Совершивший нападение в Стерлитамаке ученик с января готовил нападение на одноклассников и неоднократно об этом сообщал в переписках
Фото: ВКонтакте
Первое и главное - не нужно устраивать всероссийских стон о «накрывающей страну волне школьного насилия». Ее нет. И не нужно связывать четыре громких истории этого учебного года в единую логическую цепь. Внешне кажется, что всё похоже. Подмосковная Ивантеевка (5 сентября 2017): подросток – топор – нападение. Пермь (15 января 2018 года): ножи – нападение. Улан-Удэ (19 января 2018 года): топор – нападение – поджог.
Я разговаривал с московскими психиатрами, которые в составе комиссии ездили разбирать эти истории. Выяснилось: у каждой свои причины и свои особые обстоятельства. Например, в одном случае нападавший парень был просто психически нездоров. А вот и информация, которая поступает из Стерлитамака: нападавший был на учете, считался трудным подростком.
У нас 43 тысячи школ, 15,5 миллионов школьников. Каждый год с подростками случаются разные ЧП. И большинство, кстати, не в школе, а на улице, в подъезде, в квартире. Такова особенность ранней юности. Увы. И в другие годы были разные печальные истории. Вспомним в Приморском крае нападение выпускника школы на свою возлюбленную – убил ее и себя. Да просто поднимите криминальную статистику по годам!
И в советское время – как бы мы его не идеализировали – в школах, особенно на окраинах, в рабочих районах – было небезопасно. Про ПТУ, куда и вовсе загоняли всех неуспевающих в школе, я и не говорю. Ходили с ножами? Ходили! Нападали на одноклассников? Нападали. Просто в то время подобные истории не обсуждали в прессе, не показывали в ток-шоу по телевизору. Вот и было ощущение, что все под контролем.
Сейчас будут снова говорить о том, что охрану школ нужно усилить. Что вот очередной раз охранник пропустил в школу опасного субъекта. Но – опять же – мы же не можем оборудовать в школе вход по аналогии с КПП в следственном изоляторе. Школьный охранник не может обыскивать каждого входящего на предмет холодного оружия. Дети всегда найдут способ пронести в класс канцелярский нож. И отпить из каждой пронесенной бутылки, чтобы разобраться газировка в ней или бензин, охранник не в состоянии. Даже если бы человек у дверей проявил способности Шерлок Холмса, подросток нашел бы как вывернуться. Напал бы в школьном дворе. Пробрался бы через окно.
Ни рамки, ни БТР у входа не помогут обеспечить идеальную безопасность в школе.
Проблема более серьезная, сложная, комплексная.
У нас нет системы работы со школьниками, с проблемными детьми. Школа зачастую не умеет реагировать на вызовы времени. Она может запугать. Она умеет сделать вид, что ничего не происходит.
Была идея в 2000-х годах тонкую работу с учениками – и прежде всего с подростками, как с самой сложной категорией, – навесить на психологов. Но вот статистика, которую как раз вчера на конференции по агрессии в школе приводил психолог, академик Российской академии образования Артур Александрович Реан: только 53 процента школ обеспечены психологами. В среднем нагрузка на одного специалиста составляет 880 ребят. Как при таком потоке «проникнуть» в душу ребенку?
Мало того, школьные психологи зачастую слабо подготовлены. Они получают мизерные зарплаты даже по сравнению с учителями, потому что не считаются педагогическими кадрами. И это не клинические психологи, которые обучены работать с теми, у кого есть отклонения (вроде тех мальчишек, которые в этом году нападали на школы). Они худо-бедно умею общаться с обычными подростками – помочь в выборе профессии, подсказать как выстроить отношения в классе. И все.
Сейчас принята концепция развития психологической службы в школах, но в лучшем случае результаты она даст через лет пять.
Могла бы помочь психологическая подготовка учителей. По большому счету, они ближе к детям, они ведут уроки и при определенных умениях и навыках могли бы принести больше пользы в проблемной ситуации, чем приходящие в школу на несколько часов психологи. Но в нынешних программах подготовки учителей психологии уделяется очень мало времени. А уж особенностям психологии и физиологии пубертатного возраста –крохи. Об этом мне тоже буквально на днях с болью рассказывала директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Михайловна Безруких.
Итак, итог: мы не сможем свести вовсе на нет ЧП, связанные с подростковой агрессией. Этого еще никому в мире не удавалось. Но мы можем сделать так, чтобы столкнувшийся с проблемами ученик приходил в школу не со злобой и топориком наперевес, а за советом – понимая, что это его дом и здесь ему помогут. Для этого в школе должна быть атмосфера
Денег, я думаю, на создание современной системы психологической помощи и поддержки в школе понадобится примерно столько же, сколько сейчас будут лоббировать поставщики рамок металлодетекторов и прочей заградительной техники. Только эффект будет получше. Правда, отсроченный и не такой явный (рамку можно потрогать и сфотографировать, ребенка, которому помогли безболезненно пройти пубертатный период ни к какому отчету не пришпилишь).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Я хочу видеть крики, слезы, страх": Стало известно, как подросток готовился к нападению на школу в Стерлитамаке
Парень набросился с ножом на учителя и детей. Пострадали четыре человека. Нападение он готовил заранее: копил деньги на оружие и бензин (подробности)
В Стерлитамаке ученик напал на одноклассников с ножом, поджёг класс и попытался убить себя
В результате нападения на школу в Стерлитамаке пострадали четыре человека. Два корреспондента "КП" выехали на место ЧП (подробности)
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Учительнице он нанес четыре ранения. Но она из последних сил рвалась в класс к детям: Школьница о нападении в Стерлитамаке
Нападение на учеников школы №1 Стерлитамака в Башкирии 17-летний парень планировал на протяжении нескольких месяцев. Многие ученики знали об этом, однако, не поверили угрозам подростка из класса для детей с задержкой психического развития.
"Он планировал это, но никто не думал, что все всерьез. Думали, что это шутки", - рассказала одна из школьниц (подробности)
ВАЖНО
По законам подростковой стаи: что такое буллинг и как ему противостоять
На двух примерах буллинга разбираем одну из самых серьезных проблем в современном образовании ( подробности)
Русский "колумбайн": почему "школьные стрелки" в России и по всему миру вдохновляются американской трагедией 19-летней давности
Случаев стрельбы в школах становится все больше с каждым годом. Это стало новой субкультурой, приверженцы которой называют себя колумбайнерами – по названию школы «Колумбайн» в штате Колорадо. 20 апреля 1999 года двое учеников старших классов Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли в школу во время занятий, вооружившись автоматами, и начали стрелять по учителям и детям.(подробности)
КСТАТИ
Каждого третьего ребенка травили в классе
Опрос студентов показывает: больше половины подростков, подвергшихся унижениям в классе или в спортивной секции, вообще никому не рассказывали о своей беде (подробности)