Премия Рунета-2020
Краснодар
+14°
Boom metrics
Общество12 января 2018 6:15

Сергей Табельский: Кубань похожа на родное Оренбуржье

Прокурор Краснодарского края в канун профессионального праздника посетил редакцию «Комсомолки» и рассказал о любимых книгах, малой родине и том, что важно в работе
В редакции "Комсомольской правды" Сергей Табельский побывал впервые

В редакции "Комсомольской правды" Сергей Табельский побывал впервые

Фото: Евгения ХИЛЬКО

Визит Сергея Табельского в редакцию «Комсомольской правды» произошел в канун сразу двух профессиональных праздников. 12 января в России отмечают День работника прокуратуры, а 13 января - День российской печати. Признаться, мы долго ждали в свой пресс-центре столь почетного гостя. Сергей Табельский приехал в наш регион в марте прошлого года. До этого трудился в родной Оренбургской области, возглавлял прокуратуру Калмыкии, Калининградской области.

По традиции мы ушли от официального формата и отчетов о проделанной работе и поговорили с нашим гостем начистоту, обо всем понемногу и о том, что действительно важно.

Сергей Табельский с марта 2017 года назначен прокурором Краснодарского края

Сергей Табельский с марта 2017 года назначен прокурором Краснодарского края

О МЕЧТАХ

Тон беседы задал подарок от коллектива «Комсомольской правды» - книга «Главные документы Великой Отечественной войны». Сергей Табельский тут же начал ее внимательно разглядывать.

- Не зря говорят, что книга - лучший подарок. Я очень люблю читать, - признался прокурор.

- У вас есть на это время?

- Работа не оставляет много времени для чтения. Раньше это была моя жизнь, а сегодня, увы, лишь хобби. Но я не упускаю возможности прочитать несколько страниц в самолете, например. Сейчас как раз книгу читаю об истории Кубани, атаманах, правителях, архитекторах, людях, которые оставили свой след.

- А как вы относитесь к кинематографу?

- Кино это другое. Режиссеры и актеры все красиво сделают и придумают за тебя, это здорово. Но самое главное заложено в книге, именно прочитав томик, можно понять душу человека, узнать, что внутри нас и других, научиться общаться и понимать окружающих. На мой взгляд, читающий человек становится более коммуникабельным и, может, даже более ответственным. Очень жаль, что сегодня люди потеряли книги в новом ритме жизни, мы становимся созерцателями, разучились думать. Сейчас легко можно уйти в экран телефона или компьютера, замкнуться там и разучиться общаться с живыми людьми. Зачастую это приводит к непонятным, опасным поступкам.

- Книги повлияли на выбор вашей профессии? Кем вы мечтали стать в детстве?

- Конечно! Я мечтал быть военным, пограничником. Книг начитался о героях Великой Отечественной, о разведчиках. Потом читал о милиции, следователях. Так постепенно и определялся мой путь… Очень нравились «Инспектор Лосев» Аркадия Адамова, повести братьев Вайнеров, Лев Шейнин, ну и краеугольная книга - «Справедливость - мое ремесло» Владимира Кашина. Эти авторы и сформировали мой путь. Но в прокуратуре я оказался не сразу, сначала работал на заводе электриком, а потом меня забрали в армию. Служил в Туркменском военном округе, в стройбате.

- Вы, наверное, шутите? По вам не скажешь, что вы электрик из стройбата.

- Вот так получилось, - улыбнулся Сергей Владимирович. - Я физически крепким парнем был, занимался боксом, борьбой. Вот и призвали меня в стройбат в Туркестанский военный округ. Знали бы сослуживцы, кем я стану... (смеется). Первые полгода, конечно, пришлось постоять за себя, но это было очень хорошей школой.

- А что сегодня с вашим заводом?

- Мой родной завод до сих пор работает, и мой бригадир Анатолий Федорович Матвеев - тоже там. Он старше меня на 16 лет. Это очень умный и порядочный, правильный человек, который многому меня научил. Я ему очень благодарен как первому учителю в жизни.

- И как же вы все-таки попали в прокуратуру?

- После армии, в 21 год, я поступил в Свердловский юридический институт. Женился, у меня родился сын, пора уже было работать (смеется). Направление на обучение я получал от прокуратуры города Новотроицка, и уже по ходу учебы я рвался в бой, позвонил туда. Вот, на мое счастье, там появилось свободное место стажера. Это было в 1992-м, и в этом же году институт стажерства ликвидировали. Можно сказать, мне повезло, я был последним стажером в Оренбуржье. Как и все, начинал с работы следователем.

- Свое первое дело помните?

- Да, тогда это была 102 статья УК РФ «Убийство». Молодой человек буквально затоптал соседа по коммунальной квартире с особой жестокостью. И все в один голос говорил, что этот хороший парень просто не мог такого совершить. Но после долгих допросов, разговоров, размышлений о жизни он все же признался. Я помню многие свои дела. Самое сложное - найти контакт и научиться допрашивать, правильно построить допрос, правильно записать слова и фразы, которые не вызовут сомнений. Этому меня учил мой первый прокурор. Следственная работа мне очень нравилась, и сейчас я считаю ее одной из самых интересных.

- Боксерские навыки приходилось применять в работе, признайтесь?

- Нет, честное слово, - улыбается Сергей Владимирович. - Но однажды я задержал преступника. Проводил поквартирный обход после убийства, опрашивал всех соседей. И заметил, что дверь в квартиру, где все произошло, приоткрыта. Я заглянул. Оказалось, что убийца вернулся проверить, не оставил ли он следов. Я его к стенке и прижал, все же покрепче него, он даже не сопротивлялся. Но так как машину тогда было сложно получить, вот я взял его за куртку и повез на трамвае в дежурную часть. Никто из пассажиров ничего даже не понял. Думаете, меня похвалили за задержание? Ох, от начальства мне тогда здорово прилетело. На всю жизнь запомнил.

- Были ли моменты, когда хотелось все бросить, сменить работу?

- Правильно говорят, что иногда в жизни нужны перемены, чтобы работа не превратилась в рутину. Мне в этом плане повезло, раз в два-три года я получал новую должность, это не давало соскучиться. Оренбург, Калмыкия, Калининград, теперь Краснодарский край. Работа - это жизнь. Я не вижу себя ни в чем другом, мне очень повезло, что я нашел себя в службе. Мне по большому счету без разницы, где быть - в Краснодарском крае, Хакасии, в любом другом регионе или районе. Дали фронт работы - делай его. И мне это очень нравится, это мое.

Визит прокурора в редакцию состоялся в канун сразу двух профессиональных праздников

Визит прокурора в редакцию состоялся в канун сразу двух профессиональных праздников

О МЕСТНИЧЕСТВЕ

- Вы карьерист? Мечтали о высокой должности?

- Нет, я никогда не видел себя на большом посту, не строил далеких планов на карьеру. Это бесполезное дело. Каждый получает то, что ему по силам, нужно просто выполнять свою работу. Никогда не мог подумать, что когда-нибудь окажусь на Кубани.

- С какими чувствами вы покидали Калининградскую область?

- Не скрою, что небольшое сожаление все же было. Мы там наладили работу, создали все условия, оставалось лишь совершенствоваться.

- Многие считают, что Краснодарский край - регион с особенным менталитетом. Вы его уже заметили?

- Особенности менталитета, местничество, они есть в каждом регионе. Так уж мы устроены, если в нашей деревне поселится новый человек по соседству, к нему сразу будут очень настороженно относиться. Это характерно и для Оренбурга, и для Калининграда, и для Кубани. На то, чтобы стать своим, нужны годы.

- А что вы подразумеваете под фразой «стать своим»?

- Я хочу, чтобы люди сами определили, свой я или нет. Когда одна беда на всех и одна радость на всех, это значит - свой.

- На Кубани вы уже стали своим?

- Поговорим об этом через два-три года. Тогда и нашу работу запомнят и оценят по делам, по поступкам, так и мы узнаем поближе, кто есть кто.

- Как вы оцените архитектуру Краснодара, в отличие от Калининграда, например?

- От архитектуры Калининграда я ожидал большего, но новые дома там стараются делать индивидуально. В Краснодаре все по-другому. Здесь объемы строительства совершенно другие, их диктует высокая потребность в жилье. Конечно, появляются многоэтажные однотипные дома. Надеюсь, что со временем вырастет благосостояние населения и спрос изменится. Я, кстати, строителям немного завидую, они всегда оставляют заметный след. Спустя десятилетия или столетия люди могут рассказать, что этот дом построил такой-то, назвать его фамилию. Поэтому говорю - не стройте серые коробки, сделайте что-то такое, чтобы вас хорошим словом вспоминали.

- Насколько вам близок Краснодарский край? Есть ли в нем что-то от малой родины?

- На самом деле Кубань мало чем отличается от Оренбуржья. По улице Пролетарской, Комсомольской прогуляйтесь в Оренбурге. Такие же старые дома прошлого-позапрошлого века, вросшие в землю. Оренбург и Екатеринодар разные по размерам, но это казачьи города примерно одного поколения, и там и тут - степные районы, урожай для жителей всегда на первом месте. И даже уклад жизни исторически сложился такой же. Кстати, заходил недавно в музей в одной из кубанских станиц. Стоит хата с соломенной крышей, очень похожая на ту, в которой я вырос: такие же печь, ухват, чугунок, рушник висит почти один в один. Ну и, конечно, оба региона многонациональные. Я вырос в таком котле и чувствую себя в нем привычно и даже спокойно.

- Межнациональные отношения всегда болевая точка, на которую разные силы пытаются надавить.

- Мы противодействуем этому. Главное, что нам нужно жить вместе, учиться, служить в армии, работать вместе. Так и появляется дружба, согласие, так и складываются отношения. Конечно, многое может менять идеология. Примеров этому много. В Великую Отечественную войну столкнулись народы, люди убивали друг друга, появилась ненависть, хотя дома у каждого были семьи, дети и лично они друг другу ничего плохого не сделали. Если говорить об экстремизме, это - идеология, люди искусственно играют на тонких чувствах, чтобы разжигать ненависть. Когда люди живут вместе единым целым, подготовлены к жизни, достаточно просвещены, они не думают о том, кто из них лучше, а кто хуже, чья религия правильнее.

- А у нас много тех, кто играет на тонких чувствах?

- Регион очень большой, поэтому есть всякое. В прошлом году к уголовной ответственности привлечены 25 экстремистов. Около десятка человек, которые пытались выехать в Сирию, воевать на стороне ИГИЛ - запрещенной в России террористической организации, задержаны. В нашем субъекте живет почти шесть миллионов человек, единицы негодяев, к сожалению, среди них найдутся.

О СЕМЬЕ

- Вы жесткий человек в работе, часто приходится доставать шашку?

- Не нужно ничего рубить шашкой, всем воздастся по делам. Нужно учиться терпению, выдержке и спокойствию. Конечно, у всего есть рамки, иногда приходится расставаться с людьми. Но у каждого есть право на ошибку, если есть возможность исправить - исправляй. Одного нельзя прощать - предательства.

- Когда вы приехали на Кубань, о чем разговаривали со своими работниками?

- Обязательно поговорил с каждым, чтобы понять, какой командой мы будем работать, обозначить задачи, которые перед нами стоят. Для меня, как для руководителя, главное, чтобы в жизни у каждого человека было все гармонично - и семья, и работа. Семья - это ответственность, дисциплина. Если сотрудник с головой уходит в работу, ничего другого у него нет, это рано или поздно сыграет злую шутку. Или, наоборот, если слишком много забот, нужно подбирать человеку новое направление, которое его сбалансирует. Каждый должен быть на своем месте и проявлять свои лучшие качества именно в той работе, которую ему доверяют.

- Вы интересуетесь семейным положением сотрудников?

- Не просто интересуюсь, я стараюсь узнать как можно больше. Для правоохранительных органов семья очень важный институт, без нее никак нельзя. Только она может спасти от профессиональной деформации. Особенно если ты днем имеешь дело с преступниками, маргинальными личностями. Дома ты можешь оставить это все, заниматься с детьми, читать, решать задачи, праздновать радостные события. Если взрослый человек живет долгое время один, это приводит к эгоизму, а в итоге все отражается на работе.

АКТУАЛЬНО

ТРИ ПРОБЛЕМЫ КУБАНИ

Прокурор края рассказал о самых наболевших вопросах региона.

- Какие главные проблемы есть у Краснодарского края?

- Мы сразу определили три основных направления - проблемы со свалками, очистными сооружениями и большое количество дольщиков, которые не могут получить свое жилье. Постепенно мы выполняем задачи, которые ставим перед собой. В Сочи уже удалось ликвидировать две свалки под нашим постоянным контролем. Вызывает беспокойство состояние Черного моря, много людей с кишечными инфекциями попадают в больницу во время отдыха. Я уже давал поручения коллегам, чтобы выяснили все причины и нашли пути решения проблемы. Необходимо в этом разобраться. Проверки говорят, что идет сброс сточных вод, есть врезки в коллекторы, в результате они не выдерживают нагрузки.

- Проблема дольщиков одна из самых острых. Что стало ее причиной? Несовершенство законодательства, отсутствие контроля?

- Это целый комплекс проблем. Законодательство позволяло собирать деньги на строительство. Когда много денег, всегда рядом много жуликов. Не хватило и жесткого контроля. Но посадить в тюрьму - это не главная задача. Главное - дома достроить, школы чтобы появлялись. Уголовное наказание - это большая ответственность, поэтому стараемся отделять зерна от плевел. Со временем юношеский максимализм уходит, ты уже не делишь мир на черное и белое. Поэтому важно находить тонкую грань справедливости.

ДОСЬЕ «КП»

Сергей Табельский родился в 1967 году в селе Емельяновка Матвеевского района Оренбургской области. В 1993 году окончил Свердловский юридический институт. С 1992-го по 2009 год работал в прокуратуре Оренбургской области: стажером, помощником, старшим помощником, заместителем прокурора города Новотроицка, прокурором Светлинского района Новотроицка, заместителем прокурора Оренбургской области.

С 2009 года по 2013 год - прокурором Республики Калмыкия. С 2013-го по 2017 год - прокурором Калининградской области.

С марта 2017 года назначен прокурором Краснодарского края.

Государственный советник юстиции 2-го класса.

Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации, награжден нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», Почетной грамотой Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, медалью «Руденко».

Женат, отец троих детей.