Премия Рунета-2020
Краснодар
+13°
Boom metrics
Общество5 апреля 2018 5:36

Жители кубанского города скинулись на новый дом для семьи с 12-ю детьми

Для нас, окружаемых соседями (сверху, снизу, сбоку!), история семьи Клименко может показаться абсолютно нереальной
Дом в 142 квадратных метра (на фото справа) строили почти три года. Все это время многодетная семья ютилась в крошечной избушке (на фото слева)

Дом в 142 квадратных метра (на фото справа) строили почти три года. Все это время многодетная семья ютилась в крошечной избушке (на фото слева)

Фото: Евгения ОСТРАЯ

Действительно, кто из наших соседей вызвался бы вложиться своими кровными в чужое благополучие? Или сами мы на это готовы? Да что говорить, если ипотечные кредиторы, прощупав клиента до косточек и обезопасив себя внушительным списком требований, с недоверчивым прищуром провожают его владеть банковской же (!) недвижимостью.

Так и мы, вооружившись «недоверчивым прищуром», приехали в Усть-Лабинск знакомиться с местными благодетелями. Кстати, редкому явлению гражданской солидарности здесь нисколько не удивлены. И даже, наоборот, будто оскорбляются нашему скептицизму.

- Отец Александр у нас инициатор многих добрых дел, одних храмов только семь штук построил. И в судьбе многодетной семьи он поучаствовал, - направляют по адресу усть-лабинцы.

Недавно об этом провинциальном городке прослышали на всю страну (да что там страну — на родину олигарха Дерипаски наведывались коллеги из ведущих мировых СМИ). В нашей истории герои куда скромнее.

- Поедем к Клименко, - встречает нас у ворот главного городского храма благочинный отец Александр, - сами все увидите.

«Я им поля и офисы освящаю, не могут отказать!»

В новом доме родился уже 12-ый малец

В новом доме родился уже 12-ый малец

Фото: Евгения ОСТРАЯ

С отцом тогда еще 11-ти детей Василием Клименко священник встретился на заседании комиссии по неблагополучным семьям в районной администрации. Засаленный мужичонка, потупив глаза, сбивчиво объяснялся, почему его многочисленные отпрыски живут в таком непотребстве и нищете — 16 квадратных метров на всех...

- И мы еще с одним многодетным отцом поехали в понедельник, помню тоже в Великий пост, посмотреть, что там «за условия проживания», - рассказывает по дороге отец Александр. - Огляделись. Решили предложить Василию строить дом. Копай котлован под фундамент, а мы в среду приедем.

По возвращении в Усть-Лабинск на очередной службе в храме священник объявил: «Братья и сестры! Начинаем строить дом! Кто чем может! Нужен кирпич, цемент, песок и, конечно, деньги...». А сам направился по местным торговцам строительными материалами и к властям.

- Ну а что? Я им поля, офисы освящаю. А они не могут мне отказать в помощи!

Чтобы проиллюстрировать такое взаимопонимание, он рассказал нам недавнюю историю. Вышло забавно.

Прошлым летом уже упомянутый нами Олег Дерипаска назначил нового директора на одно из сельхозпредприятий родного Усть-Лабинска.

- Новому человеку дали мой телефон. Звонит.

«Вы тут священник, - говорит, - надо бы за дождь помолиться».

«А я причем?» - отвечаю.

Он, уже повышая тон: «А я кому звоню?!».

«Так, Федор Петрович, - говорю. - Вы своих командиров дивизионов (он так прозвал начальников подразделений своих) сюда на молитву присылайте.

«Во сколько?», - спрашивает. Чувствую - человек деловой.

Для встречи с нами дети надели самые лучшие наряды

Для встречи с нами дети надели самые лучшие наряды

Фото: Евгения ОСТРАЯ

Договорились, в семь часов вечера построение во дворе храма. Знаете, дождь на утро, действительно, пошел, - смеется. - Они нам потом в благодарность подсветку храма оплатили из 500 лампочек. Так и живем.

Никто не против пожертвовать на доброе дело,

если результат очевиден

За сутки насобирали уже на 100 мешков цемента, кто-то машину дал, кто-то мастерки для дома Клименко...

- Звонит мне наш священник, - рассказывает директор усть-лабинского автодора Валерий Мильков, - 45 кубов гравийно-песчаной смеси надо, говорит! Я ему: «Батюшка, что храм опять строим?». Нет, говорит, дом для Васьки Клименко из Новоселовки. В общем, тоннар привез. Городишко у нас небольшой, все друг друга знают.

Теперь у Клименко несколько спален

Теперь у Клименко несколько спален

Фото: Евгения ОСТРАЯ

У устьлабинского благочинного при себе список из сотен фамилий. И всем домочадцам подшефной семьи наказано истово молиться за их здравие и благополучие.

- И что никто не отказался ни разу? - справляемся у отца Александра.

- Был один случай. Уже договоренность на арматуру имелась с хозяином магазинчика тут одного. Звоню, а у него телефон вне доступа. А на пороге меня встречают смущенные девушки-продавщицы. Ну что делать, нет, так нет.

Расходы на арматуру взял на себя местный фотограф Илья — его вклад 22 тысячи рублей.

- Ну, не настолько велика эта сумма, чтобы стоило об этом в газете говорить, - смущенно говорит он «Комсомолке». - Думаю, никто не против вложиться в доброе дело, когда уверен, что туда деньги и пойдут. По-честному с людьми надо!

Надо сказать, отец Александр в своем районе — фигура. Он входит во все мыслимые советы всех структур жизнеобеспечения. Таков порядок! Свыше.

Маленький Дениска смущенно прячется от фотокамеры

Маленький Дениска смущенно прячется от фотокамеры

Фото: Евгения ОСТРАЯ

- Кстати, на прошлой седмице звонят из МЧС, - делится настоятель. - Говорят, отец Александр, создаем общественный совет, позвольте вас включить в его состав. Говорю им, а что я у вас-то могу? Не приведи Господь, что случится, я на колокольню взберусь и бить буду?!

Но от очередной общественной нагрузки не отказался.

Пока одни говорили: «Понарожали!», другие - строили

К семье, где детей мал мала меньше, можно относиться по-разному.

- У нас же только многодетным семьям с приемными детьми ежемесячное содержание положено. За детишек в первую очередь ответственны родители, - продолжает священник. - Я много раз это слышал на комиссии по делам несовершеннолетних. Но иногда можно и поступиться жесткими принципами...

Взяв с собой архитектора, отец Александр приехал к Клименко, как обещал, в среду.

- А они, представляете, уже выкопали фундамент!

Отец семейства Василий выращивает капусту на продажу

Отец семейства Василий выращивает капусту на продажу

Фото: Евгения ОСТРАЯ

В хуторе Новоселовском, расположенном в 30-ти километрах от райцентра, глава семьи Василий перебивается случайными заработками.

- Нет здесь работы. А он мужик работящий, старшие дети — тоже трудяги, - говорит священник.

На единственной улице в живописной холмистой местности, как в большинстве российских сел, нет ни воды, ни газа.

- В прежнем их домишке в 16 квадратных метров отапливаться дровами, конечно, было проще. Зато сейчас у семьи из 12-ти человек несколько спален, трапезная, два санузла, котельная, - продолжает отец Александр. - Кстати, две двухярусные кровати подарил глава района, а ковры - церковь.

…Во дворе еще нет ограждений, да многого еще нет...Но огромной семье, где недавно родился 12-й малец, есть где разместиться.

"Захотим, еще родим!", - сказала Лариса

"Захотим, еще родим!", - сказала Лариса

Фото: Евгения ОСТРАЯ

В трапезной (по церковным традициям и из уважения к отцу Александру здесь так называют кухню-гостинную) в ожидании гостей и в самых лучших нарядах смирно расселись клименкины дети — Саша, Максим, Вася, Сергей, Аня, Леша, Данил, Ира, Маша, Андрей, Денис, Игнат. У входа на столе мы насчитали 15 булок хлеба.

- Сколько хлеба в день съедает ваша семья? - спрашиваем Ларису, супругу Василия Клименко.

- От десяти до двадцати буханок, - смеется она. - У нас всего раз в 10 больше, чем у среднестатистической семьи.

Большая семья — это такая компенсация собственного неудавшегося детства, говорит Лариса.

- Меня отчим растил, - грустно вспоминает она. - И я никогда не была в там своей.

Новый дом для Клименко строили почти три года. Освятили в январе этого года. Параллельно возводили две теплицы.

- Видите, отопление здесь примитивное, они сами его делали, - показывает священник.

Через весь периметр, минуя буйно растущую рассаду, под землей пролегла настоящая русская печка. У казаков подобная конструкция называлась дымарня (каптильня): жар от дров проходил по трубе под землей, подогревая ее.

- Это капуста ранняя, - показывает Василий. Буйная зелень бережно рассажена по стаканчикам. - А это пекинская.

Напротив Клименко живет фермер, и сейчас отец Александр занят тем, что налаживает между ним и Василием деловые отношения.

- Он знает все рынки сбыта овощей, - объясняет нам параллельно священник. - А значит, у Васи будет доход.

P.S. Распрощавшись с новоселами, спрашиваю у священника, может, в России всем большим семьям так помогать?

- Понимаете, есть люди, которые привыкли трудиться, но по наивности своей и простоте не могут сориентироваться в жизни. Их нужно просто подтолкнуть слегка...Такие Клименко.

В своем храме он сейчас разместил семью украинских беженцев – женщину с ребенком и ее пожилую мать.

Молодую женщину своим авторитетом (без российского гражданства действителен только он!) он устроил в сельскую школу учительницей.

Теперь по кирпичику копят на дом...