Школьник с мобильным телефоном на торжественной линейке 1 сентября.
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Сегодня за подписями руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой и руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова вышел, на мой взгляд, весьма разумный и полезный документ. Называется он «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (полный текст документа тут).
Прошу обратить внимание – это не запрет, не жесткое распоряжение – на уроки с мобильным нельзя, а в общем-то набор советов как правильно организовать школьную жизнь, максимально исключив опасное, вредное влияние современных гаджетов. Могут школы выполнить все рекомендации - хорошо. Не могут – это их право и их бюджет (в документе советуют установить ящички для хранения мобильников учениками).
Когда месяц назад глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заикнулась о том, что надо как-то регламентировать использование мобильных в школе, поднялась беспокойная волна: караул, телефоны запретят. Уже тогда мы с Олегом Григорьевым, председателем Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, пытались перекричать не очень вдумчивых коллег: ребята, речь идет о здоровье ваших же детей! Уже собраны материалы о негативном влиянии электроники на человека. Причем, работы проводятся в разных странах мира. И пора говорить не только об ограничении использования мобильника в школе, но и вне ее стен.
В нескольких странах – в том числе вполне себе демократических и свободных - не мудрствуя лукаво мобильники в образовательных учреждениях запретили. Самый яркий пример – Франция. В школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новыи Южныи Уэльс (Австралия) также введен запрет.
У нас – не запрет – рекомендация. Что «два надзора» предлагают школьной администрации и родителям:
- Обсудить на уровне учредителей – как правило муниципалитетов, а также управляющим советам школ возможность ограничить использование мобильных в школе. За исключением детеи , нуждающихся в пользовании такими устрои ствами по состоянию здоровья (например, мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.). Что важно – речь идет не только о школьниках, но и об учителях, школьных администраторах и родителях. То есть школа может стать территорией вообще свободной от мобильников.
- Включиться школьным психологам в работу по объяснению ребятам чем опасна зависимость от гаджетов, которой, увы, многие школьники на самом деле страдают.
- Ввести правило: в школе если и пользоваться смартфонами, то в режиме «без звука». Как я понимаю, никто не предлагает полностью оставить школьников и учителей без связи. Но если нужно позвонить или ответить на звонок – хорошо бы, чтобы не раздавались трели по всему коридору.
Согласно тексту методических рекомендаций, есть школа может стать территорией вообще свободной от мобильников.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Предусмотреть места хранения во время образовательного процесса (при наличии такои возможности и необходимости). Самый непростой пункт, кстати. Потому что для заказа таких ящичков для хранения гаджетов нужны деньги. И пока не решен правовой вопрос: а кто несет ответственность, если из ящичка телефон исчезнет. Школа? Дежурный учитель?
- Продумать, каким образом школьники будут пользоваться электронными дневниками (если перешли на них) без использования мобильных. Открыть компьютерные классы на переменах? Сделать доступным для ребят компьютер на столе учителя?
- Ну и моя любимая рекомендация: «использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся между уроками (занятиями), восполнения их физиологическои потребности в двигательнои активности с учетом возрастных норм». Ребята, по сути «два надзора» разрешили бегать, прыгать и всячески суетиться на переменах!
Понятно, что такие рекомендации будут выполняться не сразу. И не всеми. Скорее, рекомендации – это еще один важный шаг в тому, чтобы сформировать культуру пользования электронными устройствами. Жизнь такая, что обойтись без смартфона становится все сложнее. Но важно привыкнуть – это один из инструментов, облегчающих нам жизнь. И не нужно им же себе жизнь укорачивать (есть научные работы, например, доказывающие взаимосвязь развития рака от частоты облучения мобильным телефоном).
КСТАТИ
В документе ссылаются на исследование в Великобритании. Там ученые выяснили: запрет на использование телефона в занятиях у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.
В методических рекомендациях приводится памятка, прислушаться к советам которой я бы посоветовал всем – и детям, и их родителям.
1.Исключите ношение устрои ств мобильнои связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2.Максимально сократите время контакта с устройствами мобильнои связи.
3.Постарайтесь максимально удалить устройство связи от головы в момент соединения и разговора (лучше использовать громкую связь или гарнитуру - наушники).
4. Максимально ограничить звонки с устрои ств мобильнои связи в условиях неустои чивого приема сигнала сотовои связи (автобус, метро, поезд, автомобиль). В этот момент мобильник «напрягается», чтобы установить связь и излучение у него на пике.
5. Размещайте мобильник на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
ВОПРОС ДНЯ
Чего больше - вреда или пользы от мобильников детям?
Дмитрий ЗИЦЕР, директор Института неформального образования INO:
- Учителям нужно научиться использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Ведь самая главная задача учителя - вести урок так, чтобы с него не хотелось сбежать.
Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА, член Общественной палаты по образованию:
- Дети не могут себя контролировать, и задача взрослых - вводить ограничения или даже тотальный запрет до 5 или 7 лет. А дальше необходимо разумное использование, ведь в смартфонах заложено много образовательных программ.
Чего больше - вреда или пользы от мобильников детям?
Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Герман КЛИМЕНКО, бизнесмен, отец четверых детей:
- Не возражаю, чтобы дети пользовались смартфонами. Мой младший с трех лет без айпада не ел. Знаю истории, когда в наши дни родители вырастили детей без компьютера и эти дети не вписались в современный мир. Сейчас даже продавцом в магазин не берут без цифровых знаний!
Сергей ИВАШКИН, консультант Института развития человека и организации:
- Часами не двигаться на уроках, потом на перемене прилипнуть к смартфонам, которые сами управляют твоим вниманием. Ничего хуже и придумать нельзя для детей.
Дмитрий МЕНДЕРЛЮК, бизнесмен:
- Оценка «полезно - вредно» вообще мало касается гаджетов. Они скорее катализатор того, что уже есть внутри у человека, преумножают положительные качества, помогают быть более эффективными, дисциплинированными целеустремленным людям. И наоборот - преобладающую в ком-то дурь они делают более яркой и заметной.
Инна МАЛИКОВА, певица:
- Меня все это очень пугает! Начинается все это с безобидных мультиков. Поэтому без контроля никуда, хотя и очень сложно. Да я и сама в телефоне сижу больше, чем любой ребенок, мне кажется! Слава богу, я хотя бы это замечаю за собой!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мобильникам в школе не место?
Обозреватель «КП» Александр Милкус - об инициативе спикера Совета Федерации (подробности)