Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья23 ноября 2017 5:45

Наши желанные страхи

Откуда же взялся жанр хоррора в кино, и почему мы так любим фильмы ужасов
"Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов"

"Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов"

Наверное, нет сегодня человека в нашем, условно цивилизованном мире, который бы хоть в минимальной степени не любил бы готику, фильмы ужасов, триллеры и прочие элементы культуры, замешанные на переживании страха. Не важно, что вызывает у вас яркую эмоцию: сериал «Метод» или фильмы Хичкока – незабываемые эмоции – это приятный багаж.

«ФОРМУЛЫ СТРАХА. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ И ТЕОРИЮ ФИЛЬМА УЖАСОВ»

«БХВ-Петербург», 2017

Откуда же взялся кинематографический ужас? В жанре хоррора переплелись две культурные традиции. Первая, которую можно условно обозначить как традицию поэтического «ужаса», своими корнями уходит в живопись эпохи барокко, и в живописное наследие так называемого «черного романтизма». Дмитрий Комм обращает на то, что термин «готика», возникший в XVIII веке, поначалу носил презрительный оттенок – ведь готы вовсе не возводили готические здания, и в эпоху Просвещения этот архитектурный стиль считался «вышедшим из моды». В начале XX века возникла мода на ориентализм, восточную экзотику, древнеегипетские мотивы, повальное увлечение мистикой, и стал популярным образ женщины-вамп.

Примерно в то же самое время в Европе появились романы-фельетоны, рассказывающие о знаменитых сыщиках и преступниках, по которым вскоре стали сниматься сериалы. В октябре 1911 года была напечатана первая книга о Фантомасе. Комм рассказывает о немецком фильме ужасов и этапах развития американского хоррора. «В 20-30-е годы в Голливуде доминировало правило: «Вы получаете то, что вы видите». Иными словами, чем больше эффектных событий показывается на экране, тем лучше публика понимает, за что именно она заплатила деньги». Затем на киноэкранах появились инопланетяне и мутанты, в фильмах стала популярной идея вторжения зла извне, оно в буквальном смысле проникало под кожу и, оставляя нетронутым человеческое тело, убивало душу.

В книге рассказывается и о взрыве оккультизма в Европе в середине XX века, европейских комиксах ужасов и их экранизации. Среди популярных в 70-е годы художников – Гвидо Крепакс, который вывел на авансцену «самую знаменитую героиню в истории итальянского комикса – Валентину. Популярности этой рисованной красавицы в Италии и по сей день может позавидовать любая топ-модель. Изящная брюнетка с лукавым взглядом, большим чувственным ртом, прической а-ля Луиза Брукс и такой же мальчишеской фигурой, Валентина совершала путешествия во времени и пространстве, встречалась с историческими персонажами включая Ленина и Троцкого, иногда попала даже на другие планеты, но всегда оказывалась в центре причудливых сексуальных экспериментов, изобретая которые, Гвидо Крепакс проявлял завидную раскованность воображения и чувство юмора. Нередко приключения Валентины происходили в ее снах, причем читатель комикса никогда не мог с уверенностью определить, где именно заканчивается реальность и начинается фантазия».

Завершается книга описанием разнообразия японских и гонконгских фильмов, рассказом о самых зрелищных картинах, мастерах и трюках.