мы провели в 2012 году. В октябре. Думаю, что участники не забудут ее никогда. На палубе реально играли в снежки! - вспоминает историю гонки Елена Соловьева, исполнительный директор яхт-клуба Санкт-Петербурга. Сейчас, к счастью, регата проходит балтийским бабьим летом – солнечным, хоть и прохладным.

НА ЧЕМ ИДЕМ: ЧЕРНО-БЕЛЫЕ “ЛЕБЕДИ”

Пять абсолютно новых одинаковых яхт Club Swan 50 только что спустили на воду на верфи Nautor в Финляндии и перегнали в немецкий город Киль прямо к началу регаты. Пять сестер-близнецов, очень красивых, легких и быстрых. Команды Nord Stream Race – первые, кто вышел в море на новых яхтах. И практически сразу, после единственной тренировки, в 150-мильную гонку! Круто – не вопрос. Но хорошо ли?

- Конечно, это риск и испытание для экипажа, - честно сказал перед первой гонкой рулевой российской яхты “Броненосец” Максим Таранов.

Максим Таранов, рулевой нашей команды, первым вышел в море за штурвалом новой яхты - и сразу в 150-мильную гонку. Это он еще до старта, когда лодки только-только пригнали в немецкий город Киль. Фото: Юлия СМИРНОВА

Максим Таранов, рулевой нашей команды, первым вышел в море за штурвалом новой яхты - и сразу в 150-мильную гонку. Это он еще до старта, когда лодки только-только пригнали в немецкий город Киль.Фото: Юлия СМИРНОВА

Коллеги-иностранцы с ним дружно согласились: выиграет тот, кто быстрее других сможет разобраться в настройках, особенностях, характере новых яхт, их поведении при разном ветре, разном крене, с разными парусами... У нас в первой гонке (а я как раз ее прошла с российской командой) явно расходились с реальностью показания приборов о скорости ветра. На немецкой яхте вышел из строя GPS.

На белоснежном корпусе каждой яхты – национальный флаг страны, которую представляет команда. И когда яхты поднимают генакер, самый большой их парусов, он тоже с огромным флагом. Красиво. И зрителям проще простого следить за регатой: вот российский триколор повернул, вот финский парус с немецкий наперегонки идут.

Красивые они, эти разноцветные "лебеди"! Фото: Юлия СМИРНОВА

Красивые они, эти разноцветные "лебеди"!Фото: Юлия СМИРНОВА

И жаль, что в Европе болельщикам непонятны названия на корме! “Броненосец”, “Утеха”, “Заноза”, “Княжна” и “Крейсер”.

Почему русские имена? Потому что новые яхты принадлежат Яхт-клубу Санкт-Петербурга. Почему такие странные? “Броненосец” - звучит гордо, и для питерских яхтсменов это имя знаковое и со многими победами в парусе связанное. А остальные имена – исторические. Так назвались суда яхт-клуба Санкт-Петербурга, ходившие по Неве в 19 веке.

Сейчас “Заноза” досталась финнам, “Утеха” шведам, “Княжна” датчанам, “Крейсер” немцам. Россияе – на “Броненосце”.

Вот такие танцы на "Занозе" с финским флагом! Это короткие портовые гонки в Копенгагене. Они были запланированы в каждом порту, но пока состоялись лишь в датской столице. В Киле ветра не было. В Стокгольме и Хельсинки - наоборот. Фото: Lars Werhmann

Вот такие танцы на "Занозе" с финским флагом! Это короткие портовые гонки в Копенгагене. Они были запланированы в каждом порту, но пока состоялись лишь в датской столице. В Киле ветра не было. В Стокгольме и Хельсинки - наоборот. Фото: Lars Werhmann

ТТХ ЯХТ CLUB SWAN 50

Club Swan 50 – новая яхта финской верфи Nautor.

Длина 15,24 метра (или 50 футов, отсюда и цифра в названии модели).

Экипаж – до 12 человек (на регате было от 9 до 11).

5 парусов (на этой регате, в принципе может быть и больше), 2 руля, 6 лебедок.

Осадка 3,5 метра. Это для парусной яхты много, и по мелкому Балтийскому морю безопасный маршрут проложить непросто.

Сделана из карбона, как практически все современные гоночные лодки.

Относится к гоночно-круизным яхтам: на ней легко можно создать комфорт для отдыха под парусом, но и для участия в регатах самого высокого уровня яхта подходит.

Новый Club Swan 50 во всей красе. Фото: Юлия СМИРНОВА

Новый Club Swan 50 во всей красе.Фото: Юлия СМИРНОВА

Swan в переводе - лебедь. Но вот что за птицы эти яхты, черные они лебеди или белые, однозначно и не скажешь. Корпус и палуба белые. Внутри – черная карбоновая сущность. Мачта черная и штурвал тоже. А клюв-бушприт серый. Удивительно, но в марину Киля перед стартом регаты приплыли настоящие, живые белые лебеди! И получилось то ли Балтийское море, то ли лебедное оозеро...

“А ГДЕ ВЫ ТАМ НА ЯХТАХ ХОДИТЕ ПОСРЕДИ РОССИИ?”

Принцип отбора участников с 2017 года тоже новый. Каждую страну представляют яхт-клубы - победители Национальных парусных лиг своих государств (ну это как если бы на футбольный турнир стран Балтики поехали клубы-чемпионы). В России это команда из Екатеринбурга с амбициозным названием “Повелитель паруса – Европа”.

"Броненосец" пришел в Копенгаген. Фото: Андрей Шереметев/Nord Stream Race

"Броненосец" пришел в Копенгаген. Фото: Андрей Шереметев/Nord Stream Race

- В своих странах они уже лучшие. А эта регата – возможность выяснить, кто лучший на всем Балтийском море, - объясняет Оливер Шволь, чемпион мира по парусному спорту, директор немецкой компании Konzeptwerft, которая занимается организацией регаты вместе с Яхт-клубом Санкт-Петербурга.

- Эт одно из последних настоящих приключений на Балтике! - уверен немецкий яхтсмен Йорг Райсланд, участвующий уже в третьей Nord Stream Race.

Но с клубными соревнованиями и тысячемильной регатой в открытом море вот какая штука получилась. Представьте: лучших гонщиков “Формулы 1” взяли и отправили на гонки “Париж – Дакар”. Вроде тоже машины, тоже моторы. И пилоты наверняка разберутся и справятся. Но не сразу. Потому что управлять болидом “Формулы 1” одно, “Камазом” - немножко другое. Гонять кругами по идеальной по трассе и прокладывать маршрут по бездорожью – тоже.

Яхты готовятся к первой гонке. Фото: Юлия СМИРНОВА

Яхты готовятся к первой гонке.Фото: Юлия СМИРНОВА

Вот и я с яхтами также. Регаты Национальных парусных лиг проходят на коротких дистанциях, часто не в море даже, на озерах и реках. В России, например, последний этап был на Неве в центре Санкт-Петербурга, между Петропавловской крепостью и Дворцовой набережной. Бывали в Питере? Значит, масштаб представляете. Следующий этап пройдет в Нижнем Новгороде 8 - 10 сентября. На Волге, тоже в самом центре – у Чкаловской лестницы (приходите, кстати). Гоняются яхтсмены на небольших спортивных лодках J70, каждая гонка длится полчаса – час.

А тут – открытое море, минимум сутки от старта ло финиша, яхта в два с лишним раза больше, в экипаже вдвое больше людей.

- А где вы там на яхтах ходите, посередине России? - первый вопрос, который задали на пресс-конференции в Киле нашему рулевому Максиму Таранову. И я понимаю европейских коллег: вот на карте Урал, до моря – пара тысяч километров.

- У нас много озер. Каждое лето Кубок Уральских озер проходит – серия регат на озерах и водохранилищах Свердловской области. Наш яхт-клуб расположен на очень красивом озере Таватуй, - дает небольшой урок парусной географии Максим. И истории тоже. - Серьезно парусным спортом на Урале начали заниматься после Великой Отечественной войны. Сюда в эвакуацию отправляли жителей блокадного Ленинграда. Многие из них до войны ходили под парусом на Балтике. И на Урале стали про любимое дело не забыли.

Впрочем, в непривычных условиях не только россияне.

- Мы из Баварии, привыкли гоняться на озерах под Мюнхеном. Когда получили приглашение на эту регату, все сказали: да вы сумасшедшие! - скромничал перед стартом шкипер немецкой команды Deutschen Touring Yacht Club Михаэль Тарабочия. А первую гонку выиграл!

Экипировка серьезная, как видите. Эдуард Подшивалов и Юрий Самоделкин заняты маршрутом: марки, которые нужно огибать, мели, ветер... Фото: Юлия СМИРНОВА

Экипировка серьезная, как видите. Эдуард Подшивалов и Юрий Самоделкин заняты маршрутом: марки, которые нужно огибать, мели, ветер...Фото: Юлия СМИРНОВА

С КЕМ ИДЕМ: “ПОВЕЛИТЕЛИ ПАРУСА”

Вот кто на борту российской яхты “Броненосец”:

Максим Таранов – рулевой.

Эдуард Подшивалов – навигатор (о том, чем навигатор занят, будет отдельная песня во второй части текста).

Вячеслав Молоков, Борис Хмурович, Юрий Мелешин, Дмитрий Судаков, Юрий Самоделкин, Павел Трофимчук, Алексей Ступка. В таком составе наша яхта прошла первые два этапа, потом часть экипажа сменилась. В Стокгольм прилетели Денис Тюриков, Кирилл Лузин, Сергей Филатов.

Александр Халецкий – капитан яхты (boat captain). Тут с терминами неоднозначно. Мы привыкли называть капитаном самого главного на судне. В данном случае это главный по техническому состоянию лодки, и формально он в команду не входит. Главный же по результату в регате и работе экипажа – рулевой.

ОКЕАНСКИЕ САНКИ

Единственный профессиональный яхтсмен в нашей команде – как раз рулевой Максим Таранов, он тренер по парусному спорту. У остальных вполне земные профессии или собственный бизнес. Есть на борту даже командир воздушного судна! Юрий Мелешин - пилот, управляет пассажирскими “Аэробусами”.

Юрий Мелешин (он на дальнем плане) в обычной жизни управляет пассажирским самолетом. А на регате отвечает за мачту. Борис Хмурович - баковый, и ему приходится больше всех бегать и отдуваться на поворотах и при смене парусов. Фото: Юлия СМИРНОВА

Юрий Мелешин (он на дальнем плане) в обычной жизни управляет пассажирским самолетом. А на регате отвечает за мачту. Борис Хмурович - баковый, и ему приходится больше всех бегать и отдуваться на поворотах и при смене парусов.Фото: Юлия СМИРНОВА

- Только не пиши, что мы яхтингом в свободное от работы время занимаемся. Наоборот – работаем в свободное от него время. Я уже и ребенка только между регатами вижу, - признается один из членов экипажа. Кто, не скажу, чтоб ребенок не обиделся.

Своим “любительским” статусом наша команда отличается от соперников. Шведы, например, позвали победителя кругосветной регаты Volvo Ocean Race Мартина Крите. Шкипер финнов Кеннет Телен – участник той же легендарной кругосветки, да еще и чемпион мира в классе “Солинг”, и вообще легенда в парусном сообществе свой страны.

Самая серьезная регата, которую прошли трое из “Повелителей паруса” (Максим Таранов, Эдуард Подшивалов и Алексей Ступка) - 600-мильная Сидней – Хобарт. Из Австралии на остров Тасмания. Она считается одной из наиболее экстремальных в мире из-за суровых погодных условий в Тасмановом море. И через Атлантику ходили. В общем, хоть и любители, но – настоящие уральские морские волки.

Уральские морские волки после непростой для них гонки. Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream Race

Уральские морские волки после непростой для них гонки. Фото: Lars Werhmann.de/Nord Stream Race

- А мне океан понравился! - с явным наслаждением вспоминает Эдуард Подшивалов. - Я все думал, чем он так меня зацепил. А это ж детская мечта! Я в детстве хотел, чтоб горка была высотой с пятиэтажный дом, и чтоб катиться с нее на санках быстро-быстро и долго-долго. Вот когда на яхте скользишь по большой волне в океане - именно таконе ощущение!

Дальше читайте о том, что едят, где спят и как греются в суточной гонке. Почему все на борту работают, а навигатор в планшет играет. И как прошли первые три этапа регаты.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Туризм: Яхты»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также