Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Общество21 марта 2019 14:18

Тайны воронежской воды: откуда она берется и куда уходит

В «РВК-Воронеж» рассказали о круговороте H2Oв столице Черноземья [фото]
Главное перед возможным потопом - потуже затянуть гайки.

Главное перед возможным потопом - потуже затянуть гайки.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

На одну из воронежских водоподъемных станций (ВПС) под номером 12 везли, соблюдая полную секретность. Точного адреса ни у одной из городских ВПС нет, навигатор не показывает, где они располагаются. И это не случайно. Вспомните классический фильм «Бумбараш», где усатый бандит травил воду в колодце. А если террористы подсыпят отраву в городской водопровод или просто его взорвут? Воронежцам мало не покажется.

КОГДА В СКВАЖИНУ СПУСКАЕТСЯ ОДИН, ДВОЕ СТРАХУЮТ

Строгости при въезде на режимный объект воспринимаются уже как должное. На территории водоподъемной станции слегка припахивает чем-то тухлым.

- Химический состав подземной, исходной воды далек от того, что течет у нас из кранов. А что вы хотите, в изначально добываемой из артезианских скважин воде в разных долях присутствуют и сероводород, и углекислый газ. Так устроена «подземная жизнь», и это нормально, - рассказывает начальник ВПС № 12 Геннадий Дробченко. – Поэтому потом вода проходит целый круг очистки.

Первым делом нам показывают нам скважину, в которой добывают подземную воду. Рядом стоит буровая машина, только в собранном виде.

Буровая машина в собранном виде.

Буровая машина в собранном виде.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

- Воронежу, можно сказать, повезло с водой. Немногие города России могу похвастаться тем, что «пьют» из-под земли, а не из рек и озёр. Поверхностные источники круглый год – в зоне риска, что и как в них попадает, проконтролировать сложно. А у нас скважину обычно бурят метров на 30-40 глубиной, постепенно снижая радиус захвата земли, - вкратце описывает технологический процесс Геннадий Дробченко. – Потом оснащают ее трубами и насосами, которые регулируют пусковые установки. Для работы на поверхности скважины по инструкции один человек спускается вниз, а вверху двое следят за его самочувствием. Бывает, от превышения газов становится плохо, тогда задача быстро поднять товарища на поверхность.

Так выглядит поверхность стандартной скважины сверху.

Так выглядит поверхность стандартной скважины сверху.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

Пусковые установки представляют собой своего рода трансформаторные будки. Внутри от электричества работают устройства, запускающие насосы в скважинах. Всего пусковых станций 35, так же, как и скважин.

Насосные станции издали похожи на трансформаторные будки

Насосные станции издали похожи на трансформаторные будки

Фото: Юрий КОЗЛОВ

- Из водохранилища в городской водопровод, несмотря на укоренившийся стереотип, ничего не идет. Только из подземных скважин, - утверждает Геннадий Дробченко. – Хотя исходная вода у нас не идеальна, много железа, марганца, есть сопутствующий сероводород, однако она идет не с поверхности, где по определению загрязнение еще больше, как это, к примеру, происходит в Москве.

ВОДА ИЗ-ПОД ВОДЫ

ВПС № 12 располагается в пойме реки Усманка. Мы едем по дамбе, которая сильно возвышается над обоими сторонами дороги.

- Особенность нашей водоподъемной станции в том, что она расположена на дамбе, которую делали в 70-х годах прошлого века. Когда еще был Советский Союз, хотели насыпь расширить, но СССР распался, денег не стало, и работы застопорились, - говорит Геннадий Дробченко. - Уже пришла весна, скоро Усманка разольется, и 14 наших скважин могут оказаться под водой. Изначально планировали, что все они будут расположены на дамбе. Сейчас покажем, как готовимся к половодью.

Подъезжаем к совершенно новой скважине, кажется, что она упакована в подарочную коробочку. Здесь в дело вступает слесарь-ремонтник станции Роман Хрипунов. Он заворачивает гайки вверху скважины крепко-накрепко.

- Талая вода ни в коем случае не должна просочиться в скважину, - комментирует процесс Геннадий Дробченко. – Даже в том случае, если разлив полностью покроет ее. Главное, чтобы вода не добралась до пусковой станции. А вот она как раз располагается на дамбе. Во время разлива постоянно следим за состоянием воды, поступающей с залитых скважин.

Насосная станция расположена на дамбе - чтобы не затопило.

Насосная станция расположена на дамбе - чтобы не затопило.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

ОЧИСТКА ПОХОЖА НА ВИХРЬ

За первоначальное доведение H2O до приемлемых норм отвечают огромные аэраторы-дегазаторы.

- Химический состав исходной, подземной, воды далек от того, что течёт у нас из кранов. трубам из скважин вода поступает вот в эти сооружения, похожие на огромные цистерны, - продолжает объяснять Геннадий Дробченко. – Там удаляют всякие вредные вещества, в частности, сопутствующие газы, а также излишки железа и марганца. Также происходит обогащение воды кислородом.

На станции можно увидеть, какая жидкость изначально выходит из-под земли. Надо сказать, на нормальную воду она мало похожа. Скорее напоминает ванную, в которой мылся ну очень грязный человек. Вода темная и пенная.

Сюда вода поступает из скважин.

Сюда вода поступает из скважин.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

Вода до очистки выглядит вот так.

Вода до очистки выглядит вот так.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

- Неудивительно, ведь это только начало процесса ее обработки, - говорит Геннадий Дробченко. – А вот теперь смотрите, как ее обогащают кислородом.

Под решеткой наблюдается бурный процесс – целый водяной вихрь. Такой вот мощный процесс очищения.

СЕРДЦЕ СТАНЦИИ

Ненадолго заглянули в лабораторию. Там все, как полагается, - колбочки со взятыми образцами.

- Пробы воды берут не реже одного раза в сутки, - поясняют нам.

И вот мы, наконец, в пункте управления всей водоподъемной станции – ее сердце. Девушки-операторы следят за всеми процессами, регулируя процесс нажатием кнопок

- Отсюда идет процесс управления очисткой воды и ее циркуляцией по станции, - объясняет Геннадий Дробченко. – То есть большей частью ее деятельности. Только вот работу по подъему воды пока регулируют непосредственно из насосных станций. Но не исключено, что скоро и этим процессом будут управлять отсюда.

Одну часть помещения занимает штуковина, напоминающая мощный системный блок компьютера с различными кнопками, а также визуальными показателями, фиксирующими, как работают системы станции. Но есть места и старой проверенной годами технике. Амперметры, к примеру, еще советские. Но зачем искать от добра добра, если они до сих пор прекрасно работают.

За сердце станции отвечают очаровательные женщины.

За сердце станции отвечают очаровательные женщины.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

- По аналогичному принципу работают и другие водоподъемные станции Воронежа, - сказал Геннадий Дробченко.

С водоподъемных станций вода идет в хлораторные, где ее обеззараживают с помощью сжиженного хлора, который привозят с химических заводов в герметичных контейнерах из стали. Потому воду берут на анализ, чтобы всё было по СанПиНу. И уже потом вода идет в наши краны.

ПУТЬ ВОДЫ ИЗ КАНАЛИЗАЦИИ В ДОН И ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Когда вода исчезает в нашей раковине, она после путешествия по трубам устремляется в первичные отстойники - бассейны диаметром 40 метров. Там выпадают в осадок всевозможные растворенные органические вещества. Вода постепенно становится прозрачнее. Сырой осадок убирается со дна автоматизированным скребком, а плавающие на поверхности мыло, жировую пленку и мазут собирает двигающаяся по кругу пластина.

Несколько посветлевшая сточная вода поступает в аэротенки - бассейны глубиной пять метров и площадью 12,5 х 120. Около 50 штаммов бактерий питаются оставшимися в воде органическими веществами. Через этот густой бульон пропускают много кислорода, и он начинает бурлить. Раз в сутки из двух действующих аэротенков выгребают 800 кубометров «живой смеси».

После этого стоки попадают во вторичные отстойники. Устроены они так же, как и первичные. Тут на дно оседает ил, оставшийся после биологической очистки. Осадок из отстойников, как и из цеха биологической очистки, вывозят на иловые площадки в районе леса «Долгий» у поселка Тенистый.

Очищенная вода после вторичных отстойников обеззараживается раствором гипохлорита натрия и по сбросному коллектору с левобережных очистных сооружений отправляется в водохранилище, а с правобережных уже прозрачная вода - в ручей Голубой Дунай. Кстати, в трубопроводе на выпуске с Правобережных очистных сооружений канализации живут знакомые всем аквариумные рыбки – гуппи.

СПРАВКА «КП»

Всего крупных водоподъемных станций в Воронеже четыре. ВПС № 4 и ВПС № 11 обслуживают практически весь правый берег, ВПС № 8 и ВПС № 12 - весь левый берег до улицы Циолковского. На нужды Воронежа требуется в среднем чуть больше 300 тысяч кубометров воды в сутки. Всю эту огромную массу H2O добывают из 271 артезианской скважины.

Первой водоподъёмной станцией, введенной в эксплуатацию в июле 1939 года, была ВПС № 4. В 1968 году начала работу ВПС № 8. 1971-й считается годом рождения самой крупной водоподъемной станции в Воронеже - ВПС № 11. Сейчас идет проектирование новой водоподъёмной станции № 21.

В 2018 году шла работа переоценке запаса подземных вод на городских водозаборах. К исследованию приступила группа учёных, возглавляемая известным гидрогеологом, профессором, академиком Международной академии минеральных ресурсов Борисом Боревским. Полевые обследования водозаборов продлятся до конца 2019 года. Обобщенные данные планируется предоставить на экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых к 2021 году.

ЗНАЙ!

На качество воды можно пожаловаться по телефонам ООО «РВК-Воронеж» 206-76-07 и 206-76-07 (контакт-центр). Там частенько перегружены телефонные линии, в этом случае придется приехать на предприятие по адресу: улица Пешестрелецкая, 90. С начала года подобных жалоб было более 50, причем выделить какой-то район по их частоте нельзя – примерно поровну.

И информация для любителей врезаться в водяные трубы (а таких прошлым летом, в пик потребления, поймали за руку больше 20). Периодически проводят «водную амнистию». Тогда потребитель, добровольно сообщивший о незаконном подключении, освобождается от ответственности. Но лучше на это не надеяться. В большинстве случаев от штрафа отвертеться не получится, придется платить за три месяца, исходя из расчетов диаметра и пропускной способности трубы. В итоге получаются очень внушительные суммы.