Премия Рунета-2020
Краснодар
+23°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
24 ноября 2023 13:53

Когда построят «Новый Краснодар» и метро, как в крае борются с вывесками на иностранном языке: Большое интервью главного архитектора Кубани Ильи Позднякова

Илья Поздняков: Разработка проекта «Нового Краснодара» закончится в апреле 2024
Илья Поздняков

Илья Поздняков

В эфире радио «КП»-Краснодар» главный архитектор Кубани Илья Поздняков рассказал о советской архитектуре в регионе, новых районах, местах, которых не хватает крайцентру, и многом другом.

«НОВЫЙ КРАСНОДАР»

- Когда завершится проектирование нового района, который в народе уже получил название «Новый Краснодар»? Правда ли, что площадь такого города в городе составит 1,5 тысячи гектаров? Какие главные преимущества будут у этого гигантского района?

- Прежде всего хочется отметить, что сама разработка проекта планировки новой территории закончится в апреле 2024 года. На текущий момент подготовлена довольно подробная концепция, которую мы сейчас активно обсуждаем с представителями разных сообществ. Мы уже встречались и с бизнесом, и с архитекторами, и с общественными организациями, также проводили воркшопы и мероприятия учебного характера в наших архитектурных вузах. Собрали довольно большую обратную связь, и на текущий момент ее перерабатываем, чтобы усовершенствовать концепцию и представить ее в новой редакции. Площадь действительно составляет порядка 1,5 тысячи гектаров. Это довольно большая территория.

Можно сказать, что территория у нас будет развиваться разнопланово. И нельзя утверждать, что это 1,5 тысячи гектаров жилой застройки. То есть жилые дома в масштабах этой территории займут порядка 40% от общего объема всего остального. Это объекты инфраструктуры, зеленые зоны, благоустройство и иные объекты, сопутствующие жилью, а также формирующие базу рабочих мест.

Фото: niipg.com

Фото: niipg.com

- Каковы главные преимущества этого района?

- В первую очередь хочу сказать, что сам район не планируется исключительно как жилой. Поэтому он вмещает в себя большую массу дополнительных функций. Это и культурная составляющая на территории нового микрорайона. Запланировано три театра и один музей. Кроме того, это и бизнес. Такой бизнес-центр. Крупные коммерческие компании могут привлекать резидентов на территорию Краснодара и Краснодарского края из других субъектов, в том числе из федерального центра. Это и административный квартал, где будут собраны органы исполнительной власти края, тем самым сократится трафик в исторических центрах города. Это и медицинский квартал, где будет построен крупнейший онкологический центр, еще одна краевая районная больница. В общем, довольно насыщенный блок объектов и развлекательного, в том числе, назначения. Например, запланирован аквапарк на площади 7,5 гектара. В общем, функции этого района многогранны. У нас есть возможность как раз дополнить недостающими инфраструктурными объектами территорию существующего города Краснодара.

Также будет и встреча с ресурсниками. Мы хотим понять, каким образом лучше эту территорию обеспечивать электроснабжением, водоснабжением, канализацией и так далее. И после этого концепция будет переработана и уже в такой более-менее итоговой редакции опубликована для изучения всеми жителями Краснодарского края.

Фото: niipg.com

Фото: niipg.com

- Хватит ли мощностей для строительства?

- Безусловно, ряд инфраструктурных объектов придётся создавать. Никто не собирается такой объём и такое количество объектов сажать на существующую инфраструктуру города Краснодара. Она их не выдержит. Поэтому необходимо будет создавать новые подстанции, строить новые котельные, тянуть газопроводы, трансформаторные подстанции. Это всё уже есть в проекте. Выделена большая территория для этого. Больше 60 гектаров в совокупности исключительно под инженерные сети.

Фото: niipg.com

Фото: niipg.com

- Это правда, что часть административного ресурса может переехать в Новый Краснодар?

- Да, рассматривается такая возможность переноса исполнительных органов края, то есть краевой администрации, в новый район. Делается это для того, чтобы снять нагрузку с исторического центра города.

ГОРОДУ НУЖНО МЕТРО

- В новом Краснодаре метро будет?

- В первую очередь оно должно появиться в «старом» Краснодаре, и только уже потом дополнится протяженностью туннеля до Нового Краснодара. Поэтому планирование метро на текущий момент у нас находится в такой стадии концепции. Мы попробовали составить общую схему развития метро во всем Краснодаре и из нее выделить первый этап, который свяжет существующий город с новым. Новый город в этой части скорее является драйвером, двигателем привлечения инвестиций к реализации проекта. Чтобы он появился в старом, нам нужно задействовать и новый.

Планируемая линия метро

Планируемая линия метро

- Нужно ли метро Краснодару или нет?

- Моя позиция однозначна – нужно. Чем больше альтернативных способов передвижения появится у горожан, тем комфортнее будет жить. На текущий момент у нас активно развивается сеть трамваев. Уже сейчас заключены некоторые концессионные соглашения, по которым в строительстве находится часть новых трамвайных веток. Активно обсуждается проект городской электрички на ж/д путях, и в дополнение к ним – логичным предложением было бы создание метро в Краснодаре. Любой проект начинается с планирования, и метро – не исключение.

Фото: niipg.com

Фото: niipg.com

УПРОСТИТЬ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ

- Какие основные задачи стояли перед департаментом архитектуры и градостроительной политики Краснодарского края и что предстоит сделать в ближайшем будущем?

- Для себя мы ставили в первую очередь задачи по пересмотру нормативов градостроительного проектирования. С этой задачей, в принципе, мы уже справились. На территории всего Краснодарского края приняты нормы комплексной застройки. Они включают в себя много параметров, начиная от плотности уличной дорожной сети и заканчивая количеством деревьев, которые девелопер обязан высадить на территории. Также мы для себя планировали и ставили задачу по внедрению в информационную базу Краснодарского края новой системы. Это государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Такая система у нас тоже создана, сформирована и интегрирована во все муниципальные образования. Сейчас стоит задача по ее развитию и цифровизации некоторых процессов с целью упростить жизнь и людям, и исполнителям внутри органов власти.

РЕКЛАМЫ СТАНЕТ МЕНЬШЕ

- Какова в настоящее время позиция департамента архитектуры Кубани по вопросу регулирования вывесок? Поддержите ли вы инициативу краснодарского мэра ввести запрет на вывески на иностранном языке?

- У нас разработаны очень подробные методические рекомендации, которые описывают требования к размещению вывесок, в том числе и к билбордам. И, может быть, некоторому бизнесу они покажутся довольно жесткими, но, тем не менее, мы поддерживаем муниципальные власти, во-первых, в части сокращения объема вывесок, особенно билбордов, которые выставлены на территории наших городов. Как пример могу привести город Новороссийск, который сделал инвентаризацию и сопоставил фактическую ситуацию по размещению билбордов с нашими рекомендациями. Получилась интересная картина, при которой в случае выполнения всех рекомендаций количество билбордов, выставленных на улицу, необходимо сократить почти в 10 раз.

Потому что большая часть из них стоит, на наш взгляд, необоснованно, либо там, где вообще им не место. Поэтому инициативы по сокращению, упорядочению и оптимизации мест размещения рекламных щитов мы готовы поддерживать, оказывать любую посильную методическую помощь муниципальным образованиям. Наверное, это правильно в текущих реалиях.

НЕЛЬЗЯ ХОРОНИТЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

- Мэрия Краснодара решила воссоздать исторический квартал в центре. Как вы видите этот исторический квартал? Вы за какой баланс между историческими и современными объектами?

- Я поддерживаю начинание по восстановлению и сохранению исторического центра города Краснодара. На мой взгляд, это придает ему узнаваемость, аутентичность. И если мы, грубо говоря, наше наследие похороним, то и к городу нашему отношение будет совершенно иное, как у туристов, так и у самих жителей. Поэтому могу сказать, что у Краснодара достаточно территорий, в границах которых можно создать новую среду, абсолютно не похожую на то, что мы видим вокруг себя сейчас. Соответственно, с наследием тоже нужно работать очень аккуратно и по возможности его сохранять, ремонтировать, поддерживать, либо проводить реновацию среды, но с учетом каких-то исторических и характерных особенностей Краснодара.

ТЕМПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦОБЪЕКТОВ УВЕЛИЧЕНЫ В 10 РАЗ

- Мы провели опрос и спросили у слушателей радио «КП», что бы они построили и что снесли в Краснодаре. Горожане советовали придать современности «Солнечному острову», построить аквапарк, добавить скверов и бульваров, построить новые дороги и развязки, восстановить цирк, возвести больше школ и детсадов. Согласны с этим?

- Знаете, большую часть из этого мы реализуем уже сейчас. Если мы говорим про социальную составляющую, то на текущий момент темпы строительства увеличены в десятки раз по отношению, допустим, к периоду пятилетней или семилетней давности. Каждый год в Краснодаре строится порядка 10 школ и большое количество детских садов. Что касается «Солнечного острова», то сейчас активно обсуждается проект его благоустройства. В планах у муниципальных властей в ближайшем будущем как раз провести работу по его реновации. Что касается вопросов, связанных с транспортной инфраструктурой, то здесь как раз мы недавно обсуждали планы по развитию трамвайных сетей, по строительству метро. В этом проекте тоже движение идет.

- А сами бы что хотели построить?

- Ответ можно найти в презентации по развитию нашей северо-восточной части города и, как я уже говорил, это среда, в которой хотелось бы мне жить самому. И такая возможность у нас на текущий момент есть. Я думаю, что в ближайшие месяц-два мы всё продемонстрируем на бумаге, хотя бы в планах, которые у нас будут реализовываться в течение последующих 15-17 лет.

КРАСНОДАРСКИЙ ЦИРК СОХРАНИТ СВОЙ ОБЛИК

- Что было хорошего в советской архитектуре, что сегодня утрачено и что нужно было бы возродить?

- В советской архитектуре была одна из особенностей – это система ценностей, которая закладывалась на этапе обучения. Очень хорошая была школа именно композиции, которая отражена как раз в здании Краснодарского цирка. Кстати, сейчас активно ведется разработка документации по его восстановлению. Думаю, что в следующем году, весной, начнутся работы по реконструкции цирка в тех же параметрах. То есть он не изменит свой внешний облик, а сохранит. Он как раз один из ярких представителей такой качественной советской архитектуры. Театр драмы – еще один пример качественной советской архитектуры.

«МЕНЯТЬ СРЕДУ ВОКРУГ СЕБЯ»

- Что повлияло на ваш выбор профессии? Кого бы вы могли назвать своим учителем, примером в работе?

- С детства у меня была внутренняя потребность менять среду вокруг себя и, наверное, это стало таким логическим продолжением в выборе профессии. Где бы я мог самореализоваться в этой части? Возможно, стать дизайнером, возможно, художником. Но уже сложилось так, что я стал архитектором. И, слава богу, у меня появилась возможность менять среду вокруг себя в довольно большом масштабе.

Учителей, на которых до сих пор себя пытаюсь ориентировать, было несколько в моей жизни. Один из них – это Юрий Александрович Москвитин, мой первый руководитель, заслуженный архитектор России. Второй – это Сергей Андреевич Кошевой. Это тоже мой бывший руководитель. Я пытаюсь на них равняться при принятии решений. Это такие для меня очень близкие и в то же время уважаемые люди, которые на моих глазах действительно меняли эту жизнь к лучшему и продолжают это делать до сих пор.

- Вы требовательны к себе, к другим людям?

- Я да. Но в большей степени к себе, наверное.

БОТСАД ИЛИ ПАРК ГАЛИЦКОГО?

- Какие ваши любимые места в Краснодарском крае?

- Люблю исторический центр Краснодара. Во-первых, я живу здесь. Он в какой-то степени стал для меня таким маленьким Краснодаром в Краснодаре, потому что большую часть своей жизни я провожу именно здесь. И природа Краснодарского края. Она и уникальная, и поразительная. Я стараюсь по возможности в выходные выезжать в разные части региона. Люблю Анапу, Туапсинский район. Северский район тоже мне импонирует очень.

- В выходной день куда вы идёте, чтобы прогуляться?

- В выходной день стараюсь в большей степени выезжать за город, но большую часть жизни провожу в пределах исторического центра. Это улица Красная, Кубанская набережная. В Дендрарий иногда выезжаю. Особенно в тёплое время года могу просто полежать на травке, почитать книгу. Люблю это пространство. Оно более спокойное, нежели парк Галицкого, более камерное, природное. Таких мест, мне кажется, Краснодару не хватает.

КУБАНСКИЙ БОРЩ

- Как вы относитесь к кубанской кухне? И какое блюдо можете приготовить своими руками?

- Не могу сказать, что я много готовлю. Люблю кубанский борщ. Первый раз попробовал здесь зеленый кубанский борщ. Наверное, это одно из часто употребляемых мной блюд.

СПРАВКА «КП»

Илья Поздняков окончил Московский государственный университет технологии и управления. Работал ведущим архитектором в архитектурной мастерской «Ар-Деко», разрабатывал проекты генеральных планов городов и сельских поселений. В 2016 году его назначили главным архитектором города-курорта Зеленоградска, в 2020 году стал руководителем департамента архитектуры и градостроительной политики Краснодарского края.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«В городе слабые грунты и восьмибалльная сейсмика»: Бывший главный архитектор Кубани указал на проблемы при строительстве метро в Краснодаре

Экс-главный архитектор Кубани назвал строительство метро в Краснодаре дорогим удовольствием (читайте далее)