Учения "Морской ас"
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
20 лучших летчиков морской авиации, более 20 самолетов и вертолетов со всех флотов России! В Ейск слетелись подразделения Балтийского, Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов, чтобы показать свое мастерство на конкурсе по воздушной выучке летных экипажей морской авиации ВМФ России «Морской ас».
Экипаж проходит инструктаж
Фото: Александр Харланов
- Цель состязания - оценка уровня летно-методической и тактической подготовки летного состава морской авиации всех флотов страны и Центра применения и переучивания летного состава ВМФ, - рассказали в пресс-службе ВМФ России. - А также определение лучших экипажей, обобщение передового опыта и выработка направлений дальнейшего развития и совершенствования системы боевой подготовки летного состава авиации Военно-морского флота России.
Все готово к старту
Фото: Александр Харланов
Сначала лучших выбирают в каждом из флотов, а уже на заключительном этапе все они встречаются друг с другом в финале. Это те пилоты, которые показали самые лучшие результаты - от летчика до командира звена. Причем квалификационная категория участника - не ниже 3-го класса.
Подготовка машин к полетам
Фото: Александр Харланов
Конкурс «Морской ас» проходит каждый год, но впервые в этот раз в его программу вошли полеты на дальние расстояния. С аэродрома в Ейске противолодочные самолеты отправляются в Баренцево море.
Ту-142
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
Ту-142 - гроза атомных субмарин. Этот самолет предназначен для подводных поисков. Тщательная подготовка к полету, осмотр специалистами, и махина готова к взлету. Курс держит на север - искать подлодки предполагаемого противника разведчик будет в водах Баренцева моря.
Пролететь Ту-142 пришлось 10 000 километров
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
- Путь - 10 тысяч километров - это туда и обратно, и 11 часов беспосадочного полета, - объясняет перед стартом механик.
Проверка всех систем и самолеты готовятся к старту
Фото: Александр Харланов
Работает Ту-142 не один. Конкурс «Морской ас» - это командная работа. Поэтому и прикрывает махину истребитель МиГ-29. Он идет над аэродромом на предельно малой высоте, а уже потом сопровождает охотника за подлодками над Азовским морем. В паре и работают дальше. Если вдруг кто начнет охоту на Ту-142, его коллега по воздушному цеху МиГ-29 мигом даст отпор.
В Ейске собрались асы морской авиации
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
Гиганты скрываются за горизонтом, а в это время разворачивается настоящая спецоперация в Азовском море. По легенде над водной гладью терпит крушение транспортник Ан-26. Его экипаж успевает выпрыгнуть с парашютами и дрейфует в море, подавая сигнал бедствия дымовыми шашками.
По легенде, самолет терпит крушение, а экипаж катапультируется
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
И именно по этому дыму - больше никаких ориентиров в море нет - пилоты и должны найти пострадавших и поднять их на борт. Вот вертолет разворачивается и зависает над морем на высоте 40 метров.
По легенде учений, военные спасают экипаж рухнувшего самолета
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
Именно с такой высоты (если вертолет опустится чуть ниже, пострадавшие могут утонуть) и поднимают тех, кто оказался в воде. И справляются с этим блестяще. Поднимают экипаж с помощью специального оборудования на борт и доставляют на базу.
Учения в Азовском море
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
- В реальной спасательной операции я еще ни разу не участвовал, - говорит уже после того, как машины прибыли на аэродром, летчик Виталий Цыгулев. - А тренировки очень нужны - когда вдруг пригодится, нужно будет все делать быстро, четко и аккуратно.
Конкурс летчиков ВМФ "Морской ас"
Фото: Александр ЛЕБЕДЕВ
Когда все спасены, работы в воде продолжаются. Теперь задача - найти подлодку предполагаемого врага в Азовском море. Субмариной противника становится затонувшая десять лет назад в этих краях баржа. Сначала Ка-27 сбрасывает гидроакустические буи - с их помощью экипаж и выходит на след подводной лодки. А уже потом - уничтожение врага.
Конкурс летного мастерства
Фото: Александр Харланов
Здесь уже работают истребители - они забрасывают корабль противолодочными бомбами. Бабах! И предполагаемый противник разбит в пух и прах.
"Морской ас" в Ейске
Фото: Александр Харланов
На суше за полетами наблюдала конкурсная комиссия под руководством начальника морской авиации ВМФ России, генерал-майора Игоря Кожина. Она и определила лучших среди экипажей противолодочной авиации на самолетах Ил-38, Ту-142, вертолетах Ка-27 (Ка-28), штурмовой авиации на самолетах Су-24М и вертолетах Ка-29ТБ, истребительной авиации на самолетах МиГ-29К, Су-33, МиГ-31, учебно-тренировочного самолета Л-39, а также среди экипажей специальной авиации на самолетах Ан-26 и вертолетах Ка-27ПС.
Конкурс "Морской ас" в Ейске
Фото: Александр Харланов
БУДЬ В КУРСЕ
Кто победил
- Лучший экипаж на самолетах противолодочной авиации ВМФ - экипаж Ту-142 Северного флота, командир экипажа майор Д. В. Панов.
- Лучший экипаж на вертолетах противолодочной авиации ВМФ - экипаж Ка-27, командир экипажа майор А. А. Михайлик.
- Лучший экипаж на самолетах морской штурмовой авиации ВМФ - экипаж Су-24М Черноморского флота, командир экипажа майор Н. В. Хитров.
- Лучший экипаж на вертолетах морской штурмовой авиации ВМФ - экипаж Ка-29ТБ, 859 ЦБП и ПЛС, командир экипажа майор А. В. Дулапчи.
- Лучший летчик на самолетах морской истребительной авиации ВМФ - пилот МиГ-29К Северного флота, командир звена капитан И. П. Отрощенко.
- Лучший летчик на самолетах морской специальной авиации ВМФ - экипаж Ан-26 Черноморского флота, командир экипажа капитан И. И. Чернобрывый.
- Лучший летчик на вертолетах морской специальной авиации ВМФ - экипаж Ка-27ПС, 859 ЦБП и ПЛС, командир экипажа майор В. Н. Цыгулев.