Премия Рунета-2020
Краснодар
+2°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 февраля 2024 10:27

«Ждем реформы»: Почему Краснодар опустился в рейтинге качества общественного транспорта

Марина Репещук назвала способы, как улучшить ситуацию с общественным транспортом в Краснодаре
Авторы (2):
СМЕРТИН Антон
Трамвай в Краснодаре, 1948 год

Трамвай в Краснодаре, 1948 год

В рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, который был составлен компанией Simetra, Краснодар занял 33 место, потеряв шесть строчек по сравнению с 2022 годом. Среди «миллионников» столица Кубани оказалась на 13 строчке из 18.

Эксперты отметили, что за год в краснодарском общественном транспорте ухудшились комфорт и удобство (-13) и физическая доступность (-6). При этом выросли функциональность транспортной сети (+2), устойчивое развитие и безопасность (+16). А вот ценовая доступность, по версии авторов рейтинга, осталась без изменений.

Краснодарцы часто жалуются работу перевозчиков – и муниципального, и частных. Может даже показаться, что это одна из традиций Краснодара. Вот, например, что писала газета «Красное знамя» в 1933 году: «Вагон, переполненный до отказа, с висящими гроздьями тесно сплетенных тел на подножках, тяжело двигается с места. Деятельно обижая чужие мозоли, кондукторы мотаются по вагону, создавая ненужную давку, и назойливо пристают с приглашением платить за проезд».

«Вагоны уже на конечных пунктах напоминают собой банки с плотно примятой икрой», - это цитата не из современных соцсетей, а из газеты «Россия» 1918 года.

И даже в 1911 году газета «Кубанский край» сетовала: «Движение нашего трамвая в то время, когда он более всего нужен, т.е. в ненастье, это одна из казней египетских и более ничего».

Действительно ли общественный транспорт Краснодара не меняется к лучшему и могут ли на ситуации повлиять различные рейтинги? Об этом в программе «СМЕРТИН FM» на радио «КП-Краснодар» поговорили журналист Антон Смертин и координатор общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук.

Скажите, как вам рейтинг Краснодара в списке городов по качеству общественного транспорта? Согласны ли вы с ним? Если да/нет, то почему?

- Проблемы с общественным транспортом в Краснодаре, естественно, имеются однозначно очень большие. Есть над чем работать. Мы очень ждем транспортной реформы, но с тем, насколько в рейтинге опустился Краснодар, я категорически не согласна. Дело в том, что в рейтинге, на мой взгляд, абсолютно не учтены те изменения, которые произошли в Краснодаре за последний год. У нас произошло очень серьезное обновление подвижного состава. Муниципальное предприятие получило много трамваев, троллейбусов, получили электробусы, новые автобусы. Если взять рейтинг, где сказано, что мы откатились на тринадцать баллов по комфорту и удобству, то у меня возникает вопрос: «Как по этому критерию учитывалась новая техника?» Причем обновление подвижного состава идет и у коммерческих перевозчиков. Не настолько активная. Конечно, покупаются не такие модели, которые регион помогает закупать для муниципального предприятия. Но это тоже имеет место быть. Указано, что у нас минус 6 баллов по функциональной доступности. Опять-таки у меня вопрос, с учетом обновления подвижного состава: «Каким образом мы могли опуститься в рейтинге по этому критерию?» Более того, необходимо отметить то, что у нас в городе наблюдается переход на брутто-контракты социально важных, но убыточных при этом маршрутов. И мы знаем, что на эти маршруты выходят низкопольные машины с кондиционерами. Они имеют доступность для инвалидов. Да, я понимаю, что однозначно у нас очень высокая стоимость проезда и цена растет. Но когда указано, что ценовая доступность у нас осталась без изменений, то возникает еще один вопрос к тем, кто вел подсчет баллов по этому критерию. В прошлом году достаточно много школьников получили возможность ездить по карточкам на автобусах, которые перевозят пассажиров по брутто-контрактам. На карточках – 50 бесплатных поездок. Они детям выдаются бесплатно.

На мой взгляд, Simetra (компания, которая составила рейтинг) здесь не очень корректно подошла и посчитала. Есть проблема у Краснодара очень серьезная: у нас очень много старых машин. Мы очень ждем транспортной реформы, появления «билетного меню». Мы просто задыхаемся от этого. У нас есть очень большая серьезная проблема, связанная с дефицитом водителей. Но если мы возьмем всю Российскую Федерацию, то мы прекрасно понимаем, что от дефицита водителей критично не страдают, пожалуй, только такие города, как Москва и Санкт-Петербург. Для очень многих городов это проблема.

Здесь необходимо учитывать еще и тот факт, что Краснодар больше, чем другие города, испытывает на себе нагрузку по перенаселению. У нас не только перенаселение «климатическое», когда люди с севера приезжают. Еще в прошлом году было сильнейшее переселение, приехали вынужденные переселенцы из Херсонской области. И эти люди для проживания выбрали во многом Кубань и Краснодар, потому что мы им ближе по климату, по менталитету. Это дало серьезную нагрузку на региональный бюджет. И мы понимаем, почему у нас нет определенного развития, которое мы хотели получить. Но это вынужденная данность. Если взять Россию, то наш регион приграничный. Мы закрываем наши российские проблемы своими силами.

Есть у нас и другие проблемы. Но так критично, настолько сильно по пунктам опустить Краснодар в рейтинге, на мой взгляд, было некорректно. Может быть, на нас сотрудники компании, составляющей рейтинг, обиделись за то, что мы их критикуем за документ планирования?

Рейтинги очень любят писать СМИ и любят читать их аудиторию. Потому что это всегда волнительно: на каком месте твой город среди остальных городов. Насколько это вообще помогает или не помогает развитию общественного транспорта Краснодара? Стоит ли вообще обращать на это внимание или, может быть, просто прочитать и забыть?

- На мой взгляд, это скорее из серии – прочитать и забыть. Когда рейтинг объективный, тогда есть к чему стремиться. Когда мы видим субъективную оценку и когда мы видим, что на самом деле не проработан этот рейтинг, что подсчет баллов проводили те специалисты, которые на самом деле не знают, что происходит в городе, то такой рейтинг – это такое себе. Я думаю, что на него и внимания особого не стоит обращать.

Но опять же, те люди, которые делают рейтинги, просто оценивают со своей колокольни ситуацию, но никак не влияют на то, что происходит раньше во всех городах-участниках рейтинга. Понятно, что ситуация в общественном транспорте зависит в первую очередь от власти, во вторую очередь от перевозчиков, и в третью, но не в последнюю очередь, от нас, от всех жителей Краснодара. Скажите, пожалуйста, что с вашей точки зрения самый обычный краснодарец, пассажир общественного транспорта, может со своей стороны сделать, чтобы этот транспорт становился комфортнее год от года?

- Здесь нужно действовать по принципу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Прежде всего, каждый пассажир в обязательном порядке должен оплачивать проезд по закону. Никаких переводов водителям на непонятные номера карты, на номера телефонов. Потому что мы тем самым себе оказываем медвежью услугу. Когда мы видим какие-то нарушения, необходимо не только возмущаться в общедомовых или районных чатах, необходимо обязательно подавать обращение в Центр мониторинга, на горячую линию, писать обращение в администрацию города. Потому что мы видим однозначно, что мэрия отрабатывает эти обращения. Но, к сожалению, связана она с постановлением правительства, которое ограничивает влияние на представителей бизнеса. При всем при этом, когда есть нарушения, тогда и у нас есть отработка этих нарушений.

Приведу простой пример. Мы собрались с департаментом транспорта и с перевозчиком, обслуживающим 85-й маршрут. Пассажиры говорили о том, что очень много проблем. А перевозчик попросил дать статистику. Сколько же было обращений на горячую линию Центра мониторинга? Сколько же было жалоб на этот маршрут? И как оказалось, пассажиры где-то там себе жалуются. Обращения официальные хотя бы по телефону, хотя бы в WhatsApp они не подают. Тогда перевозчик повернулся к пассажирам и сказал: «А что вы хотите? Может быть, вы все это выдумали? Не было жалоб, не было обращений». Поэтому необходимо писать обращения, и таким образом мы все вместе сможем сделать транспорт лучше.