Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире10 февраля 2019 9:50

Постпред РФ в ООН Василий Небензя: Американские граждане нам в повседневной жизни проблем не создают. В отличие от властей США

К Дню дипломатического работника «КП» публикует интервью с послом России в главной международной структуре [полная версия только на kp.ru]
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя

Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя

Фото: Алексей ОСИПОВ

День дипломатического работника – профессиональный праздник всех дипломатических работников нашей страны. Многим кажется, что их жизнь – и так один сплошной, непрерывный праздник: загранкомандировки, приёмы, торжественные церемонии…

А ведь работа дипломата – вовсе не синекура. Без оружия в руках, в здании МИД на Смоленской площади, в посольствах и консульствах по всему миру, нередко в опасных условиях, в отрыве от своих семей дипломаты отстаивают интересы нашей Родины, порой отдавая свою жизнь за Отечество.

Организацию Объединённых Наций последнее время критикуют: дескать, и бюрократии много, и штат раздут — больше 40 тысяч сотрудников в одном только секретариате. И всё же ООН — один из столпов международного права, где наши дипломаты на равных отстаивает точку зрения России на миропорядок.

В канун Дня дипломатического работника с представителями российских СМИ, аккредитованных в США, встретился постоянный представитель нашей страны при ООН Василий Алексеевич Небензя. Короткие цитаты из состоявшегося разговора в сводках информагентств прозвучали, но только KP.RU представляет полную версию интервью.

У ПОСЛА БЫЛА ЗВЕЗДА НА ПОГОНАХ, КАК У МАРШАЛА

— Василий Алексеевич, парадный мундир в День дипломатического работника наденете?

— Обязательно. Я, как правило, надеваю его два раза в год — на государственный прием по случаю Дня России и в День дипломатического работника. Многие послы России в парадном мундире еще и вручают верительные грамоты. [Каждый новый посол, первый раз встречаясь с лидером страны пребывания, официально вручает ему свою верительную грамоту, что имеет большое символическое значение — прим. Ред.]

Когда-то, в 40-50-е годы дипломаты носили форму повседневно. Тогда она была больше похожа на военную, с погонами и звездами, шинелью и фуражкой. На погонах послов была вышита большая золотая звезда, что давало многим повод полагать, что звание Чрезвычайного и Полномочного посла якобы соответствует маршальскому.

Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя.

Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя.

Фото: REUTERS

По инициативе Министра иностранных дел Сергея Викторовича Лаврова недавно был разработан вариант формы для женщин-послов. У официального представителя МИД Марии Захаровой, имеющей ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника I класса, такая парадная форма тоже есть. Есть она, думаю, и у Людмилы Воробьевой, нашего посла в Индонезии.

— Местом вашей дипломатической службы сегодня является Нью-Йорк, где расположена штаб-квартира ООН. И это — территория США. Американцы создают проблемы нашим дипломатам?

— Американские граждане нам в повседневной жизни никаких проблем не создают. А вот с властями США проблемы есть. Связанные с общим характером и негативным фоном российско-американских отношений, который не мы создали, касающиеся и нашей миссии, и нашего посольства в Вашингтоне. Напомним, что в прошлом году 10 сотрудников постпредства России при ООН были высланы из США. Продолжаются сложности с получением въездных виз.

Несколько дней назад американские власти объявили о новом порядке получения водительских прав для административно-технического персонала, работающего в постпредствах при ООН. Ранее эти сотрудники получали их, направляя копии действующих прав в госдеп США, курирующий обслуживание посольств и консульств. Теперь нам предлагают обращаться в местную ГИБДД и получать американские права с прохождением обучения, сдачей экзамена письменного и экзамена на вождение. Это, разумеется, создаёт нам серьёзные неудобства.

Мотивировали свое решение местные власти тем, что постпредства при ООН — это не двусторонние посольства, это иное. Зато когда высылали российских дипломатов, Вашингтон включил в их число сотрудников нашего постпредства. И это при том, что мы, приводя к паритету количество дипломатов наших стран в России и США, поступили благородно, не вычтя из общего количества дипперсонал постпредства, который, действительно, к двусторонним связям отношения не имеет. Иначе США пришлось бы сокращать ещё гораздо больше число своих сотрудников в России.

Были проблемы с открытием и обслуживанием банковских счетов миссии и ее сотрудников. Нет никаких подвижек и в вопросе нашего доступа к нашей же собственности на территории США. В лучшем случае мы получаем отговорку: «Давайте подождем. Обстановка не благоприятствует». А когда эта обстановка станет благоприятной, если весь американский истеблишмент заражен русофобией, и болезнь прогрессирует?

ДОСЬЕ НА «БЕЛЫХ КАСОК» ПРИВЕЛО СПЕЦСЛУЖБЫ В УЖАС

— Вы ждете знакомства с вашей новой американской коллегой Хизер Науэрт?

— Пока ее кандидатура ещё даже не представлена для утверждения в Конгресс США, как этого требует американское законодательство. По всей видимости, у администрации Соединенных Штатов много других забот. Все видят, что скорость принятия решений и определения приоритетности вопросов, а также способов решения внешнеполитических задач, не изменилась. Не говоря уже о том, что изменились и способы достижения целей на международной арене, многих из которых Вашингтон пытается добиться нелегитимными средствами.

Хизер Науэрт может стать новым постпредом США при ООН.

Хизер Науэрт может стать новым постпредом США при ООН.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

— Можно ли одним словом определить характер ваших отношений с американскими коллегами из постпредства США при ООН? Это противостояние, соревнование, или…

— Это нормальные рабочие отношения. Пусть и при том, что противостояние, при котором наши позиции по тем или иным вопросам расходятся кардинально, очень часто имеет место быть.

Словесные баталии в ООН, транслируемые СМИ, являются продуктом разницы в подходах к той или иной проблеме. В процессе таких баталий нередко, что называется, высекаются искры. Пример: недавние закрытые консультации по сирийскому досье, связанному с применением химического оружия. И вот всплыла тема «Белых касок», которые являются псевдогуманитарной организацией, под прикрытием заявленных ею целей занимающейся пособничеством террористам, включая участие в боевых действиях с оружием в руках. Не говоря уже о постановках фальсификаций с применением химоружия. Наша позиция вызвала бурную дискуссию. Представители Запада считают «Белые каски» «героической организацией, которая заменяет Объединенные Нации в тех районах, куда сирийское правительство ограничивает доступ ООН». При этом сами признали, что финансируют «Белые каски», по сути дела, расписавшись в финансировании террористов.

В конце декабря прошлого года на полях Объединенных Наций мы провели мероприятие, в ходе которого рассказали (причем отмечу, что далеко не всё, что знаем) о реальной деятельности «Белых касок», представили показания свидетелей. Но никто из моих западных коллег не пришел. Слишком уж много политического и иного капитала в «Белые каски» и им подобных было Западом вложено.

В ходе освобождения юго-запада Сирии порядка четырёхсот «волонтеров» «Белых касок» эвакуировали в Иорданию. Амман их впустил, но с условием, что в ближайшие месяцы западные страны примут их у себя. Спецслужбы стали проверять досье этих беженцев, и пришли в ужас от реальной полученной информации об этих «героях».

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ — ИНСТРУМЕНТ ДАВЛЕНИЯ США

— Многим не ясна позиция ООН по поводу кризиса в Венесуэле, где законному президенту Николасу Мадуро бросил вызов «самопровозглашённый президент» Хуан Гуайдо…

— В отношении Венесуэлы и гуманитарной помощи по линии ООН. Гуманитарная помощь сейчас — одна из карт, которую разыгрывают США и присвоивший себе титул врио президента Венесуэлы Гуайдо, недавно запросивший Генерального секретаря ООН о предоставлении гуманитарной помощи. Антониу Гуттериш справедливо и лаконично ответил: «ООН готова предоставить Венесуэле гуманитарную помощь по запросу ее законного правительства».

— И всё же, словесные баталии в ООН, темы которых мы с вами уже касались, производят неоднозначное впечатление.

— Словесные перепалки — не показатель плохих отношений российских дипломатов в ООН с коллегами из других стран. Мы обязаны методично доводить до международного сообщества свою позицию. Вода камень точит. И мы не одиноки на этом поле, нас поддерживают многие. Мы, кстати, рады тому, что в состав Совбеза ООН вошли такие государства, как ЮАР и Индонезия.

Да и репортажи, рассказывающие широкой аудитории о происходящем в ООН, — это лишь вершина айсберга. Кулуарная дипломатия никуда не делась. Почти все решения готовятся за закрытыми дверями, и публика видит лишь кульминацию процесса. А СМИ особенно. Знаю, что нередко новостные материалы о моих выступлениях в ООН выходят под заголовками наподобие «Небензя поставил на место постпреда США» или что-то в этом роде. Не обращаю на это внимания. И говорю я не для того, чтобы кого-то «срезать» и победить в словесной дуэли, а чтобы наилучшим способом донести позицию России для партнеров и аудитории.

На Твиттере нашего постпредства, кстати, недавно стартовал специальный проект, в рамках которого мы публикуем архивные выступления советских и российских постпредов при ООН.

— Россия заботится о представительстве нашей страны в секретариате ООН, в котором работают те, кто принимает присягу следовать указаниям исключительно Генерального секретаря этой организации?

— Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы россияне были достойно представлены в структурах ООН. На данный момент наша географическая квота не заполнена целиком. Это связано с целым рядом факторов, в том числе и с тем, что большая группа российских сотрудников секретариата ООН недавно достигла пенсионного возраста, а просто заменить их на других соотечественников нельзя: в ООН конкурс.

Из тех, кто занимает ключевые позиции в системе Объединенных Наций: заместители Генерального секретаря, глава Контртеррористического управления Владимир Иванович Воронков и директор Управления ООН по наркотикам и преступности, Гендиректор отделения ООН в Вене Юрий Викторович Федотов, помощник Генерального секретаря по вопросам верховенства закона и учреждений безопасности Александр Владимирович Зуев.

Мы работаем над улучшением нашей кадровой представленности, тем более, что Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш поставил задачу добиться справедливой географической представленности в секретариате Организации.

«ВАСИЛИЙ, ТЫ ХОРОШО ЗАЩИЩЁН»

— Постпред России при ООН — значимая фигура. С которой ищут контактов, с которой ищут общения. И, наверняка, за которой следят во всех смыслах этого слова… Трудно ли жить под наблюдением?

— На это просто не стоит обращать внимания. Бывший постпред США при ООН Никки Хейли мне как-то в шутку сказала: «Василий, не переживай, ты очень хорошо защищен». Я в таком же тоне поблагодарил в ее лице местные власти за «заботу и внимание».

С Никки я встречался в преддверии Нового года. Она пригласила к себе в резиденцию постпредов. Там были и ее родители. Как вы знаете, она — дочь иммигрантов из Индии. Ее папа — сикх, носит тюрбан. Вместе с мамой Никки он рассказывал мне, как они ездили в турпоездку в Россию, и как им там понравилось.

Постпред США при ООН Никки Хейли на заседании совета безопасности.

Постпред США при ООН Никки Хейли на заседании совета безопасности.

Фото: EAST NEWS

Я спрашивал Хейли о том, чем она собирается заниматься после отставки. Никки ответила, что намерена на пару лет задержаться в Нью-Йорке, поскольку сыну нужно закончить школу. Затем в прессе появились сообщения, что она вроде бы будет работать в политологическом центре, читать лекции, упоминались даже размеры её предполагаемых гонораров.

— Каким вы видите политическое будущее Никки Хейли?

— Я воздержусь от каких бы то ни было предположений, поскольку случись развитие её политической карьеры в будущем, любые мои соображения на эту тему при нынешней русофобии только навредят ей. Скажу лишь, что просто так в США дети иммигрантов губернаторами и постпредами при ООН не становятся. Нужны хватка, харизма и способности. Всё это у нее есть. Хотя при всем при том она — продукт своей страны и своей системы, заложница тех политических пристрастий, которые ей с детства прививались. Уверен, у Никки Хейли есть политическое будущее, но как оно будет развиваться, судить не стану.

Василий Небензя и Никки Хейли перед началом заседания Совбеза ООН, апрель 2018 года. Фото Imago/TASS

Василий Небензя и Никки Хейли перед началом заседания Совбеза ООН, апрель 2018 года. Фото Imago/TASS

— Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который возглавлял постпредство при ООН в течение целого десятилетия (1994-2004) — в ООН вспоминают?

— Многие не просто помнят, а отзываются с любовью и уважением. Один пример. В период председательства нашей страны в Совбезе ко мне была прикомандирована в качестве секретаря сотрудница секретариата ООН по имени Бренда. В ООН она работает много лет и была секретарем Сергея Викторовича. Узнав, что я еду в Москву, она попросила меня о… рисунке авторства нашего Министра. Многие знают, что Лавров частенько рисует скетчи, слушая выступления и доклады.

Я эту просьбу передал Министру. Ближайшей диппочтой в Нью-Йорке прилетел конверт, в котором был шикарный скетч от Сергея Викторовича. Специально для Бренды. Обыгрывающий её имя «Brenda — UN brand» [Бренда — бренд ООН — англ.]. Реакция, когда мы ей этот скетч, вставив в рамку, вручили, была сверхэмоциональной. Бренда плакала. От счастья, конечно.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и постоянный представитель России при ООН Василий Небензя (слева направо) на общеполитической дискуссии 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Фото Александр Щербак/ТАСС

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и постоянный представитель России при ООН Василий Небензя (слева направо) на общеполитической дискуссии 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Фото Александр Щербак/ТАСС

— Вы сомневались, принимать ли предложение о назначении постпредом? (Предыдущий постпред РФ в ООН, Виталий Иванович Чуркин, скончался в буквальном смысле «на боевом посту» 20 февраля 2017 года — прим. Ред.)

— Я взял паузу на размышление. Но практически с самого начала понимал, что сказать «нет» в тех обстоятельствах, при которых это предложение было сделано, я не вправе. Я знал, куда еду. И знал о тех, кто был на этом месте до меня. Но я ни разу не пожалел о принятом решении.