Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды30 декабря 2020 16:16

В Москве закрылся журнал "Наше наследие", созданный Дмитрием Лихачевым

Самый популярный культурологический журнал раздал свои богатства и ушел на покой. Подробнее - в материале нашего колумниста Сергея Селедкина
Подшивка журнала "Наше наследие". Фото: antiquebooks.ru

Подшивка журнала "Наше наследие". Фото: antiquebooks.ru

Пока я лил слезу по поводу выселения журнала "Знание-сила", тихо и незаметно "издал последний вздох пэжэ" журнал "Наше наследие".

Что за журнал такой

Вроде бы, совсем не "Огонек" и миллионнолетней историей похвастаться не может. Журналу всего-то чуть больше тридцати лет. А жалко и еще как.

Гуманитарии "Наше Наследие" очень любили, а напечататься в нем - почитали за великую честь. Потому что придумал журнал сам Дмитрий Лихачев. Здесь публиковали литературные сенсации вроде неизданных текстов классиков. Но, помимо содержания, издание отличалось великолепными полиграфией и версткой. Невиданный случай: именно журналу в 1999 году выдали Госпремию в области литературы и искусства. Повторюсь, не человеку, а журналу. Беспрецедентное событие.

- В девяностые тираж доходил до двухсот тысяч экземпляров, это был рекорд среди профильных культурологических журналов. Потом, естественно, все схлопнулось, но и в наши времена выход каждого нового номера становился событием, - говорит историк Михаил Коробко.

Чем поживиться на развалинах

После смерти любого издания с историей остается много чего интересного. Например, когда съезжал "Знание-сила", то редакция объявила аттракцион неслыханной щедрости и раздала библиотеку, привидение и работы художника Бреля.

В "Нашем наследии" было, чем поживиться. Издание, например, владело чудесной усадьбой Дельсаля в Неопалимовском переулке.

Здание построили после того, как Наполеон подпалил Москву. Здесь жил преподаватель французского и арифметики Дмитрий Дельсаль, а потом - его сын, архитектор Петр Дмитриевич. (Если помните укромный "грот Дельсаля" в Нескучном саду - это Петра Дмитрича рук дело).

Бывал в усадьбе Дельсаля и Пушкин. Именно поэтому во дворике особняка стоял памятник Александру Сергеевичу работы скульптора Лазаря Гадаева. Это один из самых необычных памятников, ведь скульптор изваял его не по портретам, а по карикатуре Пушкина на самого себя. Там же, во дворике, можно было увидеть и другие работы Гадаева: "Флейтиста" и "Александра Блока".

Памятник Пушкину работы Лазаря Гадаева. Фото: Владимир Енишерлов @ Facebook

Памятник Пушкину работы Лазаря Гадаева. Фото: Владимир Енишерлов @ Facebook

Еще осенью без лишней шумихи все скульптуры передали в усадьбу Шахматово.

- Знаменитый особняк в Неопалимовском переулке, этот старенький дом наш, обветшавший и одряхлевший, становится на реставрацию, - отметил главред Владимир Енишерлов.

Формально - именно реставрация особняка и послужила причиной закрытия журнала. Владимир Енишерлов хорохорится, что журнал еще повоюет, но, как всегда бывает в таких случаях, сотрудники жалуются, что их оставили без зарплаты за последний номер, винят в произошедшем 80-летнего редактора, распространяют в соцсетях двустишие: "Он тридцать лет вел к гибели журнал и к юбилею все же доконал". Правда, авторы стихотворения не уточняют, что бы делали сами на месте своего начальника и из каких источников брали бы деньги на дорогостоящее издание и поддержание в порядке особняка.

Слухи о том, что с журналом все очень плохо, барражировали давно. В 2018 году издание прекратило подписку, осенью прошлого года номера вообще перестали выходить. Но все надеялись на лучшее.

Видимо, надеялись потому, что у издания всегда находились состоятельные покровители. Сначала это был Сергей Миронов, пока он был председателем Совета Федерации. Потом - бизнесмен Владимир Палихата, один из спонсоров избирательной кампании Ксении Собчак.

В журнале даже уповали на помощь вдовы Солженицына, надеясь, что Фонд Русского Зарубежья возьмет их под крыло. Однако не срослось.

И очень жаль.