2018-04-28T10:24:48+03:00

Евгений Первышов: Приезжайте жить в Краснодар!

Гость журналистов «Комсомолки» - глава краевого центра
Поделиться:
Комментарии: comments23
Глава Краснодара Евгений ПервышовГлава Краснодара Евгений ПервышовФото: Филипп Эс
Изменить размер текста:

Молодой мэр Краснодара Евгений Первышов побывал в нашей редакции впервые и пообещал откровенно ответить на все вопросы. Поговорить было о чем – глава города уже занимает свой пост больше года и за это время, должно быть, хорошо вник в проблемы быстрорастущего мегаполиса.

ГОРОДУ НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ

- Евгений Алексеевич, год назад, когда вы стали мэром, наверняка ставили перед собой определенные цели. Изменились ли они за это время?

- Планы были и остаются амбициозными, но вектор немного изменился. Мне хочется, чтобы город развивался, становился более привлекательным. Хотя и без того в Краснодар переезжают люди со всей России. Могу сказать, что чуть больше года назад я не знал до конца всю глубину финансовых проблем краевого центра. Они стали понятны, когда мы верстали бюджет на 2017-й год. Долги, которые существуют сегодня, серьезно влияют на бюджет города и те планы, которые мы перед собой наметили.

- Насколько тяжелая ситуация с долгами?

- Только обслуживание текущего долга требует немалых финансов – почти миллиард рублей, который мы платим по банковским процентам. Это очень серьезная сумма, которая могла пойти на развитие направлений, о которых говорят сегодня жители Краснодара – например, новые трамвайные ветки, общественный транспорт. Но, к сожалению, пока бюджет направлен скорее на выживание. Есть социальные обязательства, которые мы в рамках бюджета исключительно выполняем.

- Получается, город оказался на грани банкротства? Иметь такие долги для города – это вообще нормально?

- В принципе, иметь долги – это нормально для города, субъекта или даже целой страны. Это достаточно распространенная практика. Но мы чрезмерно закредитованы на сегодняшний день. Мы больше не можем получать займы, и обращаемся в банковский сектор только для того, чтобы перекредитоваться. Весь прошлый год мы занимались тем, что снижали ставки, бремя обслуживания муниципального долга. На 2017-й год оно составляло 1,5 миллиарда рублей, сегодня мы снизили до миллиарда. Дорогие кредиты, которые брались по 12-15%, мы снизили до ставки рефинансирования 8-9%.

- В такой непростой ситуации кто оказался вашим союзником? К кому вы обращаетесь в трудную минуту?

- В первую очередь к самому себе и к здравому смыслу. Ведь я несу персональную ответственность перед жителями, перед губернатором, который рекомендовал меня на эту должность и перед депутатами, которые меня утверждали.

- Раз вы заговорили о вашем назначении. Расскажите, как это произошло?

- Я был на работе (в Москве, в Минстрое - Авт). Тут – звонок из приемной губернатора. Вениамин Иванович спросил меня, если ли возможность приехать в Краснодар на разговор, без подробностей.

- Вы могли отказаться от поездки, предложить решить все по телефону?

- Ну, знаете, так не принято. К тому же я очень люблю свой город и свой край. Если я могу чем-то помочь, я с удовольствием откликнусь.

- А чем вы могли помочь губернатору, находясь в минстрое в Москве?

- Строительство школ, дорог, детских садов – большая доля финансирования исходит из федерального центра. Я мог что-то уточнить, посодействовать родному городу и краю в этом плане. Но услышал вот такое предложение…

- И как отреагировали? Наверное, ужаснулись, учитывая, как вы говорите, накопившиеся в городе проблемы…

- Работа меня никогда не пугала. Я коммуникабелен, могу свободно перемещаться туда, где в данный момент наиболее полезен. Когда переезжал в Москву, мне была интересна новая работа. Но возвращаться в Краснодар не боялся, ведь прошло не так много времени с тех пор, как я отсюда уехал.

- И вот Евгения Первышова выбрали депутаты. С чего вы начали работу?

- Весь прошлый год был посвящен обобщению основных тем и, в первую очередь экономики, от которой мы отталкиваемся и без которой мы никуда не двинемся.

- Давайте составим рейтинг главных проблем Краснодара. В каком порядке с ними будем справляться?

- Я не хочу делать списки и рейтинги, это неправильно. Скажу, что первоочередные вопросы касаются социальной сферы – школы, детские сады, поликлиники, сюда же можно добавить дороги и общественный транспорт. Это то, что волнует жителей Краснодара. Спросите на улице любого – он расскажет именно об этом.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ ВСЕ В САМОСТРОЯХ

- Мы регулярно пишем о проблемах Краснодара, и вы об этом наверняка знаете. Без них было бы скучно, согласитесь. Одна из наших «любимых» - Музыкальный микрорайон или «шанхай», как его прозвали аборигены. Когда он строился, вы работали в администрации. Как мог появиться в большом цивилизованном городе такой ужасный район, состоящий из самостроев?

- Это очень серьезная и глубокая проблема, в которой сложились разные факторы. Один из них – несовершенство законодательства. В гражданском кодексе есть статья, которая позволяет узаконивать самовольную постройку путем признания права собственности за лицом, который возводит этот объект. Единственное условие, чтобы эта постройка не угрожала жизни и здоровью людей. Других требований, касающихся соблюдения градостроительных норм, пожарных, санитарных правил просто не было. Вот такие объекты и возводились без всяких согласований с администрацией, а потом за ними признавалось право собственности. Понимаете, возможности муниципалитета в данном случае ограниченны, хотя в адрес администрации звучит много критики.

Конечно, есть управление муниципального контроля, которое обязано выявить такой объект, обратиться с предписанием об остановке строительства, обратиться в суд с обеспечительными мерами. Но других полномочий у города не было. Мы обращались в суд и получали решения о сносе. Но их исполнение – сфера федеральной службы судебных приставов, которые мэру не подчиняются. Чаще всего объект все же возводится, недобросовестный застройщик или риелтор показывает людям какие-то проекты, они несут ему деньги, а потом становятся заложниками ситуации. Обманутые граждане идут в суд, где из гуманных побуждений за ними признают право собственности, чтобы люди не остались совсем без денег и крыши над головой. Во всем этом процессе много недоработок, я думаю, что если бы наше законодательство в этой части было более совершенным. Например, гражданский кодекс предусматривал бы возможность признания права собственности, если хотя бы объект мог пройти градостроительную экспертизу. Если бы муниципалитет был вправе требовать с каждого строения такое заключение, этих объектов просто не существовало.

Музыкальный микрорайон Краснодара Фото: Артём ГНАТЕНКО

Музыкальный микрорайон КраснодараФото: Артём ГНАТЕНКО

- Вот появилась лазейка в законе, простые люди могли о ней не знать. Куда же смотрели все те, кого они наделили полномочиями – чиновники и депутаты?

- Не соглашусь, что граждане совсем ничего не знали. Мы языки счесали, предупреждая о рисках. Посмотрите, сколько было публичных мероприятий проведено администрацией. Это советы безопасности, статьи и публикации, приглашение представителей правоохранительных органов. Но, когда в законе четко прописана такая возможность узаконить практически любой самострой, все усилия рассыпаются. Депутаты городской думы выходили с инициативой, говорили об ужесточении правил и требований.

- Но район самостроев вырос и люди купили там жилье. Получился город в городе, где нет освещения, дорог, школ, поликлиник, детских садов, но есть тысячи недовольных жителей. И это стало проблемой администрации, которую она не смогла предупредить.

- Поймите, полномочий у муниципалитета не так много. Сотрудники администрации выезжали на места, но застройщиков это никак не останавливало. Штраф в несколько тысяч? Да, пожалуйста! Получите и уходите отсюда. Разговор был примерно такой. Да, можно говорить, что кто-то не доглядел, упустил, но кто питал эту стройку? Люди же сами несли деньги даже в очень сомнительные объекты! Стоимость в 20-22 тысячи за квадратный метр должна настораживать. Мы извели много чернил и заполонили сайты информацией о самостроях, информируя людей.

МЭР-АКРОБАТ

- Вы не так давно участвовали в марафоне и пробежали пять километров. С каким результатом?

- Честно говоря, не знаю. Выходил на дистанцию в 5 километров - важно было попробовать себя, поддержать это движение. Добежал.

- Долго готовились к забегу?

- Ну, забежал в магазин за формой, и вышел на старт (смеется).

- Спортсмен из вас так себе.

- Ну, это вы зря. Я вообще-то с детства занимался, кандидат в мастера спорта по акробатике!

- Ничего себе! Для политика полезный навык.

- Да, нужно уметь вертеться (смеется).

Глава Краснодара Евгений Первышов в редакции "Комсомольской правды"

Глава Краснодара Евгений Первышов в редакции "Комсомольской правды"

- Нормативы ГТО сдавали?

- Пока только готовлюсь. Там довольно серьезные требования. С наскоку выполнить не получится. Нужно больше заниматься, но, честно говоря, времени совсем нет.

- А когда оно появляется, чем занимаетесь?

- Стараюсь любую свободную минуту уделить своим детям. Люблю выехать в лес погулять, грибы пособирать, особенно когда погода хорошая или просто пройтись по городу.

- По городу часто ходите?

- Почти каждое воскресенье. У меня есть традиция, с друзьями ходить в баню и по этой традиции я ответственный за веники…

- Вы довольно молодой политик и, конечно, думаете о карьерных перспективах. Расскажите, кем вы себя видите в будущем?

- Есть желание поработать еще в этой должности. Мы только создали задел, который предстоит реализовать и очень хочется увидеть плоды своего труда.

- Принимаем ваш ответ. О чем вы мечтаете?

- Иногда, знаете, пределом мечтаний становится возможность выспаться. А большие мечты, если позволите, оставлю при себе, а то не сбудутся.

«КРАСНОДАРЦЫ - ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ ЛЮДИ»

- О проблемах Краснодара мы очень много говорили. Может показаться, что все очень плохо, но нам же есть чем гордиться?

- Безусловно, жителями в первую очередь. Это правда, многие гости отмечают жизнерадостность краснодарцев.

- Статистика говорит, что краснодарцев 990 тысяч, вы приводите другие данные…

- Я говорю статистикам, ну хватит уже обманывать людей. Давайте элементарно посчитаем. В Краснодаре 755 тысяч официально зарегистрированных избирателей, это люди старше 18 лет. Добавим 130 тысяч школьников и 170 тысяч дошколят. Уже миллион, плюс часть населения, которая никак не зарегистрирована. Это люди, которых мы можем посчитать по данным полиции и медицинских организаций. Могу сказать, что в Краснодаре точно больше 1,4 миллиона жителей.

Численность населения Краснодара перешагнула далеко за миллион

Численность населения Краснодара перешагнула далеко за миллион

- На Дальнем Востоке, в Сибири все еще популярна тема переезда в Краснодар? Что бы вы хотели сказать тем, кто только собирается переехать в наш город?

- Приезжайте!

- Шутите???

- Мы растущий город, от нас не уезжают, и это хороший показатель. Дальний Восток, северные регионы только спохватились, что от них такой большой отток населения на Кубань. Некоторые новые люди в Краснодаре очень требовательны. Видимо, их что-то не устраивало дома, теперь они недовольны и здесь.

- Но много недовольных – это те самые обманутые дольщики. Трудно сказать, что они несправедливо возмущаются.

- Дольщики – самая больная проблема. Это наш крест, который мы несем, и каждый день занимаемся этими вопросами.

«ПРОБКИ – ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕХА»

- Еще один крест на краснодарцах – стояние в пробках. Как с вашей точки зрения выглядит ситуация?

- На мой взгляд, обстоит она благополучно (смеется). На самом деле пробки – это бич любого большого города и, замечу, показатель финансового благополучия жителей. У нас на миллион жителей приходится 400 тысяч автомобилей. Можно сказать, что у нас успешный город. Не забываем, что каждое утро приезжают еще 150 тысяч. Пробки – это проблема, связанная со спецификой нашего города, но на ее решение нужны колоссальные средства.

- На что нужны деньги? На новые дороги?

- На развитие общественного транспорта, в частности, трамвая. Для меня и всего города это первоочередная задача, чтобы трамвайные ветки появлялись в новых районах. Мы думаем об этом, просчитываем и ищем финансовые возможности. Нужно выделить участки, создать контактную сеть, закупить новые вагоны. Для этого нужна и краевая и федеральная поддержка, сами мы не сможем это профинансировать. Я уже говорил, у Краснодара на сегодняшний день очень сжатый бюджет, которого хватает только на выполнение первоочередных социальных обязательств.

В Краснодаре второй год подряд идет масштабный ремонт дорог

В Краснодаре второй год подряд идет масштабный ремонт дорог

- Но при этом вы насмешили многих, дав ход «космическому» проекту канатного метро…

- Ну почему же. Есть инициативная группа в стратегическом совете. Мне кажется, ребята делают интересный коммерческий проект. Это не глобальное решение всех проблем и не подмена общественного транспорта. Это альтернатива, которая может взять на себя до 10% людей, которые пользуются транспортом. Во-вторых, это своего рода городская туристическая «фишка».

- Подобные затратные проекты могут застрять на первом этапе. Как, например, метро в Омске, где одна станция. Не станет ли это памятником безрассудству?

- Поймите, никто деньги на ветер выбрасывать не будет. Человек, который начнет реализовывать этот проект, все детально просчитает. Речь идет о миллиардах. Если его начнут воплощать в жизнь, то он будет реализован до конца, в этом я не сомневаюсь. На данном моменте ребята двигаются, ведут работу. Вся информация, которой они оперируют, подтверждена экспертными документами. Чего не скажешь о НАЗЕМКЕ. Кроме того, что придумали пять станций и электрички между ними – дальше ничего не происходит.

- О НАЗЕМКе-то мы и хотели с вами поговорить. Вы же встречались с руководством РЖД и говорили об этом. Неужели городская электричка менее реальна, чем канатное метро?

- Я не безразличен к проекту городской электрички и занимаюсь этим вопросом. Но я понимаю, чтобы перейти к расчетам, нужно решить много вопросов. Первый - вынести грузовые составы из центра города. К концу этого года объезд будет запущен и проблема решится. Но в РЖД говорят, что будет увеличено количество транзитных пассажирских составов, загрузка сильно не изменится. Нужны серьезные расчеты, «окна» для электричек в часы пик с нужным интервалом… А не нарисовать пять станций, а потом говорить, что мэр ничего не делает и не обращает внимания.

МЕЧТЫ О ТРАМВАЙНЫХ ЛИНИЯХ

- Давайте представим, что город получил неограниченные финансы, с чего бы вы начали?

- Ну, давайте помечтаем (смеется). Первое – продлили бы трамвайные пути, обновили состав. Линии легли бы по Московской до Петра Метальникова, со Ставропольской продлить трамвай до Гидростроя и там закольцевать его. Затем нужно бы решить вопрос с веткой в сторону улицы Героев Разведчиков. Мы уже занимаемся расчетами, сколько нам нужно денег на три-четыре направления. Кроме того, нужно строительство виадуков. Сегодня мы продумываем выезд с Восточно-Кругликовской через Тихорецкую в сторону трассы М-4. Хотелось бы завершить проколы под путями в сторону Новороссийской с той же Восточно-Кругликовской и на улице Солнечной...

Знаете, в пример нам часто ставят Москву, но никто не говорит, что это стоит больших денег, а бюджет столицы – два триллиона. Для нас это большой вопрос.

- Но город приносит в краевую казну немало средств. Краснодар не может рассчитывать на более справедливое распределение денег из бюджета?

- Мы говорили с депутатами ЗСК о возможности разработки и принятия стратегии развития общественного транспорта. Сами мы ее не потянем, денег на нее нет. Если край нам будет помогать, в этом есть перспектива.

Реконструированный Вишняковский сквер в Краснодаре. Фото: Ярослав Потапов

Реконструированный Вишняковский сквер в Краснодаре. Фото: Ярослав Потапов

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ

- Какой уголок города ваш самый любимый? Вы же коренной краснодарец.

- Я школьные годы провел в районе 48-го лицея. Это родные места. Конечно, раньше там все было по-другому. Сегодня на месте сквера, где мы болтались с ребятами среди дубов, арбитражный суд. Там еще стоит гранитный камень. Но только местные знают, что с другой стороны посмотреть, там выбит вид старого Краснодара.

Вообще, в городе много любопытных мест. В сквере со слоном есть памятник юному Володе Ульянову, многие об этом тоже не знают. Парк на Затоне (парк им. 30-летия Победы - авт.), где прошло все детство. Раньше там была тропа здоровья, Кубань была почище, песок был, купались.

- А в своем дворе бываете?

- Двор, где я жил - на улице Станкостроительной. Дуб старый там до сих пор стоит. Помню, раньше было намного больше снега, мы его укатывали столом и играли в хоккей. Зимы были очень снежные.

- Стали мэром, радуетесь, что снег бывает редко…

- Конечно (смеется).

- Вы хулиганили в детстве?

- Еще как! Делали взрывпакеты и гремели по улице. Технологию производства я вам, конечно, не расскажу.

- А как в школе учились? Тройки были?

- Была. По математике. А еще у меня была проблема с химией, но ничего, потом исправился.

- Где учатся ваши дети?

- Младший ходит в тот же садик, что и я ходил. Старший сын и дочка - в мою школу.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Краснодар: новости города»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также