Предполагаемая линия метро в Краснодаре
Пожалуй, каждый краснодарец периодически мечтает о том, чтобы в нашем городе было метро. Чтобы можно было передвигаться не просто быстро и с комфортом, но и красиво - на современных метропоездах между симпатичными станциями с интересной архитектурой.
Сейчас много говорят о перспективах создания такой линии из центра города в "Новый Краснодар", который еще предстоит возвести в северо-восточной части столицы Кубани.
Но не все помнят, что строительство метро в Краснодаре активно обсуждалось еще полтора десятилетия назад. В 2006-2007 годах краевые и городские власти рассматривали проект краснодарского метрополитена, который мог бы состоять из 19 станций на двух ветках. Считалось, что даже при затратах около 1 млрд рублей на километр пути это могло оказаться дешевле, чем глобальное переустройство улично-дорожной сети Краснодара ради избавления от пробок.
Локомотивом идеи в те времена был профессор и заслуженный инженер Шота Путуридзе, в середине ХХ века строивший подземку в Тбилиси.
"Наши оппоненты утверждают, что в Краснодаре построить метро невозможно из-за грунтов. Однако в Санкт-Петербурге, Минске, Баку, Тбилиси, Ташкенте грунты гораздо хуже, чем в нашем городе, и это не повлияло на развитие сети метрополитена", - говорил он тогда.
Однако в итоге от амбициозного предложения отказались из-за высокой стоимости, сложности реализации и все тех же грунтово-геологических условий.
О том, чем похожи и отличаются старый и новый проекты метро в Краснодаре, в эфире программы "Смертин FM" на радио «КП»-Краснодар» рассказал бывший главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин.
- Это была просто идея. Она была графическим образом обработана, но дальше самых первых проработок дело не пошло. Линия, которая обсуждается сейчас, частично совпадает с тем проектом, который обсуждался тогда, - сказал Рысин. - Тем, что идёт по центру города, по улице Красной, от железнодорожного вокзала. Но о таком масштабном развитии северо-восточной части города тогда речь не шла. А сейчас, насколько я понимаю, речь идет именно о том, чтобы соединить новый район с исторической частью города и микрорайонами.
Почти 20 лет назад Юрий Рысин предлагал провести конкурс среди архитекторов России на проектирование станции метрополитена, если проект будет решено воплотить в жизнь. Сегодня он уверен – своими, то есть местными силами мы не обойдемся.
- Это очень специальная задача. Вообще, проект метро не в состоянии сделать просто обычная проектная организация. Для этого у нас есть специализированные метропроектовские организации, Мосинжпроект и другие, которые специализируются на этом. Есть столько нюансов, такие инженерные сложности при этом строительстве возникают всегда. Причем нет двух одинаковых территорий. Всегда учитывается геология, специфика грунтов, сейсмика делается и так далее. Одно дело – метро в Москве, совершенно другое дело – метро в Петербурге. Совсем по-другому проектировалось метро в Екатеринбурге. Мы изучали этот опыт. И у нас тут тоже очень серьезная специфика. У нас мягкие слабые грунты, обводненность грунтов очень большая. Плюс у нас восьмибалльная, средняя сейсмика.
С учетом сегодняшних технологий проектирования, создание проекта краснодарского метро будет намного быстрее, чем это могло быть раньше. Тем не менее, этот процесс займет несколько лет.
- Детальнейшим образом надо исследовать всю трассу, построить все схемы залегания инженерных коммуникаций, уровней грунтовых вод. Необходимо исследовать грунты на понесущие способности. Это огромная подготовительная работа, даже еще не проектная, - уверен Рысин.
По мнению бывшего главного архитектора южного региона, возведение метро является самым дорогим видом строительства. Даже в сравнении надземных развязок. Кроме того, существует огромное количество специфических трудностей, организация строительных площадок. Это очень затратная вещь.
Ветку метро в Краснодаре хотят проложить из центра на северо-восток, где в ближайшем будущем появится новый микрорайон. «Легкое метро неглубокого заложения» - так его называют власти Краснодара. Оно захватит улицу Красную и продвинется в сторону улицы 40-летия Победы.
- Метро в Краснодаре будет построено за счет привлечения частных инвестиций, - сообщили в администрации города. - Окончательные трассировки будут определены в ходе разработки и утверждения градостроительной документации и документации по планировке территории. Стоимость строительства линии - около 95 млрд руб.
Главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков:
- В первую очередь метро должно появиться в «старом» Краснодаре, и уже только потом дополнится протяженностью туннеля до нового. Мы попробовали составить общую схему развития метро во всем Краснодаре, и из нее выделить первый этап, который свяжет существующий город с новым.