Премия Рунета-2020
Краснодар
+31°
Boom metrics
Общество5 марта 2021 19:40

Уходя уходи

Компанию «Ламналко», которая обслуживала Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) на протяжении долгих лет, сменяет новый подрядчик «Транснефть – Сервис». Вокруг этой, казалось бы, понятной ситуации развернулась странная медийная история
Иван КОМЯКОВ
Фото с сайта КТК

Фото с сайта КТК

Парадоксальная ситуация складывается вокруг смены подрядной организации, обслуживающей Морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске.

Как многие знают, предприятие КТК – крупный международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и крупных западных компаний, занятый транспортировкой нефти с месторождений на Каспии на Морской терминал и ее отгрузкой на суда под Новороссийском. И вот нежданно-негаданно консорциум попал под информационную атаку своего подрядчика – ООО “Ламналко”, предприятия со стопроцентным иностранным участием.

«Ламналко» является российской «дочкой» кипрской компании Smit Lamnalco Limited. Головная компания специализируется на глубоководных работах, например, участвовала в подъеме затонувшей подлодки “Курск”. С дочерней структурой столь серьезной компании в 2010 году акционеры КТК заключили 10-летний контракт на обслуживание собственного нефтеналивного терминала под Новороссийском, бункеровку судов, ликвидацию возможных разливов нефти и пожаров.

Интересы ООО “Ламналко”, по свидетельству издания Полит.ру, активно лоббировали крупные западные компании, а вот что двигало ими: желание привлечь профессионального подрядчика или иметь в КТК подконтрольную структуру, опосредованно приносящую дополнительный доход – долгое время оставалось не до конца понятным. Интересно, что для «захода» в Консорциум был использован нестандартный маневр – «Ламналко» выкупило акции предыдущего подрядчика КТК, который ранее обеспечивал указанные выше виды работ. Что здесь: только желание получить крупный долгосрочный контракт или у части акционеров были другие, менее очевидные цели?

Компания в целом справлялась со взятыми на себя обязательствами, хотя уже позже были выявлены довольно странные факты их деятельности.

Оказалось, например, что компания осуществляет бункеровку судов и утилизацию отходов через организации, не имеющие лицензий, что может привести к штрафам и остановке работы терминала. Об этом писали «Ведомости» со ссылкой на результаты проведенного аудита.

Вспоминается история, когда в июле 2016 года буксиры «Ламналко», сопровождавшие танкера к выносным причальным устройствам (ВПУ), обладая низкой тягой и формально даже не являясь эскортными, стали причиной аварии при погрузке танкера «Eurochempion» на ВПУ № 1, которое из-за инцидента было временно выведено из эксплуатации.

Все это время, поскольку ООО «Ламналко», возможно, было не в состоянии оказывать ряд услуг, КТК был вынужден привлекать сторонние организации. Так, с 2011 года услуги, связанные с ликвидацией разливов нефти и тушением пожаров, оказывали аварийно-спасательные группы «Экошельф», ФГУ «НУ АСПТР», ОАО «ЦАСЭО», ООО «Транснефть – Сервис». При этом стоимость контракта с «Ламналко» не снижалась.

В 2019 году в связи с истечением срока действия контракта и действующими в компании процедурами был проведен тендер, победителем которого стала российская компания «Транснефть – Сервис». В мае 2019 года в г. Баку управляющими органами Консорциума результаты тендера были утверждены и, соответственно, принято решение о прекращении отношений с ООО “Ламналко”. В 2020 году полномочия этого подрядчика должны были закончиться, но для обеспечения эффективной и безаварийной передачи всех дел на морском терминале КТК иностранному подрядчику продлили работу еще на целый год. Казалось бы, имея дело с крупной, позиционирующей себя в качестве профессиональной и соблюдающей нормы корпоративного права компании, КТК рассчитывал, что процесс передачи дел будет безболезненным. Однако компания «Ламналко» начала вести себя довольно странно.

Так, две недели назад в ходе осмотра приемного терминала после шторма «было обнаружено образование гофры на 5-м шланге внутренней линии ВПУ № 2», - сообщила пресс-служба КТК. Обычная ситуация, иногда оборудование получает повреждения. В данной ситуации абсолютно некритичное, которое не влечет серьезных последствий. Вместе с тем, в соответствии с правилами «подача нефти была прекращена, запорная арматура закрыта», а действующий подрядчик (ООО «Ламналко») был приглашен для устранения неполадки. Однако последний отказался заменить дефектный шланг, сославшись на «плохую погоду и отсутствие технических возможностей», - процитировал «Интерфакс» пресс-службу КТК.

Но этим дело не кончилось – подключилась «желтая пресса». В одном издании как по расписанию подряд вышли три заказные (это установлено) статьи. В них смешали вместе старые факты, слухи, внутреннюю служебную информацию, доступную лишь акционерам, в том числе западным. Они-то видимо и посчитали возможным передать их для публикации, обильно снабдив нелепостями, вроде нехватки у нового подрядчика КТК персонала и судов для обслуживания терминала, либо слухами о взаимосвязи мифической крупной аварии с массовой гибелью птиц. Вообще-то последний пассаж тянет на клевету и попытку намеренного нанесения ущерба репутации компании. Но этим вопросом, наверняка, займутся юристы консорциума.

Но на любой инсайд – свой инсайд, и уже известно о готовящемся четвертом извержении – именно за четыре публикации сразу была внесена плата. Оптом, видимо, дешевле, кто знает…

Интересно, кстати, кто находится «в тени» и стремится дергать за не такие уж и невидимые нити информационной атаки. Мы упоминали в начале статьи, что активными лоббистами «Ламналко» являлись и являются некоторые западные участники консорциума. Какие цели они преследуют не вполне понятно. Ведь им очевидно, что с 16 марта обслуживание переходит к «Транснефть – Сервис», а «Ламналко» с российского рынка уходит и, видимо, надолго: маловероятно, что кто-то еще захочет привлекать компанию с серьезно подмоченной репутацией. Возможно эти лоббисты отчитаются перед политиками-русофобами в некоторых столицах Запада: мы боролись и сделали, что могли». Это о «менее очевидных целях». …Занавес!

Ответ ООО «Ламналко»

Публикуется в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О средствах массовой информации»

Компания ООО «Ламналко», ставшая героем публикации Ивана Комякова, имеет честь сообщить, что в указанной статье действительно содержится доля правдивой информации. Соответствует действительности тот факт, что наша компания на протяжении более 10 лет выполняла работы по обслуживанию терминала КТК и в начале работы в 2010 году с небольшой задержкой по времени получила одну из лицензий, за что заплатила незначительный штраф. На этом правдивая информация заканчивается.

Мы не знаем, из каких источников черпал свою информацию автор, но принимаем к сведению сообщение редакции, что «редакция и журналист не несут ответственности за распространение сведений, несоответствующих действительности, если они получены от информационных агентств».

Теперь перечислим соответствующие истине утверждения (полностью противоположные утверждениям в статье):

· ООО «Ламналко» 100% российская компания – один из крупнейших налогоплательщиков Новороссийска;

· ООО «Ламналко» не устраивало информационных атак против АО "КТК-Р";

· АО "КТК-Р" не предъявляло претензии к судам, ТТХ которых были оговорены сторонами в договоре.

· Ликвидация разливов нефти не входит в объем услуг, поэтому лицензия на этот вид услуг не требовалась;

· АО "КТК-Р" нанимало специально аттестованные организации, исходя из требований Плана ЛРН;

· Причиной аварии на ВПУ стали неправильные действия капитана танкера, а не ТТХ буксира;

· ООО «Ламналко» не отказывалось от проведения работ по замене шланга;

· Результаты тендера официально не объявлены.

Сообщаем читателям издания, что все недостоверные утверждения, опубликованные в статье, систематизированы нами и опровергнуты в письме к редакции, снабжены ссылками на достоверные источники информации, несущие ответственность за размещенную на их страницах фактуру. Мы также несем ответственность за все факты, использованные в нашем ответе. Более подробную информацию о ситуации можно получить в статье “Ламналко” нефтегазовые терминалы в шторме лжи”, опубликованной 19.03.2021 на сайте “Свободная пресса”.