Премия Рунета-2020
Краснодар
+26°
Boom metrics
Общество8 мая 2018 9:32

Победу труженики тыла ковали праведным трудом

Все усилия мирного населения - женщин, детей, стариков - в годы ВОВ были направлены на уничтожение врага и созидание мира
Вера МАКСИМОВА
Землянка "КП" собрала под одной крышей представителей трех поколений

Землянка "КП" собрала под одной крышей представителей трех поколений

Фото: Александр РАЙКО

Доброй традицией в этом году стало проводить акцию «Землянка «КП». В канун 9 Мая в пресс-центре «Комсомольской правды» - Кубань» прошло уже два таких мероприятия. В один из майских дней мы пригласили ветеранов, которые детьми работали в тылу, помогали фронту всем, на что были способны. Сеяли и убирали урожай, трудились на заводах, вязали советским солдатам варежки и носки, в оккупации воровали у немцев боеприпасы и оружие. Девиз «Все для фронта, все для победы» стал для наших бабушек и дедушек символом жизни в военное время и главной задачей на все четыре года - с 1941 по 1945.

Живет и будет жить память

Вторая «Землянка «КП» состоялась благодаря нашим партнерам - «Краснодарскому нефтеперерабатывающему заводу - Краснодарэконефть». Заводчане помнят, уважают и чтят память о людях, отдавших свои жизни во имя свободы и счастья потомков. Поздравить самых дорогих гостей - ветеранов - пришел генеральный директор НПЗ Сергей Кращук и сотрудники предприятия.

Вместе с представителями Краснодарского НПЗ мы услышали немало историй о войне. На фото генеральный директор завода Сергей Кращук.

Вместе с представителями Краснодарского НПЗ мы услышали немало историй о войне. На фото генеральный директор завода Сергей Кращук.

Фото: Александр РАЙКО

По словам генерального директора Краснодарского НПЗ, победа в мае 1945-го - это набат, утверждающий жизнь без войны. Это святой символ верности Родине, безграничной преданности своим корням и своей истории.- Дорогие ветераны, в канун священного для любого жителя нашей страны праздника Дня Победы, хочу поздравить вас от всего коллектива Краснодарского НПЗ и поблагодарить за ваш труд во время войны. Прошло уже 73 года, как закончилась война, но память о ней не меркнет, передается от поколения к поколению - от родителей к детям, от сердца к сердцу, - отметил Сергей Кращук в своем приветственном слове. - Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война, ни одного дома, в котором бы не хранили светлую память о родных, не вернувшихся с полей сражений. Мы знаем, сколько испытаний выпало на вашу долю и безмерно ценим подвиг вашего поколения.

- Это была Победа каждого. Спасибо вам за наше мирное небо, за будущее, которое есть у нас благодаря вам!

В ходе встречи сотрудники завода вручили главным героям праздника приятные подарки - микроволновые печи.

Треугольники с фронта

Вместе с представителями Краснодарского НПЗ мы услышали немало грустных и веселых историй о войне, пели «Катюшу» и другие фронтовые песни, читали стихи. Память у наших ветеранов, надо сказать, феноменальная.

Старые фото и историческое оружие напомнили о роковых сороковых

Старые фото и историческое оружие напомнили о роковых сороковых

Фото: Александр РАЙКО

Вера Максимовна Матиевская помнит стихи, которые ей, восьмилетней девочке, прислал с фронта солдат. Эти строки так врезались в память нашей героине, что спустя семь десятилетий она рассказывает их наизусть без запинки. Причем объем текста большой, хватило бы на три поэмы.

- Днем мы, дети, работали со взрослыми на заводе, а вечерами собирались вместе по пять-шесть дворов, пряли шерсть и вязали варежки и носки, которые бандерольками отправляли на фронт, - вспоминает Вера Максимовна. - Некоторые солдаты нам отвечали, присылали треугольнички. Однажды я получила от одного бойца два стихотворения. Это была вырезка из газеты «Боевой вестник», стихи так понравились, что сразу их выучила. А вот автора так и не узнала - пыталась найти в библиотеке, позже внуки даже в интернете искали… Нет таких строк нигде. Наверное, их написал простой солдат...

Вера Максимовна

Вера Максимовна

Фото: Александр РАЙКО

А еще Вера Максимовна хорошо запомнила один трогательный ответ с фронта:

«Дорогая деточка, получил твои посылочки, большущее спасибо. Ножки теперь у меня теплые, ручки теплые. Теперь в два раза больше немцев бью».

Спасло кукурузное поле

Среди ветеранов был и Иван Иванович Денисенко. Он хорошо помнит, как в его родную кубанскую станицу Владимировскую летом 1942 года пришли немцы. Жизнь, по его словам, тогда была очень тяжелая, но он никогда не унывал. Иван Иванович с удовольствием рассказывает, как мальчишкой таскал галеты у немцев.

Молодежь слушала ветеранские истории, затаив дыхание

Молодежь слушала ветеранские истории, затаив дыхание

Фото: Александр РАЙКО

- По соседству с нами был большой дом, в котором с матерью жил мой одноклассник Юрка. Много немцев тогда к ним на постой встало, хозяев не спрашивали, заселялись, где понравится. Помню, во дворе у них стоял танк и крытая машина. Однажды Юрка рассказал, что внутри под тентом ящики с немецкими галетами. Ну и пока он немца заговаривал, я полез в машину, - вспоминает Иван Денисенко. - Галеты эти были в больших пачках. Одну я вытащил без проблем, решил, что мало, за второй полез. Тут немец меня заметил и «чесанул» из автомата, ногу прострелил.

Тогда, в свои неполные12 лет, Иван Иванович бегал очень быстро, это его и спасло. И к счастью рядом были кукурузные поля, в которых он и скрылся.

- А пачку с этими галетами я все-таки умудрился с собой прихватить, - улыбается ветеран, - вкус их до сих пор помню…

Раненному мальчишке помогли советские солдаты, к которым ему удалось тогда чудом пробраться, ногу вылечили в медсанчасти, но ныла она еще много-много лет.

Май 45-го подросток Иван Денисенко встретил в колхозе «Красный партизан», где ухаживал за лошадьми.

Немцы шнапс любили

Григорий Тимофеевич Шевченко остался сиротой в 1937 году, папу и брата расстреляли по доносу за антисоветскую деятельность, мать умерла.

Когда пришла война в родной Переясловской, он жил со своей теткой. По словам Григория Тимофеевича, когда немцы заняли станицу, все жители были к ним настроены очень враждебно. И сам он, маленький мальчик, «пакостил фрицам как мог».

Поговорили о былом

Поговорили о былом

Фото: Александр РАЙКО

- Наша соседка, тетя Ира, гнала самогон. И так вышло, что к ней стали фашисты ходить, выпивать, любили они шнапс, а наш самогон был на него очень похож, - вспоминает Григорий Шевченко. - Ну и мы договорились с соседкой. Однажды она их напоила до беспамятства. Помню, зашел в сени с мальчишками, а немцы лежат пластом, спят. 14 автоматов и десяток гранат тогда вытащили из их машины, спрятали. А на следующий день произошло чудо, пришла Красная армия и после недолгих боев освободила станицу.

Знаю, что если бы наши не подоспели, всех бы в Переясловке расстреляли...

Григорий Тимофеевич рассказывает, что во время войны, несмотря на постоянные похоронки с фронта и тяжелую жизнь, люди были очень дружны, помогали друг другу, поддерживали, делились последним куском.

- Поэтому и выстояли, - уверен Григорий Тимофеевич. - Держались друг за друга, иначе было нельзя.

Все для фронта…

Ударник тыла Надежда Гавриловна Квадзба родом из Воронежской области. За свой труд награждена почетной медалью «За трудовую доблесть в 1941-1945г.» В 14 лет она проводила брата на фронт и встала за его станок на авторемонтном заводе: точила патроны, гильзы, автомобильные детали, которые были так необходимы фронту.

После все сфотографировались на долгую память

После все сфотографировались на долгую память

Фото: Александр РАЙКО

- Мы видели много горя, страдания и нищеты, но все же боролись с врагом как могли, работали, не жалели сил. Старики и дети трудились по 16 часов в сутки, - вспоминает Надежда Гавриловна. - Я очень хотела на фронт уйти, но не брали из-за возраста. В начале 45-го поступила на курсы медсестер, мечтала спасать раненых солдат, но вот попасть на поле битвы так и не удалось. Война кончилась! После войны отдыхать было некогда, работы было очень много, восстанавливали города, все ведь было разрушено. Но это был совсем другой труд - мирный труд… После всех лишений, потерь, страхов и боли войны - это было счастье.

МАТЕРИ ВОЙНЫ

«Пока наши отцы и братья гибли на фронте, наши женщины не отчаивались, а работали и поднимали семьи. Похоронки приносили каждый день. На всю улицу стоял рев, и мы - дети - убегали от этого подальше. А наутро эти женщины запрягали быков и ехали работать в поле с песнями. Я вспоминаю это и не могу понять, как могли эти хрупкие женщины выдерживать такое напряжение. Поэтому вы, младшее поколение, должны помнить и чтить эту память».

(Николай Камышов.)

ПОМОГАЛИ ВСЕМ

«Когда немцы заняли Ростов, к нам на Кубань хлынули потоки беженцев - евреев. Среди них была девушка Сара. В то время как гитлеровцы добрались до Переясловской, все евреи убежали, осталась одна Сара. Мы понимали, что ее расстреляют, поэтому спрятали в молельном доме - маленькой церквушке на окраине станицы. Женщины тогда ее постригли налысо и обмазали жутко пахнущим колесовым маслом, а немцам сказали, что холера ходит и в церкви как раз таких больных лечат. Они испугались, за километр тот дом обходили. Так Сара и спаслась».

(Григорий Шевченко.)

ОТ ОТЦА К СЫНУ

Поздравить с наступающим праздником ветеранов пришли курсанты Краснодарского Президентского кадетского училища Сергей Петрушенко и Антон Сергиенко и учащиеся Кубанского казачьего кадетского корпуса имени атамана Бабыча Сергей Гузанов, Денис Бриженов, Эрвин Голубев. Ребята читали стихи известных поэтов о войне, а Антон Сергиенко растрогал всех присутствующих стихотворением собственного сочинения.

Когда война пришла в дома, то растерялись мы.

Мы будто все сошли с ума от ужаса и тьмы.

Четыре года бой с врагом, не все прошли войну -

Кто был убит в краю родном, а кто погиб в плену.

Вы победили вражескую рать, спасли простор страны.

Спасибо вам хочу сказать, Отчизны верные сыны.

Антон Сергиенко.

Микроволновую печь в подарок от Краснодарского НПЗ получил каждый из почетных гостей

Микроволновую печь в подарок от Краснодарского НПЗ получил каждый из почетных гостей

Фото: Александр РАЙКО

ЭВАКУАЦИЯ ИЗ ЛЕНИНГРАДА

«В нашем селе Ивановка в 1942 году было 56 дворов. Однажды привезли к нам семь машин эвакуированных из Ленинграда, много детей было. Помню, девочки стояли в одних платьицах, ничего у них не было, никакой поклажи. Всех разместили по домам сельчан. И хоть еды было мало, всех накормили, делились своим пайком. Чувство голода тогда было бесконечное. Хлеб выдавали по карточкам всего 200 грамм на ребенка и 400 грамм на взрослого. Еду варили из комбикорма для скота. Толкли его в ступках, и из кашицы этой варили суп, а шелуху, которая оставалась, не выбрасывали, пекли из нее лепешки.

Рядом с нами жила бабушка, к ней тоже подселили эвакуированных. Так вот она, когда делала эти лепешки, всегда себе оставляла самую маленькую и подгорелую. Мне так ее жалко было. Как-то немного чудом раздобытого творога ей принесла, а она его тоже отдала меленьким детям из Ленинграда. Так и жили».

(Вера Матиевская.)

РАССТРЕЛ

«За нашей станицей был раньше детский дом, а около него гора. Тогда, в 1942 году, немцы расстреляли на том месте много евреев. Сначала погнали людей копать траншею, а затем в ней их и похоронили. Тогда спасся всего один человек - врач. Он упал, раненый, со всеми, когда открыли очередь по людям, а потом, когда фашисты ушли, выбрался из-под горы трупов. Вспоминаю об этом, и сердце сжимается».

(Иван Денисенко.)

КСТАТИ

Создание неповторимой обстановки военного времени в редакции «Комсомолки» стало возможно благодаря коллекциям двух краснодарских музеев: Выставочного зала боевой славы и Краснодарского государственного историко-археологический музея-заповедника имени Е. Д. Фелицина.